Контроль качества товаров

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

-механизм обеспечения требуемого уровня качества и безопасности продукции и услуг в интересах потребителя.

Применяемая в РФ система стандартов обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии единый технический язык, унифицирует важнейшие технические характеристики документы.

Основная задача стандартизации – взаимопонимание сторон, единые требования к качеству, совместимость и взаимозаменяемость процессов и услуг, нормативно-правовое регулирование всех процессов (процесс изготовления, планирования, контроля кач-ва).

Осн док-ты- стандарты разной подчинённости:

1) Государственные (ГОСТ или ГОСТ-Р)

2) Отраслевые (ОСТ)

3) Региональные или территориальные (Территориальные строительные нормы (ТСН))

4) Стандарты предприятия или местный уровень (СТП: ТУ (технические условия))

 

В РФ действует несколько видов стандартов, к-ые отличаются спецификой объекта стандартизации:

1. Основополагающие стандарт – док-ты, кот-ые содействуют техническому единству в разл областях науки, техники и производства:

a. Организационно методические – общие правила проведения работ, нормативно-техн док-ты

b. Общетехнические –стандарты на техн термины, нормы производства, процессов и т.д.

2. Стандарты на продукцию – содержат требования к продукции: технические требования, основные параметры, общие требования к кач-ву, маркировка, требования к упаковке, транспортировке и хранению, мб требования к эксплуатации и ремонт

 

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

Сертификат (сделано правильно)

Сертификаты происхождения и кач-ва (по отношению к продукции)

Сертификат происхождения –документ, в к-ом прописан изготовитель данного продукта (страна, организация, адрес юридический)

Сертификат качества- док-нт, в к-ом содержатся характеристики различных св-тв, к-ыеопределяют егокач-во.

 

Наиболее широкое распространение получил сертификат соответствия – документ, который является результатом специальной процедуры, называемой сертификацией соответствия.

Сертификация необходима для создания условий деятельности предприятий и организаций на едином международном рынке, содействие экспорту и импорту, повышение или создание конкурентоспособной продукции, подтверждение кач-ва продукции, заявленного изготовителем, защита потребителей, безопасность продукции.

Сама процедура сертификации осуществляется двумя сторонами – сам заявитель (добровольная сертификация) – организация производитель, продавец, юр или физ лицо, к-ое обращается с заявкой о проведении сертификации и принудительная, когда органы власти в принудительном порядке заставляют проводить сертификацию.

Действия для процедуры серт: сертификационные испытания, выдача сертификата, инспекционный контроль, отмена или продление сертификата или выдача нового.

Сертификация и стандартизация отл по сути.

Сертификация – это действие, проводимые с целью подтверждения соответствия продукции определённым нормам (ГОСТам) и др документам.

 

Международная сертификация

Организации, занимающиеся этим:

-Междунарорг по стандартам, которая разрабатывает и подтверждает стандарты.

-Европейская организация по сертификации

-Европейская организация свободной торговли

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

Контроль качества — проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях.

Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара, причем виды и цели контроля на каждой стадии могут быть различными.

На стадии производства контроль качества осуществляет изготовитель. Целью такого контроля является отбраковка некачественных изделий, а также установление причин возникновения брака.

На стадии обращения контроль качества осуществляется для проверки сохранности товаров при хранении, транспортировании, а также продаже.

Контроль качества товаров в процессе приемки осуществляют на складе получателя или на складе поставщика в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами

По месту в процессе производства контроль качества делится на входной, операционный, приемочный, инспекционный.

Входной контроль для входящей продукции осуществляется при изготовлении, ремонте или эксплуатации.

Операционный контроль проводится во время выполнения или после завершения технологической операции при производстве изделий. Основная цель такого контроля предотвратить появление дефектов процесса изготовления и выявить причины появления дефектов.

По результатам приемочного контроля принимается решение о пригодности продукции к поставкам и (или) к ее использованию.

По срокам проведения контроль делится на непрерывный, периодический и летучий. При непрерывном контроле информация о контролируемых параметрах поступает постоянно. При периодическом контроле поступление информации о контролируемых параметрах происходит через определенные интервалы времени. Летучий контроль проводится в случайное время. Эффективность летучего контроля обуславливается его внезапностью.

По характеру влияния на объект контроль может быть разрушающим и неразрушающим.

По полноте охвата контролируемых изделий контроль разделяется на сплошной и выборочный.

В зависимости от характера сравнения показателей качества выборочный контроль качества партии товаров может быть проведен по качественному (альтернативному) и количественному признакам.

При контроле по качественному признаку единицы продукции подразделяют по определенному признаку на соответствующие и несоответствующие требованиям. При контроле качества по количественному признаку у каждой единицы продукции в выборке измеряют числовые значения одного или нескольких контролируемых показателей.

Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Цель контроля — проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.

Оценка качества — это более широкое понятие, чем контроль качества. При проведении оценки качества учитывают большее количество показателей качества.

Оценка уровня качества — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Уровень качества является относительной характеристикой качества продукции, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.

Методы оценки показателей качества подразделяются в зависимости от способов сравнения показателей качества и источника получения информации или используемых средств.

В зависимости от способа сравнения показателей качества различают дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества.

Дифференциальный метод подразумевает сопоставление единичных показателей качества оцениваемой продукции с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции. При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции

Преимущество комплексной оценки — учет значимости отдельных свойств и получение одной итоговой оценки. Однако она не дает полного представления об отдельных свойствах продукции и не исключает возможности компенсации недостатка одного показателя избыточным другим. Поэтому комплексные оценки обычно не рекомендуют для контроля качества продукции. Эти оценки должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества продукции. Поэтому предпочтительнее использовать комбинированный метод оценки качества.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Его применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции.

В зависимости от источника информации или используемых средств могут применяться следующие методы оценки показателей качества: измерительный, расчетный, регистрационный, органолептический, экспертный, социологический и смешанный.

Установление норм показателей и требований к ним осуществляется при стандартизации. Нормы и требования к важнейшим показателям качества регламентируются в действующих стандартах и (или) технических условиях.

Сравнение фактических показателей качества с базовыми осуществляется подбором такого базового образца, сравнение с которым обеспечивает конкурентоспособность продукции.

Оптимальными называются такие значения показателей качества продукции, при которых достигается: наибольший эффект от эксплуатации продукции при заданных затратах на ее создание и реализацию, заданный эффект при наименьших затратах, наибольшее отношение эффекта на эксплуатацию к затратам.

 

ПРИЁМКА ТОВАРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: