Психология личности: основные понятия и проблемы

Личность это целостное образование на уровне психических свойств.

Основные проблемы психологии личности

1. Сущность понятия личности, структура личности

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Понятие структуры личности. Основу личности составляет её структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности, как целостного образования.

2. Проблема соотношения биологического и социального

3. Проблема устойчивости личности как таковой

4. Проблема факторов формирования личности (проблема выходит на педагогику) наследственность, среда и собственная активность, и можно ли планировать кого ты воспитаешь

 

Науки, изучающие личность. Специфика и история психологии личности

Предмет ПЛ

1. Система наук изучающих человека

2. Биологические (анатомия, медицина, биология)

3. Психолого-педагогические науки (социальные науки, социология, культорология, история)

4. Философские науки (философия, теология, акиология, акмеология

Донаучные представления о личности. Философско - литературный период

Оформление психологии личности как науки. Клинический период (XIX – начало XX века)

Экспериментальный период в развитии психологии личности (А. Ф. Лазурский, Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.)

Современные направления в исследовании личности

 

Дореволюционный этап изучения личности в отечественной психологии.

Первый период развития отечественной психологии – дореволюционный (до 1917 г); на данном этапе свое развитие получили естественно-научные взгляды на психологию.

Развиваются взгляды Сеченова Ивана Михайловича (рефлексы, центральное трможение, обратная связь), Бехтерева Владимира Михайловича, Павлова И. П. (учение о ВНД, условный рефлекс, анализаторы).

В. М. Бехтерев (1857-1927): в 1885 году создал первую психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. Бехтерев занимался широкой исследователбской и организаторской работой по неврологии, в которую включал учение о НС, а также о нарушениях духовной сферы в связи с нарушениями мозга. В 1890-х гг. он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследования нервнобольных; предложил термин «психоневрология». В 1907 г. создал психоневрологический институт, в числе профессоров которого были П.Ф. Лесгафт, М.М. Ковалевский, Н.Е.Введенский, В.Я Комаров.

Центральная идея Бехтерева — объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в России в целях исследования человеческой личности в ее здоровых и болезненных проявлениях. Он начал с анатомии мозга, затем включил в круг своей деятельности и физиологию мозга. То и другое сделало его одним из основоположников анатомо-физиологического направления в невропатологии и психиатрии.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психо­логии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: