Предмет и структура политологии

Политология (греч. politika - государственные и общественные дела и logos - слово, понятие, учение) - наука, объектом которой является политика и ее отношения с личностью и обществом.

Политология является изучение объективных закономерностей мирового политического процесса, политических отношений в отдельных странах и группах стран; отношения между классами, государствами, нациями, где главная задача состоит в том, чтобы удержать, сохранить или завоевать власть, способы управления социально-политическими процессами.

Политология выступает как специальная теория политики, которая отличается от других наук следующим:

- Изучает политическую сферу общественной жизни не в общем ряду многих других объектов, как это делают, например, философия, социология история, а как единственный и основной объект;

- Изучает не отдельные аспекты политической жизни, а рассматривает его как многомерную, целостную систему;

- Главным своим предметом имеет познания закономерностей деятельности по руководству и управлению обществом на основе публичной власти.

- Имеет целью выработать знания, которые позволят ориентироваться в окружающем мире и благодаря этому активно осваивать, преобразовывать его предвидеть и сознательно формировать политическую сущность общества, упорядочивать отношения между людьми на основе общечеловеческих ценностных ориентаций.

КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ - это общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Их спецификой является то, что они раскрывают разные стороны процесса осуществления власти в обществе.

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕЕ СТРУКТУРУ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЦИНЫ. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

1) теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и содержание политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;

2) теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает их сравнительный анализ, а также характеристику основных политических институтов – государств, партий, общественных организаций и отношений между ними;

3) теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом; механизмы принятия и реализации политических решений;

4) история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки.

 

 

5. Функции, категории, методы и методологии политической науки

Политология – это наука о свойствах политической реальности, о тенденциях ее развития и изменения, о роли механизмов, институтов, людей (с их представлениями, мотивами), создающих, воспроизводящих и преобразующих политическую реальность.

Философское обоснование используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности политических явлений и процессов, политэкономия экономически обосновывает политические процессы и позволяет видеть в политических процессах борьбу за реализацию экономических интересов. Политология анализирует развитие политической власти, формы и методы ее функционирования и использования; возникновение и эволюция политических интересов, взглядов и отношений людей; закономерности политики и политической деятельности, развития политического процесса. Политология выполняет в обществе ряд социально значимых функций:

· познавательная – способствует адекватному познанию окружающей политической действительности;

· инструментально-праксеологическая – ориентирует на использование научных выводов в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации; воспитательно-социализационная, которая связана с влиянием политического знания на механизм политической социализации, с воспитанием индивида как гражданин.

Методы:бихевиоризм — метод, основанный на предположении, что поведение человека — это реакция на различные внешние раздражители и стимулы. В политологии используют этот метод для описания изменений в политическом поведении людей, которые связаны с изменениями реалий жизни, принятием политических решений и т. д.Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сформировались в ходе развития общего научного знания и едины для всех наук. Это универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся:

* сравнение — метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чём состоит подобие сопоставляемых объектов, выделить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии;

* анализ и синтез — единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований;

* индукция и дедукция — методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему и наоборот;

* моделирование — метод, основанный на построении моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости.К нему прибегают в том случая, если анализ реального политического явлении невозможен или затруднён, либо требует больших финансовых затрат или требует много времени. Модель выступает в качестве аналога реального политического объекта. Сегодня этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, которая позволяет оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

6. Позитивные теории об объективных законах политических процессов.

(О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм). Огюст Конт.

Контовский позитивизм, по существу, представляет синтез эмпирического исследования и его теоретического обобщения. Исследование и теоретизирование – два способа познания социального мира. При этом сам ученый особо подчеркивал, что эмпирическое исследование имеет подчиненное значение по отношению к теории. По Конту, позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим исследователем, как это имеет место в естественнонаучных теориях.. Конт при создании науки об обществе принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания: - метод наблюдения – собирание, тщательное описание и объяснение фактов с целью выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. метод эксперимента, имея в виду косвенный, опосредованный эксперимент в виде исследования общественных аномалий (войн, революций), полагая, что по болезни общества можно судить и о его норме; - метод сравнения “различных последовательных состояний человечества.

Г. Спенсер. Физико-нравственная конституция индивида, постоянно воспроизводящая в его сознании потребность наибольшего счастья, является, по его мнению, основным двигателем социальной и культурной эволюции. При этом Спенсер исходил из того, что общество сводится к сумме составляющих его индивидов: каковы люди – таково и общество. Такая позиция получила название социального номинализма. По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: 1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция; 2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация; 3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности. Через призму этих трех критериев – интеграции, дифференциации и определенности – Спенсер рассматривает эволюцию конкретных обществ и их структур. Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Э. Дюркгейм. Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное. Дюркгейм возражает против утверждения Спенсера, что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без общественных норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты.

 

7. Значение методологии Макса Вебера

Ученому-гуманитарию, по Веберу, нужны именно типы действия, а не содержательные характеристики тех процессов, в которые эти действия вплетены. «В социологии, — писал он, — такие понятия как „государство", „кооператив", „феодализм" и подобные… обозначают категории определенных типов человеческого взаимодействия, и ее задача состоит в редукции их к „понятному" действию, а именно к действию участвующих единичных индивидов» («Основные социологические понятия»).Вебер не только нигде не рассматривал сущностных характеристик, например, государства, но и специально оговаривал свой отказ от их анализа. Так, применительно к религии, он подчеркивал: «Мы имеем дело ни с „сущностью" религии, а лишь с условиями и результатами одного определенного типа группового социального действия» («Теория степеней и направлений религиозного неприятия мира», 1910). Таким же образом Вебер обходил содержательный анализ и других важных для его идеологии, явлений.Используемые им категории «идеальный тип» и «социальное действие» разрабатывались в конкретном социальном и культурном контексте Германии, в дискуссиях, в противостоянии и как ответ иным, сейчас плохо известным и уже не имеющим актуальности теоретическим положениям. Вебер искал ответы на вопросы науки и политики своего времени, а не возводил свои идеи в ранг универсальной парадигмы. Поэтому все основные из введенных им в социологию категорий имеют вполне определенные исторические ракурсы и акценты. Дискуссии, которые Вебер вел с марксистами, а также националэкономистами старой и новой экономических школ, были существенно осложнены методологическими и иными проблемами, выросшими в конкретных обстоятельствах.Следует отметить, что в начале XX века и помимо Вебера уже велись весьма успешные разработки понятийного инструментария социальных наук. Здесь можно упомянуть и концепцию нормальных понятий Ф. Тенниса, и теорию общих понятий К. Менгера, и даже марксистскую концепцию понятий, несостоятельность которой до сих пор никем не доказана. Неоднократное и настоятельное использование Марксом «в чистом виде» (по его словам) понятий «капитал», «стоимость» позволяет провести параллель между идеальными типами Вебера и этими «чистыми» понятиями Маркса, если придать последним модельное истолкование. Так, в «Капитале» дан идеализированный образ капитализма, а не его действительность. Однако сам этот образ не является фикцией, поскольку в нем содержится суть, внутренний закон движения такого сложного явления, каким является капитализм. И в этом смысле идеальные типы и модели имеют огромное методологическое значение для анализа конкретных форм исторической реальности.Сегодня основные веберовские категории явно недостаточны, и нуждаются в определенных изменениях и дополнениях, вызванных ростом научного знания, его интернационализацией, развитием логики и методологии социальной науки. Звучащая в США и в Германии в адрес Вебера критика акцентирует внимание на невозможности безоговорочного соблюдения «принципа свободы науки от ценностных суждений», а также трудности построения целостной социологической теории на их основе из-за ограниченности и неопределенности. Во Франции же возникли варианты «практической» социологии, оставляющие в стороне и позади теории, построенные на основе веберовских положений. Вот только будут ли они работать?Так или иначе, при всем уважении к Веберу, в сегодняшней социологической науке все больше крепнет стремление выйти за пределы, очерченные ключевыми идеями его теории.И это вполне естественно, поскольку он сам видел назначение научных идей в том, чтобы быть преодоленными.ЗаключениеМетодология Макса Вебера представляет собой законченную систему методов, принципов и категорий, используемых для исследования событий действительности. Первоначально на нее оказывали влияние такие школы и течения, как позитивизм, неокантианство, марксизм.

8. Политические идеи античности

Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства. Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.

Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности. Многие суждения прошлого о политике не устарели и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.

Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций и др.

 

 

9. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения

В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками).

Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.Основа идеологии Возрождения - гуманизм, антропоцентризм: человек - центр Вселенной, богоравный по своим творческим способностям. Это внимание к человеку, его судьбе, к его земной жизни, к его потребностям и устремлениям определили искания во всех сферах, в том числе и в политической, где отправной точкой становится индивид-гражданин, что приводит к вытеснению теологической концепции - гражданской. Обращение к разуму как инструменту познания реального политического опыта плодотворно сказалось на развитии теоретических основ политологии.

 

 

10. Политические идеи Нового времени

Период европейской истории с 17 по 19 век получил в науке название Новое Время. В западной Европе это начало эпохи бурного промышленного развития, научных и социальных революций, открывших путь ускоренной модернизации европейского общества. В политической сфере, на фоне буржуазных революций 17-18 веков развертывается процесс становления национальной государственности на принципах парламентаризма и конституционализма. На смену абсолютной монархии приходят парламентские монархии с ограниченной властью короля, а также появляются республики, с элементами представительской или избираемой власти. Политической кульминацией и символами этого времени выступают Великая французская революция 1879 г и появление молодого демократического государства нового типа – Соединенных Штатов Америки.Политическая мысль Нового времени развивается по прежнему в системе философской науки. Ее принципиальной особенностью является освобождение от прямого влияния теологии, и тесная взаимосвязь с развитием естественных наук: механики, математики, биологии и других. Вместе с тем, в отличие от античной политической теории, концепции представителей Просвещения и Нового времени, как правило, анализируют политику вне прямой связи с этикой.В виду усилившейся связи философии с развитием опытного естественнонаучного знания, политические концепции теряют чистый умозрительный или абстрактный характер, но все более основываются на реальном практическом опыте государственного управления и политических потребностях формирующегося гражданского общества в лице третьего сословия или буржуа.В содержании политических теорий этого периода времени также намечаются серьезные отличия от традиций античности. Центр внимания переносится с вопросов о формах политического правления на проблемы оснований государственной власти, взаимоотношения общества, народа с субъектами власти, а также проблемы прав и свобод граждан.Концептуальной основой политических доктрин Нового времени выступают теория естественных прав и общественного договора. Они служат обоснованием прав граждан и народа, как главных носителей государственного суверенитета. Идеологическое завершение всех теорий Нового времени осуществляется в концепции политической демократии и правового государства.Дополнением идеи сильной власти является сформулированная Ж. Боденом теория суверенности власти. Единственным носителем суверенитета выступает монарх. Монархия – наиболее естественная форма власти, отвечающая естественному для общества имущественному неравенству.Политическая мысль 17-го столетия наиболее полно представлена в творчестве голландских мыслителей Гуго Гроция и Бенедикта Спинозы, а также английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка.Их политические теории основываются на концепциях естественных прав человека и общественного договора как основы государства и государственной власти. В работах этих мыслителей впервые представлена идея гражданского общества как непосредственного носителя государства, общества в котором естественные природные права людей, дополняются гражданскими правами.Именно гражданское общество является одним из субъектов общественного договора, другой стороной его выступает монарх или группа правящих граждан, если речь идет о республике. При этом, Гроций и Гоббс являются сторонниками монархии, сильной централизованной власти, а Спиноза и Локк –сторонники республики (коллективного правления)и больших прав гражданского общества по отношению к суверену или субъекту власти.По Гоббсу, для естественного состояния человека характерна «война всех против всех», так как человек от природы аргессивен и эгоистичен. Гражданское общество – новое состояние человека, обусловленное государственной жизнью с новыми (позитивными) или гражданскими законами. Именно государство в лице сильной власти монарха – суверена является гарантом гражданских законов и прав.

11. Власть как социальное явление.

В самом общем виде власть определяется как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них, субъект власти, предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой, в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти, подчиняется распоряжениям первого.Власть как отношение господства и подчинения предполагает наличие причины, которая побуждает объект власти выполнять веление господствующего субъекта. В приведенном определении эта причина обозначена понятием «средство». Средства подчинения или, по более распространенной терминологии, средства влияния (властного воздействия) составляют те социально значимые для субъектов общественных отношений физические, материальные, социальные, психологические и моральные факторы, которые субъект власти может использовать для подчинения своей воле деятельность подвластного субъекта (объекта власти).

В зависимости от используемых субъектом средств влияния властные отношения могут принимать, по крайней мере, форму силы, принуждения, побуждения, убеждения манипуляции или авторитета.Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластным либо путем непосредственного воздействия на его тело и психику, либо с помощью ограничения его действий. В принуждении источник подчинения команде властвующего субъекта заключается в угрозе применения негативных санкций в случае отказа подвластного от повиновения. Побуждение как средство влияния основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности и услуги), в которых тот заинтересован. В убеждении источник властного влияния заключается в тех аргументах, которые субъект власти использует для подчинения своей воле деятельность подвластного. Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта.

Источником подчинения во властном отношении в форме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта власти, с которой не может не считаться подвластный, в силу чего он подчиняется предъявляемым ему требованиям. Власть, таким образом, есть непременная сторона человеческого общежития; она обусловлена необходимостью подчинения единой воле всех участников любого сообщества людей в целях обеспечения его целостности и стабильности. Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Научный подход к анализу феномена власти требует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов – семейной, школьной, производственной, политической, международной и иной.

 

12. Характерные черты,функции и виды политической власти

Политическая власть - это право и способность одних субъектов влиять на других, управлять и повелевать, опираясь на право, силу и авторитет. Но существует и иная специфика. Политическая власть реализуется элитой, меньшинством. Представленный вид власти существует на основе взаимосвязи двух компонентов: организаций, через которые власть осуществляется и людей, сосредоточивших в себе власть.Политическая власть характеризуется следующими признаками:1. Она законодательно рождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений, прежде всего между государствами и общественными организациями, отстаивающими их интересы, большими социальными группами и сообществами.Власть является компонентом общественной системы в целом. Она фиксирует приоритет ценностей и интересов определенных социальных групп и классов и так далее.2. Как общественные отношения политическая власть, в своей сущности, содержит противодействие между объектом и субъектом властвования, так как речь идет о навязывании одним своих ценностей и воли другому, что вызывает сопротивление последнего.3. Политическая власть производна от общественной системы, экономических и общественных отношений, социальных структур.При анализе политической власти необходимо понимать, что за волевыми действиями людей всегда находятся объективные отношения которые обуславливают непосредственно наблюдаемые отношения групп, индивидов.4. Политическая власть связана с принуждением. что фиксировалось во всех современных представлениях и историко-политических взглядах. Но, тем не менее, власть нельзя отождествлять только с принуждением.5. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и так далее. Наиболее развитая - государственная, она имеет преимущественно классовый характер, обладает монопольным правом создавать законы.Отличие государственной власти от других видов состоит в том, что она подразумевает наличие аппарата, со свойственными ему материальными средствами влияние на людей, опирается на узаконенные санкции и нормы, с помощью которых регулируются общественные отношения между сообществами, поддерживается порядок и организованность. Характеристики политической власти: готовность и возможность субъекта осуществить политическую волю; наличие организационных структур, с помощью которых осуществляет политическую деятельность субъект политического волеизъявления: распространение политической власти на всё поле политического пространства; влияние субъектов политики на формирование права; обеспечение социального господства в обществе.Функции политической власти: Главной функцией политической власти является руководство и управление обществом (государством, страной) и всеми его сферами (политической, экономической и др.). Уточняя эту функцию, можно упомянуть, что одно из главенствующих предназначений политической власти состоит в постоянном регулировании несогласованностей между необходимостью порядка в обществе и разнообразными интересами различных слоев, национальных и других групп.Любая политическая власть с момента своего возникновения разрабатывает стратегию и тактику управления обществом в целом, согласно конкретным ситуациям, политическому и экономическому состоянию страны.Следующей функцией, тесно связанной с основной, является функция оптимизации политической системы, адаптация ее институтов (партийная система, избирательная система. государство) к задачам, целям и сути сил, пришедших к власти. Весьма понятно, что для демократической системы характерны демократические выборы и многопартийность. Третьей функцией политической власти является сохранение стабильности в стране.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: