Семейная психодиагностика – вид психологической помощи, который направлен на распознание, измерение социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов и выявление различных типов семейных проблем.
Понимание и овладение методологией психодиагностики семьи означает овладение психодиагностической культурой, необходимой для профессионального самосовершенствования специалиста психолого-социального профиля, работающего с семьей.
Остановимся на некоторых важных методологических вопросах диагностики семьи.
1. Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы:
• выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее социально-психологическом анализе.
• выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее социально-психологического воздействия.
• определение показаний к семейной диагностике – в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи?
2. Предмет психодиагностики семьи – методы классификации типов семьи, методики психодиагностического исследования семьи и постановки семейного диагноза; объект психодиагностики семьи – семья и отдельные ее члены; субъект психодиагностики семьи – специалист, работающий с семьей (психолог, социальный работник).
3. Семейный диагноз – это, во-первых, выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и психических расстройств. Во-вторых, это выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые нужно учитывать при выборе метода оказания помощи (психологической или социальной) и при ее осуществлении [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2003].
4. Основная цель специалиста при работе с семьей – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все практические задачи связаны с учетом социальных и психологических различий между людьми и требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики изучения семьи.
5. Классификация психодиагностических методов изучения семьи.
Психодиагностические методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания [Куликова Т. А., 2000].
6. Принципы психодиагностики семьи.
Психодиагностика семьи имеет собственные научные принципы, отражающие специфические особенности диагностической функции специалиста, работающего с семьей:
• принцип конкретности;
• принцип ориентации на выявление индивидуальности;
• принцип безоценочности;
• принцип трансформации взаимодействия семьи с окружающей реальностью.
Специфика семейного психологического консультирования.
-Закрытая система, устойчивая и испытывающая сопротивления ее изменениям
-Нарушение имеют неосознаваемый характер (особенно если они передаются из поколения в поколения)
-Абсолютно нормальной здоровой семьи не существует (главное чтобы были удовлетворены витальные потребности и потребности в безопасности)
- Любая семейная дисгармония имеет длительную историю
-Проблемы детей это проблемы их родителей
-Любой человек делает максимально хороший выбор из возможного