Конституционно-правовой статус государственного органа – это положение государственного органа, определяемое нормами конституционного права

Данные нормы образуют конституционно-правовой институт государственных органов. Это самый объемный институт конституционного права.

Элементами конституционно-правового статуса государственного органа являются:

1. Компетенция. Она включает два аспекта:

· Полномочия – это права и обязанности государственного органа. Поскольку у органов власти права и обязанности чаще всего слиты, то они обобщенно и называются полномочиями.

· Предмет деятельности – это сферы общественной жизни, в которых органы власти реализуют свои полномочия. Например, промышленность, торговля, образование.

2. Правовые акты, принимаемые органом. Каждый государственный орган может принимать правовые акты, но далеко не все государственные органы уполномочены на принятие нормативных правовых актов. Например не могут принимать нормативные правовые акты Администрация Президента, органы прокуратуры (кроме генеральной), суды (кроме высших судебных), Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов.

3.Устройство государственного органа. Это система органа власти, то есть части, из которых он состоит и их взаимосвязи. Устройство Парламента характеризуется наличием двух палат.

4. Порядок формирования и прекращения полномочий государственного органа. Есть несколько способов формирования органа:

· Назначение;

· Избрание. Государственные органы могут избраться народом, либо другими государственными органами.

· Смешанный. Половина судей Конституционного суда назначаются Президентом, а вторая половина судей избирается Советом Республики.

5. Процедура деятельности государственного органа. Данный элемент имеет значение, прежде всего, для коллегиальных государственных органов. В некоторых случаях процедуре их деятельности придается исключительно большая роль.

47.

Система ОГВ РФ.

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3. Правительство Российской Федерации;

4. суды Российской Федерации.

Конституцией РФ закреплен принцип разделения государственной власти на:

1. законодательную;

2. исполнительную;

3. судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Принципами организации и деятельности органов государственной власти в РФ являются: демократизм, законность, единство, гуманизм, научность, выборность, гласность, суверенитет государственной власти, участие граждан в осуществлении государственной власти.

Виды органов государственной власти в РФ.

1. В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

2. В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.

3. В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.

4. В соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.

5. В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.

Законодательная ветвь власти — это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации; в субъектах — государственные советы, государственные собрания, за­конодательные собрания, краевые, областные, городские думы, Московская городская Дума, Санкт-Петер­бургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (федеральные министер­ства и службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.).

Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

В субъектах РФ органами исполнительной власти могут высту­пать президенты, губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

· органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

· органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции, он не от­несен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование, взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Судебную власть осуществляют только суды, например, Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: