Звучит баллада «Лесной царь» на немецком языке

Опережающее задание: произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц. (Если мнения разделяются, можно прочитать текст в переводе на русский язык В. Жуковского).

ДЕТИ:

В балладе 4 действующих лица.

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям, а затем ещё раз прослушав, определим какие интонации, эмоциональные краски каждому персонажу дал Шуберт.

А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.

(Дети смотрят иллюстрации к балладе, помещенные в учебнике; читают балладу по ролям и ещё раз прослушивают).

УЧИТЕЛЬ:

Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? как вы думаете, мелодия какого героя должна быть самой красивой? Почему?

ДЕТИ:

Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся. Напряжение усиливается к концу произведения. Лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.

УЧИТЕЛЬ:

Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как стремительное, драматически напряженное движение?

ДЕТИ:

Сообщают, что они услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети выстукивают аккомпанемент, играют).

Давайте попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного царя.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от РР до FFF

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий, завораживающий, безумный, испуганный.

УЧИТЕЛЬ:

Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

УЧИТЕЛЬ:

Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его сделали? (Дети рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

УЧИТЕЛЬ:

Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я попрошу вас ответить мне на эти вопросы. (Каждый ребёнок (или по желанию) берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный вопрос).

Примерные вопросы на карточках (рефлексия):

1.Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?

2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3. Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?

4. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на сегодняшнем уроке?

В заключение урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: