Особенности федерализма в Индии

Индийская федерация строится на базе автономии штатов, они не обладают суверенитетом, федерация имеет централизованный харак­тер. В каждом штате создаются свои высшие органы: выборная легисла­тура (законодательный орган штата), назначаемый президентом Индии губернатор, формируемое партией большинства в местном парламенте правительство, назначаемый президентом высокий (высший) суд штата. Но штаты не имеют своих конституций (за исключением одно­го — штата Джамму и Кашмир, который занимает особое положение в федерации), не имеют собственного гражданства (за исключением того же штата). Штаты обладают правом собственного законодательства, они представлены в верхней палате парламента Индии, создают свое прави­тельство во главе с главным министром штата в соответствии с расста­новкой политических сил в штате (часто бывает, что в штате правит иная партия, чем та, которая имеет большинство в парламенте Индии). Права выхода из федерации штаты не имеют. Вопросы о создании, преобразова­нии штатов, изменении их границ могут решаться парламентом Индии без согласия заинтересованных штатов, их мнение лишь выслушивается.

Административные органы (исполнительная власть), а также судеб­ные органы федерации и штатов образуют единую систему. Правитель­ство федерации может давать правительствам штатов обязательные ука­зания, касающиеся исполнения федеральных законов. Если правительст­ва штатов отказываются следовать этим указаниям, они могут быть сме­щены президентом по указанию правительства федерации. Верховный суд федерации также устанавливает общие правила для всех судов, в том числе и для высоких судов штатов. Зависимость штатов от федерации имеет и финансовые основания. Федерация выделяет значительные де­нежные суммы в целях финансовой помощи штатам, хотя налоги, основ­ные поступления от государственных предприятий, другие крупные до­ходы идут только в государственный бюджет, 70% этой помощи выделя­ется штатам в виде займов (с процентами) и лишь 30% в качестве безвоз­мездных дотаций.

Индийская федерация не только централизованная (хотя, как отмеча­лось, в штатах могут править партии, находящиеся в оппозиции к правящей партии в центре), но и в определенной мере асимметричная феде­рация. По конституции все штаты имеют единый правовой статус в союзе, но на деле их правовое положение и полномочия неодинаковы. В составе федерации имеется, по существу, три рода штатов: 1) штаты, которые пользуются наибольшими правами (упомянутый штат Джамму и Кашмир, на который, помимо указанных выше преимуществ, не распро­страняются и некоторые положения индийской конституции, а также штат Сикким — ранее не входившее в состав Индии бывшее обособлен­ное княжество, законы в отношении которого парламент может прини­мать только с согласия легислатуры штата); 2) штаты, занимающие обыч­ное правовое положение (подавляющее большинство); 3) некоторые мел­кие штаты (Мегхалая, Нагаленд и др.), права которых, с одной стороны, ограничены, а с другой — расширены: им разрешается отступать от фе­деральных законов, отношения, касающиеся местных дел (пользование лесами, рыбная ловля и др.), могут регулироваться с учетом местных обычаев (в этих штатах значительную долю населения составляют заре­гистрированные племена и касты, находящиеся на низкой ступени разви­тия). Асимметрия выражается и в том, что представительство штатов в верхней палате неодинаково (от 1 до 34 представителей) и зависит преж­де всего от численности населения, хотя и не пропорционально ему.

Нижние палаты и однопалатные легислатуры избираются в штатах прямыми выборами на 5 лет.

В прямых выборах в легислатуру штата участвуют граждане, составляющие особые избирательные курии: 1/12 часть членов законодательного совета (так обычно называется верхняя палата в штатах) избирается лицами, окончившими университет и после этого проработавшими не менее 3 лет в данном штате; 1/12 — лицами, которые не менее 3 лет занимались преподавательской работой в учебных заведениях штата не ниже средней школы. Остальных членов законодательного совета назна­чает губернатор штата из лиц, имеющих специальные знания или прак­тический опыт в области науки, литературы, искусства, кооперативного движения или общественной деятельности. Каждые два года, как и в Совете штатов федерального парламента, происходит обновление зако­нодательного совета штата на 1/3.

Верхняя палата штата обязана рассмотреть законопроект, принятый нижней палатой, в течение 4 месяцев (финансовый — 14 дней). Отверг­нутый ею законопроект вторично рассматривается нижней палатой ле­гислатуры штата и, будучи снова принятым, становится законом. Губер­натор обязан его подписать и опубликовать, если он не применяет право вето.

Губернатор, назначаемый президентом Индии, — гарант интересов союза в штате. Иногда одно лицо назначается губернатором нескольких соседних штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата (хотя и рассматривается теоретически как часть его легислатуры). Обыч­ный срок полномочий губернатора — 5 лет, но он может быть переназна­чен неоднократно и отстранен президентом от должности досрочно.

Губернатор созывает сессии легислатуры штата, закрывает их, может досрочно распустить законодательное собрание штата.

Правительство штата (совет министров штата) во главе с главным министром насчитывает обычно 6—12 членов. Кабинета в его составе не образуется, но определенное подобие его есть: главный министр решает многие вопросы после обсуждения с ведущими министрами.

Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии. Начиная с 1971 г. в некоторых штатах введена должность омбудсмана, который должен обеспечивать охрану прав граждан. По оценке индийской печа­ти, это нововведение оказалось не очень эффективным.

Размежевание полномочий (предметов ведения) между федерацией и штатами урегулировано специальным (седьмым) приложением к консти­туции. К сфере исключительной компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими подвопросами: иностран­ные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело, почта и телеграф, железные дороги, воздушное сообщение и т.д. Совместная (совпадаю­щая, конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законода­тельство, законодательство о профсоюзах, о печати, о социальном стра­ховании и др. Исключительная компетенция штата охватывает 66 вопросов: общественный порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство и др.

По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области конкурирующей компетенции закон штата действует только в том слу­чае, если по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, го имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2/3 голосов, может отнести к своей компетенции любой во­прос, включенный конституцией в сферу исключительного законода­тельства штатов.

При введении чрезвычайного положения на территории того или иного штата, что делается президентом по указанию федерального пра­вительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата (группы штатов), где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата.

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно (кроме столицы Индии Дели, которая тоже имеет статус союз­ной территории, и некоторых других единиц) это мелкие острова в Ин­дийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: