Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жизни, то ныне регулирование их статуса образует полноценный конституционно-правовой институт.
Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса, v. законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.
Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:
1. понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
2. условий и порядка создания и прекращения политических партий;
|
|
3. требований к идеологии и программным положениям партий;
4. требований к их организационному строению и порядку деятельности;
5. финансово-экономической базы партий;
6. взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.
Общие черты и особенности партийных систем Великобритании и Германии.
Конституционно-правовое регулирование статуса социально-экономических и социально-культурных общественных объединений.
В мире существует огромное количество разновидностей социально-экономических и культурных объединений граждан. Все они выполняют в обществе важные функции, однако роль их различна. Основная цель подобных объединений - удовлетворение и защита социальных, экономических, профессиональных, культурных и иных интересов их членов. В ряде стран такие объединения участвуют в политической жизни, однако часто данный вид деятельности для них законодательно запрещен.
Виды общественных объединений:
1. Организации - обычно имеют фиксированное членство, устав, избираемое руководство (например, профессиональные союзы).
2. Общественные движения - не имеют фиксированного членства, обычно общественные движения объединяют под своем эгидой другие объединения или организации. Они могут иметь свой устав.
В странах социалистической направленности такой вид объединения весьма популярен и часто имеет название «фронт», эти фронты включают в себя все партии и массовые организации и выступают под руководством коммунистической партии (Китай, Вьетнам и др.). Существуют и другие виды общественных движений, например движение в защиту окружающей среды.
|
|
3. Учреждения (органы) общественной самодеятельности - не имеют членства и уставов, обычно избирают из своего состава руководство, носят исключительно локальный характер, всегда немногочисленны (например, комитет дома, микрорайона, родительский комитет в школе и пр.).
4. Организации (учреждения) общественного самоуправления - создаются в небольших поселениях или в части большого поселения, где нет органов местного самоуправления. Однако властных полномочий не имеют; выступают как представители квартала, деревни и разрешают мелкие споры между гражданами.