Важным аспектом в регулировании социально – экономических процессов в
обществе является защита и поддержка института семьи. Основные
принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны
государственных, муниципальных и общественных организаций можно
выразить в следующем:
- расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых
задач;
- установление связи семьи с другими коллективами, организациями и
социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности
поддержки;
- содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-
экономической системы;
- развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на
территориях.
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей
указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ
семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных
структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом
специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы
|
|
социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности
населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы
семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в
случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу
создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого
жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в
России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть
предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система
в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве
структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие
функции:
- аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или
членов коллектива;
- планово-организационную: планирует и организует социальное
обслуживание в социуме;
- управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от
которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит
оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;
- информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых
государственных решениях по социальной защите населения.
Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах
помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических
|
|
состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной
жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение
отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого
состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и
подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной
психиатрической помощи и другие.
Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных
жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и
углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление
отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и
увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся
обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах
социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков
(матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям,
оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях,
территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются
социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных
проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее
сложных ситуациях.
Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д.
Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным
окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная
компания и другие), через различные государственные организации и фонды.
Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно –
в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также
превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую
неблагоприятную ситуацию.
В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение о территориальном Центре
социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как
учреждения государственной системы социальной защиты населения,
предназначенного для комплексного обслуживания на территории города,
района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной
поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной
помощи различных видов.