Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.
Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах
Вопрос 43.
Плата за загрязнение окружающей среды
Плата за загрязнение может выступать в двух формах:
· налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы);
· неналоговой (сборы поступают во внебюджетные фонды).
Введение платежей за загрязнение подразумевает:
· экологическую паспортизацию предприятий;
· экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов;
· экономические экспертизы вновь стоящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.
В настоящее время определились следующие виды и структура платы за загрязнение окружающей среды.
Виды платы за загрязнение окружающей среды:
1. плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
2. плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. плата за размещение отходов;
4. плата за шумовые загрязнения окружающей среды;
5. плата за другие виды вредного воздействия (вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия, тепловое загрязнение).
Структура платы за загрязнение окружающей среды:
1. за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в границах предельно допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);
2. за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов в границах временно установленных лимитов (ВСВ, ВСС);
3. за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).
В основу исчисления платы за загрязнение положена система базовых нормативов платы.
Источником платежей за загрязнение в пределах ПДВ и ПДС, является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ и ВСС, а также их превышающее, платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организацией за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
В счет платежей за загрязнение ОС может засчитываться также часть собственных средств природопользователей направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов, сбросов и образующихся отходов.
Внесение платы за выбросы, сбросы, размещение отходов не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и от соблюдения природоохранного законодательства.