Субъекты политической власти. Политическое господство и легитимность

Когда мы говорим о субъектах политической власти, мы имеем в виду тех, кто непосредственно и самостоятельно участвует в политической жизни общества и в той или иной мере влияет на нее. Субъект власти — это её непосредственный носитель. Им может быть отдельный человек, социальна группа, класс, организация, учреждение, государственные институты, нации и этносы, мировое сообщество в целом. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. 1. Желание властвовать, воля к власти. 2. Должен быть компетентным, т.е. знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы. 3. Обладать авторитетом Субъекты политической власти: Социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои ) Государство политические партии и организации, Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления) групповое и индивидуальное лидерство, личная власть,отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, толпа (охлократия)

Три уровня власти:власть вообще,политическая власть, власть государственная. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на во­оруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выпол­нять свои функции в обществе. Научное понимание господства в отличие от его трактовки в повседневном языке этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавле­ние. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Сам термин «легитимность» иногда понимаемая как действие через закон и в соот­ветствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обы­чаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основан­ными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис­ключительные качества, чудесный дар, Т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лично­сти. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для призна­ния населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае со­знательно культивируется величие самой личности вождя, авто­ритет которого освящает институты власти, способствует их при­знанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформи­рованного по общепризнанным правилам.

 

14 Политическая система возникает в процессе деления общества на классы ипоявления государства. Политическая система конкретного общества определяется:· его классовой природой, социальным строем, формой правления,· типом государства (монархия, республика);· характером политического режима (демократического, тоталитарного, авторитарного и др.);· характером социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных политико-правовым статусом государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами);· характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них);· историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т. п .);· исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т. д.). Структура политической системы. Политическая система как любая другая система имеет свою структуру. Система любого общества включает в себя 4 основных элемента: политические организации, политические и правовые нормы; политические отношения; политическое сознание и политическую культуру. В зарубежной политологии в политической системе выделяются 5 подсистем: и нституциональная; нормативная;функциональная;коммуникативная, культурная.Институциональная подсистема. Охватывает стабильные политические организации, непосредственно осуществляющие политическую власть – государство, политические партии, общественные организации и движения, преследующие политические цели. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству, которое выступает основным институтом власти в обществе. Оно обладает большинством ресурсов, монополией на узаконенное насилие, что дает ему возможность воздействовать на различные стороны общественной жизни. Решения государства обязательны для всех его граждан. Оно выступает внутри страны и вне от имени всего народа, выражает его волю, интересы, суверенитет. Составными частями государства являются законодательная, исполнительная и судебная власть, вооруженные силы, органы разведки, внутренних дел, прокуратуры и т. д. Нормативная подсистема. Она включает в себя нормы права, политические традиции. Правовые нормы закрепляются в конституциях, законах, кодексах (уголовном, процессуальном). Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Функциональная подсистема. В нее входят формы и направления политической деятельности, а также способы и методы осуществления власти. Коммуникативная подсистема. К ней относятся средства передачи, взаимодействия между различными политическими институтами, а также формы и принципы взаимодействия как внутри системы, так и из вне. Культурная подсистема. Включает в себя политическое сознание и политическую культуру. Политическая культура в свою очередь дает знание законов и механизмов осуществления политики, формирует отношение человека к окружающей среде и политической жизни. Следовательно, полит., культура может способствовать единению (или разъединению) различных слоев населения, создавать тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

 

15 Модели политических систем Д. Истона, Г. Алмонда.

Истон рассматривает политическую систему как взаимодействие, с помощью которого в обществе происходит распределение материальных и духовных ценностей, что предотвращает конфликты и напряжения. По мнению Истона, у системы есть «входы» -- все внешние по отношению к системе явления, тем или иным образом воздействующие на нее. На «входы» из вне поступают импульсы в форме требований и поддержки. Требования разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы. По характеру и направленности они могут быть как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию -- регулировочными, распределительными и коммуникативными. Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающие средой. Поддержка выражается в материальной (налоги, пожертвования и т.д.) и нематериальной (соблюдение законов, участие в голосовании, уважение к власти и т.д.) формах. Истон выделяет три объекта поддержки: политическое сообщество, политический режим (основными компонентами которого он считает ценности, нормы и структуру власти) и правление (сюда относятся конкретные люди, участвующие в непосредственных делах политической системы и признанные большинством граждан ответственными за свою деятельность). При этом следует различать поддержку сообщества в целом, поддержку режима и поддержку конкретного правительства. Решения и политические действия, осуществляемые системой в ответ на требования и поддержку, называют «выходами». «Выходы» обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе. Иной вариант анализа политической системы предложил Г.Алмонд. С точки зрения Алмонда, политическая система - это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур. Г.Алмонд определил политическую систему как систему взаимодействия, выполняющую функции интеграции и приспособления общества к условиям внутренней и внешней среды средствами легитимного применения или угрозы применения насилия. Алмонд не исключал из поля зрения политические институты, но акцент в их изучении переносился с правового статуса и компетенции на функциональный аспект. Вслед за Истоном, Алмонд выделяет функции «входа» и «выхода», группируя их по типам сложившихся в западных демократиях функций политических институтов. Функции «входа»: 1. Политическая социализация и вовлечение в политику. 2. Выражение интересов. 3. Интеграция интересов. 4. Политическая коммуникация Функции «выхода»: 1. Определение правил. 2. Применение правил 3. Контроль за соблюдением правил «Ввод» информации, по Алмонду, складывается изполитической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. В основном эти функции реализуются политическими партиями, общественными организациями, различными группами интересов. Специфическое место занимает функция политической коммуникации. Она обеспечивает распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Функции «выхода» информации состоят в: установлении правил (законодательная деятельность); применении правил (исполнительная деятельность правительства) и контроле за соблюдением правил и норм.

 

 

16 Политический режим: понятие, сущность, критерии.

Политический режим (от лат. regimem — управление) - способ управления обществом, который соединяет в себе базовые модели выборов, голосования и принятия решений со способами участия граждан и социальных групп в политике. В более узком смысле политический режим можно обозначить как совокупность способов, методов и средств, при помощи которых осуществляется политическая власть, как своего рода отношения государства и социальных групп, включающих в себя воздействие государства на общество, а также механизмы гражданского представительства и давления, участия и выборов. При анализе политических режимов целесообразно рассматривать следующие переменные величины: конституцию, понимаемую политиками как способ правления, характер партийной системы, способ функционирования режима (избирательный закон, выборы, функционирование парламента, отношения между парламентом и правительством), роль групп давления и интересов в политическом обществе, характер политического персонала (государственных чиновников, политических лидеров и др.).Многообразие существующих в мире политических режимов дает возможность говорить об их типах. Основными критериями классификации политических режимов являются: роль и функции главы государства в системе политического руководства; способ и порядок формирования представительных органов власти; положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений; правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан; наличие объективных источников информации, гласности.В современной политологии разработаны достаточно подробные классификации политических режимов. Наибольшее распространение получила типология политических режимов, предложенная американским политологом, одним из ведущих представителей современной теории демократии X. Линцем (род. 1926). Он выделил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский, которые отличаются друг от друга по следующим параметрам: по характеру политической мобилизации, по уровню плюрализма в обществе, по степени идеологизации и по конституционности существующей власти.Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. В политической практике часто встречаются примеры, когда демократическое по форме государство является совсем не демократическим по содержанию и, наоборот, авторитарное по форме государственное устройство является по своему характеру демократическим.

 

 

17 Тоталитаризм: идейные истоки, предпосылки, сущность, разновидность.

Тоталитаризм – это система политического и экономического насильственного господства. При тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. Тоталитарный режим – это террористическая диктатура, контролирующая все стороны жизни государства и отдельных людей. Понятие «тоталитаризм» впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Идейные истоки тоталитаризма. Еще в античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Именно добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создают «из тупого, ограниченного животного. разумное существо – человека». Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Сущность. Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы.Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением. Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан.В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и общество., В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. … террор – неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями – один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем. Разновидности. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализ. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, т.к. предполагает абсолютную власть государства. Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов. Фашизм претендует на обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация.

 

18 Авторитаризм: основные черты и разновидности

Авторитарный режим (от лат. слова «auctoritas» – власть, влияние) следует рассматривать как определенный компромисс между демократическим и тоталитарным политическими режимами. С одной стороны, авторитарное управление либеральнее тоталитаризма, а с другой стороны, при нём шире применяются жесткие и репрессивные подходы.Авторитарный режим – это государственно-политическое состояние общества, при котором политическая власть реализуется конкретным лицом или элитной группой при минимальном участии общества и народа. Черты авторитарного режима: К основным чертам авторитарного политического режима необходимо отнести следующие: не соблюдается принцип разделения властей, роль представительных органов заметно ограничена; заметно сокращена либо устранена сфера действия принципа выборности должностных лиц государственных органов, подконтрольности их населению; доминируют командные и административные методы государственного управления, в то же время отсутствует массовый террор; силовые структуры фактически неподконтрольны обществу и используются обычно лишь в политических целях;отмечается концентрация власти в распоряжении одного или нескольких взаимосвязанных органов государства (либо конкретного лидера) при одновременном отстранении населения от реальных рычагов управления; присутствует цензура и «полугласность»;допускается определенный плюрализм; права и свободы человека провозглашаются, но в реальности не обеспечиваются. Разновидности авторитаризма:Выделяют следующие типы Партийные, корпоративные, военные, национальные, режимы личной власти Партийный монопольная власть осуществляется партией или политической группировкой. Чаще однопартийные режимы, но существуют также и формы правления аристократических или семейных групп а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими командами. Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций либо навязывается извне.Корпоративные возникают как правило в результате переворотов. Например Латинская Америка. Отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью.Военные доминирование национальной или этнической группы в элитарной группировке. Политические преимущества только одной этнической группе. В органы власти не допускаются иностранные граждане.Национальные власть бюрократических, олигархических или теневых группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Самая распространенная экономическая предпосылка огромные деньги, которые может получать чиновник.Режимы личной власти персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима.

 

19 Виды авторитарных режимов в модернизирующихся обществах.

В научной литературе выделяют следующие виды авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный. Деспотический режим представляет собой абсолютно произвольную и неограниченную власть, которая основана на самоуправстве. Тиранический режим построен на единоличном правлении, узурпации власти тираном, системе жестоких методов её осуществления. Однако в отличие от деспотического режима власть тирана часто устанавливается насильственно, путем государственного переворота и смещения законной власти. Военный режим (военно-полицейский, военно-диктаторский) сформирован на властвовании руководителей вооруженных сил или спецслужб. Он устанавливается в результате государственного переворота, который осуществляется против законного управления власти гражданских лиц. Военные режимы – разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. Таковы режимы генерала Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде. Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. В условиях военного режима формируется разветвленный военно-полицейский аппарат для осуществления политического контроля за населением, общественными объединениями, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. При этом отменяется конституция и многие иные законодательные акты, они заменяются актами военных властей. Теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.

Выделяют следующие отличия тоталитарных и авторитарных режимов: при тоталитарном режиме реализуется всеобщий контроль, а при авторитаризме имеются сферы социальной жизни, которые не охватываются контролем государства; тоталитарный режим предполагает массовый систематический террор по отношению к своим противникам, а при авторитарном управлении применяется тактика избирательных репрессий, которые направлены на предотвращение возникновения оппозиции либо ослабление её позиций.За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств.

 

20 Демократия в переводе с греческого означает «народовластие».

Демократию рассматривают в различных смыслах:– как политический режим, организацию политической системы– как процесс становления демократических структур и отношений.Демократия как способ организации политической системы и государственной власти. С этой точки зрения под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства. Построение демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод.Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур (выборы, доверие власти представительному органу и т. д.).Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия). Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе. Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопросы равенства, компромисса и эффективного участия в процессе принятия политических решений занимают в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства.

 

 

21 Конституирующие признаки демократии. Типы демократических политических режимов.

Учитывая взаимосвязь нормативных определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась "эсимнетия".) Однако в этом случае демократии еще не было. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их. Среди демократических режимов часто выделяют:• либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;• консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);• консенсусную демократию — новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства; • анархо-демократические (или охлократию) как переходную форму демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону.• полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.

 

22 Государство – основной институт политической системы общества

Государство – основной институт политической системы общества1.Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:1) теологическая (религиозная) – происхождение государства есть результат деятельности богов.2) патриархальная (основатель Конфуций) – государство рассматривается как большая семья, во главе которой стоит отец-патриарх, который заботиться о поданных и действует от имени всех.3) психологическая (основатель Цицерон) – государство связывается с наличием у людей различных импульсов, направленных к властвованию и подчинению.4) концепция общественного договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) – природа государства во всеобщем примирении людей (страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество; вера в то, что государство способно лучше обеспечить права человека; человеческий разум на первом плане).5) органическая концепция (создатель Спенсер) – государство рассматривается как произведение сил природы.6) гидравлическая – возникновение государства было продиктовано необходимостью организации ирригационных работ (мелиорация).7) концепция инцеста – связана с запретом кровосмешения.8) марксистская теория – основывается на возникновении семьи, частной собственности, классов, а в результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними.Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин.2.Государство имеет обязательные признаки:1) территория (составляет физическую и материальную основу государства)2) население – совокупность людей, проживающих на данной территории3) власть4) суверенитет5) монопольное право на применение принуждения6) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения7) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения

Основные функции государства:

1) внутренние – имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач

· функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования

развитие равноправных отношений в другими странами

· участие в международном делении труда и интеграции

· защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами

· защита от военной и экономической экспансии

 

 

23.Функции государства в современном обществе.

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство должно обладать как минимумом: суверенитетом, территорией, населением.

Функции государства –это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан –заключается в реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

2) экономическая – регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики;

3) культурная – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

4) социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий;

5) экологическая – направлена на защиту окружающей среды.

Внешние: поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

 

24 Правовое государство - понятие и основные признаки

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одним лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму».2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.3. Верховенство закона и права, означает: ни один орган, кроме высшего законодательного, не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве прямой противоположности права, должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты в судебном порядке. Действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам.7. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву.

 

25 вопрос

Социальное государство

Социальное государство - это правовое государство развитого гражданского общества, которое соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические права человека.

Социальное государство и правовое государство - единое целое в том смысле, что социальное государство это сторона правового государства., т.е. государства реальных прав человека, среди которых есть социально-экономические права (право на труд, справедливые условия труда, социальное обеспечение, достойный человека прожиточный минимум и др.), обеспечение реальности которых - задача социального государства.

Социальное государство - надклассово, в том смысле, что оно направлено на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, оно защищает права, свободы, законные интересы всех его граждан, народов, является орудием снятия социальной напряженности в стране.

Социальное государство - это государство развитого гражданского общества (создающего материальные блага,иные ценности), являющегося условием существования и развития социального государства, развитое гражданское общество как бы обратная сторона социального государства, последнего без первого не бывает.

Социальное государство нивелирует неоправданные социальные различия, обеспечивает достойные условия существования своих граждан, социальную защищенность населения, участвуя в производстве и распределении экономических благ, оно вмешивается в свободную экономическую деятельность (в интересах всего общества в целом).

Социальное государство способствует формированию в стране т.н. «среднего класса» (часть общества, которая обеспечена в той мере, когда не ощущается потребность в необходимом, но и не богата настолько, что это вызывает у малообеспеченных слоев населения поползновение к разделу их собственности).

 

26 вопрос.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами признаки гражданского общества:· высокое сознание людей;· высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;· широкие связи между членами общества;· наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;· децентрализация власти;· передача части власти органам самоуправления;· согласование позиций вместо конфликтов;· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;· личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

· Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

· Структура гражданского общества:

· Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем

· Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений.

· Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними.

· Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений

· Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

 

 

27 вопрос. Формы правления и формы государственного устройства.

Форма государства характеризует способ организации и осуществления государственной власти, который реализуется через форму правления и форму государственного устройства.Форма правления-это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и функционирования.По форме правления все государства делятся на республики и монархии.Монархия характеризуется наличием единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно и обычно передаёт её по наследству(король, император).Монархии бывают абсолютные и конституционные(ограниченные).Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть правителя ничем не ограничивается.Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена представительными органом, действующим на основе конституции.В республике верховная государственная власть осуществляется выборными органами или лицами, которые избираются населением на определённый срок(парламент, президент).Одни страны мира являются президентскими республиками(Беларусь,США,Франция), другие – парламентскими республиками (Болгария,Индия).Форма государственного устройства – это административно-территориальное строение государства.По форме устройства все государства делятся на унитарные(единые) и федеративные (состоящие из нескольких частей).

Унитарное государство:

1.Административно-территориальные единицы подчиняются центральным органам власти.

2.На территории унитарного государства действует единая система законодательства.

3.Проводится общая денежная,налоговая,кредитная система.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одном союзном государстве.

1.Состот из ряда территориальных образований(штаты,республики),которые обладают большой самостоятельностью.

2.Наличие двух систем государственной власти - федеральной власти и власти субъектов федерации.

3.Каждый субъект федерации имеет собственную исполнительную,законодательную и судебную власть.

 

28 вопрос. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:На президентские;Парламентские;Смешанные.В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского –запрет) на решения законодательного органа.В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая «система сдержек и противовесов».Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

 

29 вопрос. Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:Выборность власти;Срочность;Зависимость от воли избирателей.Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:– Отставку правительства;Роспуск арламента;– Поведение досрочных выборов.Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

 

 

Вопрос 30

(президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик:Одной из первых республик с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия.

 

 

31.Форма правления в Республике Беларусь

Форма правления — это порядок образования и организации деятельности высших органов государственной власти, отношения этих органов между собой, а также с гражданами. Когда говорим о форме правления, то имеем в виду, кто и как правит. Выделяют две основные формы правления: монархия и республика. *Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом.

*Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Существует три вида республик: парламентарная, президентская, смешанная. Для любой республики характерна выборность и сменяемость представительной власти, подконтрольность власти народу, коллегиальность правления. *В президентской республике Президент — не только Глава государства, но и глава исполнительной власти.

*В парламентарной республике наряду с Парламентом наиболее значительными полномочиями обладает не Президент, а Правительство, которое в таких республиках явно доминирует на политической арене.

*Для смешанной республики (иногда их называют «президентеко-премьерскими») характерно сочетание признаков президентской и парламентарной республик. Беларусь — президентская республика. В пользу такого вывода свидетельствует следующее. Президент — Глава государства и глава исполнительной власти (формирует Правительство, определяет его структуру, вправе в любое время отправить его в отставку, определяет направления его деятельности, вправе председательствовать на его заседаниях, отменять его акты, в том числе и по мотивам нецелесообразности их действия), обладает широкими полномочиями в законодательной сфере (издает декреты, указы, обладающие равной законам юридической силой, влияет на реализацию права законодательной инициативы, определяет юридическую силу решения референдума), вправе при определенных условиях распустить палаты Парламента, издает акты о помиловании.

 

32 вопрос. Законодательная власть

Законодательная власть — это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Первый парламент в Западной Европе — это Кортесы Кастилии, а в российской истории — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 г.). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 г. Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Парламент — высший представительный и законодательный орган государства. Представительный — это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента — разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.

 

 

33 вопрос. Понятие геополитики

Геополитика как наука занимает важные позиции в мире. Именно геополитика позволяет проанализировать геополитическое положение стран и предугадать дальнейшее их развитие, как политическое, так и экономическое. С помощью геополитики определяется характер международных отношений, и разрабатываются варианты развития этих отношений. Огромное значение имеет геополитическое положение государств, на определение которого влияют различные факторы, такие как климат, военная обстановка, наличие естественных и политических границ, экономическое развитие и многое другое. От геополитического положения зависит распределение сил на международной арене. Наличие условий для благоприятного геополитического положения позволяет заключить стратегически важные международные отношения, что положительно влияет на развитие государства. Роль геополитики по сравнению с прошлым веком значительно возросла. Все больше теоретиков акцентируют свое внимание на этой, еще сравнительно, молодой науке. Но основные положения и концепции геополитики были сформулированы еще в XIX веке.

·Геополитика - это наука, изучающая в единстве политические, исторические, географические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенциал государства.

·Термин «геополитика» впервые ввел в 1916 г. Рудольф Челлен.

 

34 Исполнительная власть в Республике Беларусь

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Высшим органом исполнительной власти в стране является Правительство. Как орган власти Правительство имеет ряд признаков. 1. Подзаконность. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона. 2. Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах. 3. Предметный характер. Деятельность правительства имеет особое содержание, связанное с реализацией политики государства в различных сферах жизни общества.

Правительство выполняет свои задачи за счет распоряжения материальными, организационными и другими ресурсами, а также при помощи таких инструментов, как служебные продвижения и система поощрений. В руках исполнительной власти находится мощная сила, представленная бюрократическим аппаратом, армией, органами внутренних дел.

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер- министра, его заместителей и министров. В состав Правительства также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный срок: со дня внесения предложения по его кандидатуре. Полномочия Премьер-министра оговорены в ст. 106 Конституции Республики Беларусь. Основной функцией Премьер-министра является руководство деятельностью Правительства, за которую он несет персональную ответственность перед Президентом.

 

 

35 вопрос. Субъекты международной политики. Международные союзы и организации.

Ныне существует тенденция расширения круга участников международных отношений. Они включают не только государства, а и организации, социальные группы, конкретных людей — индивидов. Если в начале ХХ века существовало 20 межгосударственных организаций и около 200 неправительственных организаций, то к началу ХХ1 в. их соответственно стало 300 и более 2500.

Под мировой политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права. Это совокупная линия, равнодействующая, складывающаяся в результате как разнородных противоречивых сил, так и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене.

Сфера мировой политики охватывает весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее человечества.

Структурно мировая политика включает в себя следующие основные элементы: внешнеполитическую деятельность государств — членов мирового сообщества; политические акции межгосударственных и негосударственных организаций и объединений; деятельность ООН и других международных организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Важным элементом международных отношений и мировой политики являются также отношения между регионами, экономическими и военно-политическими коалициями и союзами. Между участниками таких объединений складываются специфические отношения, которые хотя и не снимают всех противоречий, но позволяют создать такие общие механизмы, с помощью которых возможно урегулировать разнообразные проблемы. Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР - сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами – получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель: вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира – Париж (Франция). Организация Американских государств – ОАГ. Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира – Вашингтон (США). Организация Североатлантического договора – НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1981 г. – Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. – Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

36 вопрос. Свойственное государствам и народам стремление к благосостоянию побуждает их распространять свое влияние и за пределами своей территории − в международных отношениях, так и во внешней политике.

Международные отношения (МО) — авторство в изобретении термина принадлежит И. Бентаму — особый род общественных отношений, складывающихся как результат взаимодействия разных народов по реализации их интересов и целей за пределами государственных границ.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Виды международных отношений делятся по сферам общественной жизни на идеологические, политические, экономические, социальные, научно-технические, культурные, военно-стратегические и др.; на основе взаимодействующих участников на межгосударственные, межпартийные, отношения между различными международными организациями, отдельными социальными группами, производственными коллективами и др.

На основе геополитического критерия выделяют такие виды международных отношений, как глобальные (общепланетарные), региональные (европейские, азиатские и т.п.), субрегиональные (например, взаимоотношения стран Карибского бассейна) и двухсторонние.

С точки зрения напряженности международные отношения бывают стабильными и нестабильными, равноправными и неравноправными, основанными на содружестве или конфликте, доверии или вражде. В зависимости от взаимодействий государств друг с другом выделяют три вида международных отношений — отношения, основанные на балансе сил, с одной стороны, и на балансе интересов с другой, и переходные отношения, характерные для бывших стран третьего мира.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

- Стихий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: