Тема 6. Партии и партийные системы

1. Каковы особенности партии как политического института?

В политологической литературе представлены десятки толкований понятия «партия».

«Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения» (Дж. Сартори).

«Партия есть любая политическая группа, получившая официальный статус, имеющая формальную организацию, связывающая центр с периферией и способная провести через выборы своих кандидатов в государственные органы» (Дж. Лапаломбара, Дж. И. Андерсон).

«Партия – институт, призванный группировать, оценивать и по мере возможности примирять множество противоположных интересов и требований отдельных лиц, групп, городов и регионов, организовывать их в борьбе за государственные должности и затем служить связующим звеном между избирателями и людьми, делегированными ими на эти посты» (Д. Бродер).

«Партия – это организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения в определенных целях, для участия в органах власти либо для ориентации властей на осуществление своих требований» (Ж.-Л. Кермонн).

Видный американский политолог Дж. Лапаломбара выделил четыре признака политической партии:

1) прежде всего любая партия есть носитель идеологии;

2) партия – это организация, то есть достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного;

3) цель партии – завоевание и осуществление власти;

4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.

Политическую партию следует отличать от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы. Партия отличается и от группы давления, которая стремится не к завоеванию политической власти, а лишь к влиянию на тех, кто ею обладает.

2. В чем заключаются функции политических партий?

Американский политолог С. Хорвит оценивает партии как уникальный политический институт, который выполняет ряд взаимосвязанных функций:

- участие и победа на выборах для получения определенной степени контроля над органами государственной власти;

- отражение и формулирование потребностей общества;

- выдвижение политических альтернатив;

- проверка политических качеств и обучение лидеров, которые в будущем займут свое место в управлении государством.

Политические партии прежде всего осуществляют связь между обществом и государством. К функциям партии относятся артикуляция и агрегация интересов, политическая социализация, политическое рекрутирование.

Чаще всего выделяют следующие основные функции политических партий:

1) теоретическая функция предполагает проведение анализа состояния и разработку перспектив развития общества и государства;

2) идеологическая функция включает в себя выявление, обоснование и формулирование интересов определенных социальных групп, распространение и отстаивание своего мировоззрения, разъяснение своих программных целей;

3) политическая функция заключается в борьбе за власть, участии в формировании внутренней и внешней политики государства;

4) организаторская функция состоит во взаимодействии с органами государственной власти, другими партиями и населением. Иногда в рамках организаторской деятельности партии особо выделяют ее электоральную функцию – проведение избирательных кампаний, подбор кандидатов на выборные должности в органы власти.

3. Каким образом можно классифицировать политические партии?

Классифицировать политические партии можно по различным основаниям. Так, по участию в государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные; по идеологической направленности они могут быть либеральными, консервативными, социал-демократическими, коммунистическими; по расположению в идейно-политическом спектре – правыми, центристскими, левыми.

По внутреннему строению различаются партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина предписывает всем депутатам подчиняться распоряжениям парламентской группы и руководящих органов партии (консерваторы и лейбористы в Великобритании). Слабо структурированная партия означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования (Республиканская и Демократическая партии в США).

Распределение депутатских мест (то есть сравнение влияния партий в парламенте) позволяет выделить следующие типы: мажоритарная партия (стабильно получающая абсолютное большинство мандатов и тем самым право единолично формировать правительство); партия с мажоритарным потенциалом (способная по итогам следующих выборов образовать правительство); доминирующая партия (имеющая относительное большинство мест в парламенте); миноритарная партия (находящаяся в парламенте в меньшинстве).

Ядром принятой сегодня классификации политических партий остается схема М. Дюверже, который по организационному строению разделил их на два основных типа: кадровые и массовые. Другие политологи впоследствии выделили еще один тип и предложили трехсоставную классификацию: кадровые, массовые и универсальные партии. В кадровых партиях обычно нет строгого постоянного членства и статуса индивидуального участия, а также централизованной структуры. В них партийный состав объединяется вокруг группы политиков во главе с партийным комитетом. Активны они преимущественно во время выборов. Массовые партии основаны на постоянном членстве, довольно сильно централизованы, имеют строгую иерархию, финансируются в основном из собранных членских взносов, в них силен идеологический фактор.

Универсальные партии (или партии избирателей) не привязаны к определенным социальным группам и ориентируются на общечеловеческие, а не классовые ценности. Они предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов разных социальных групп. Для универсальных партий характерна гибкая политическая линия. Такие партии прагматичны в плане идеологии, заимствуя свои предложения из разных источников, что позволяет им обращаться сразу почти ко всем группам избирателей (не зря эти партии еще называют «партии-хватай-всех»).

Позднее в политологической литературе появился еще один тип: партии «новой волны» (партии-движения). Это было связано с бурным развитием экологических движений, различных гражданских инициатив. Их отличают от других партий оригинальное организационное строение, иной тип отношений с избирателями и симпатизирующими, четкая ориентация на постматериальные ценности, своеобразный политический стиль («зеленые» в ФРГ, социал-демократическая партия Великобритании).

4. Что такое партийная система и каковы ее виды?

Партийная система – политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов (партий). В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий; 2) социально-политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) типом электоральной системы и числом избирателей; 4) особыми параметрами – размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 5) реальными возможностями доступа партий к власти.

Упрощая определение, можно сказать, что партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества таких партий, которые реально борются за государственную власть и участвуют в ее осуществлении.

В соответствии с количеством партий принято выделять три вида партийных систем: двухпартийная (бипартизм), система «двух с половиной партий», многопартийная система.

Двухпартийная система существует в основном в англосаксонских странах, где две основные партии чередуются у власти (Демократическая и Республиканская партии в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании). Двухпартийная система автоматически обеспечивает одной из партий большинство в парламенте, которое гарантирует устойчивость кабинета министров, обычно позволяя ему отработать весь отпущенный законом срок.

Система «двух с половиной партий» (ФРГ, Япония) – нечто вроде переходного варианта от бипартизма к многопартийности. Здесь рядом с двумя основными партиями, не способными набрать большинство голосов, появляется третья партия, вступающая в коалицию с одной из основных.

Многопартийная система отличается гибкостью и разнообразием. В ее условиях получают право на вполне достойное существование малые партии. При такой системе партии, как правило, не могут править самостоятельно (не имея большинства в парламенте) и вступают в коалиции. Тем самым они вырабатывают политический курс государства с учетом мнений других партий. Политологи выделяют несколько вариантов такой системы: система умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) – Франция, Бельгия; система крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий) – Нидерланды, Финляндия; атомизированная система (свыше 8 партий) – Малайзия.

5. Что представляет собой партийная система современной России?

Анализируя партийную систему России, следует отметить, что пока она находится на стадии формирования. Партийное строительство в Российской Федерации началось одновременно с радикальными реформами в политике и экономике в начале 1990-х годов. Оно было стихийным, не имело соответствующей законодательной базы, а создаваемые организации часто не соответствовали основным критериям партий. В начале 1990-х годов в России число политических партий колебалось около цифры 260. На начальном этапе становления партийной системы Российской Федерации большинству вновь созданных партий были присущи такие особенности, как малочисленность, элитарный характер членства и поиск своей социальной базы, организационная слабость, аморфность программ, напряженная фракционная борьба, популизм, но самое главное – партии не были долговременными образованиями. Многие из них объединялись в союзы и блоки с другими партиями, распадались и снова объединялись. Лишь немногие из возникших в начале 1990-х годов партии сохранились на сегодняшний день: ЛДПР, КПРФ, Яблоко.

Подъемы в развитии партийного строительства были связаны с выборами в Государственную Думу. Результаты выборов выявили следующих лидеров. 1993 год: ЛДПР (22,9%), Выбор России (15%), КПРФ (12%), Яблоко (7,8%). 1995 год: КПРФ (22%), ЛДПР (11%), НДР (10%), Яблоко (6,9%). 1999 год: КПРФ (24%), Единство (23%), ОВР (13%), Союз правых сил (8,5%), Яблоко (5,9%), ЛДПР (5,9%). 2003 год: Единая Россия (37,1%), КПРФ (12,7%), ЛДПР (11,6%), Родина (9,1%).

В силу сложившейся в России «президентско-парламентской» системы власти влияние парламента на состав и политический курс правительства минимально. Поскольку российские партии не участвуют в формировании правительства, они лишены одного из устойчивых стимулов к межпартийной кооперации. Именно строительство коалиций способно привести к увеличению политического веса больших партий и повышению роли института партий в российской политической системе в целом.

С точки зрения политологических теорий «президентско-парламентская» система наилучшим образом сочетается с двухпартийной системой. В процессе становления современных политических институтов в России возникла идея о том, что в нашей стране должна быть сформирована двухпартийная система. Представители высших эшелонов власти стали предпринимать попытки сформировать такую систему с помощью так называемых «партий власти». «Партии власти» - это чисто российский феномен, означающий поддержку властных структур со стороны специально созданных для этих целей блоков, движений, перерастающих затем в политические партии. В 1993 году таким движением стал «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 году – «Наш дом – Россия» во главе с В. Черномырдиным, в 1999 году – сразу два движения – «Единство» и «Отечество – вся Россия», которые в скором времени объединились в «Единую Россию». Термин «партии» может применяться к таким образованиям сугубо формально. По сути же очевидно, что это особые объединения государственной бюрократии, представляющие структуры исполнительной власти.

Когда к 2000 году стало ясно, что пестрая атомизированная система с большим количеством неравноценных партий, по преимуществу вождистских, столичных, слабо связанных с регионами, не может вызывать доверия граждан и способствовать демократизации и стабилизации партийной системы, ключевым стал вопрос о принятии закона о партиях. Федеральный закон «О политических партиях», принятый в 2001 году, был направлен на усиление роли партий в общественной жизни страны. Принятие закона ликвидировало основу для создания партий по локальным, национальным и религиозным признакам. В итоге действия этого закона количество зарегистрированных партий в 2003 году сократилось до 44.

Политические партии – институты, представляющие в политической системе те или иные группы интересов. Власть должна являться для партий не самоцелью, а средством реализации многообразных социальных интересов. Особенность российской партийно-политической системы заключается в том, что большинство партий порождены новой элитой, финансируются, направляются или полностью контролируются ею. В России на сегодняшний день сложилась суррогатная партийная система, не отражающая интересы гражданского общества в политической системе, а являющаяся инструментом политического манипулирования власти. Следовательно, речь должна идти о том, чтобы усилиями общества превратить партии в важнейший инструмент развития демократической политической системы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: