Кризис семьи и ее будущее

Классификация семейно-брачных отношений.

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и яаляется более характерным для зажиточных классов.

Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений. Семьи различаются:

по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более детей);

по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

по географическому признаку: сельская и городская семья;

по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

Аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

Супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни. Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке.

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%[5]. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности.

Можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, жестокое обращение с детьми.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер.

При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности.

Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи — персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы. Для обеспечения качественного роста подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия возрастет потребность в качестве жизни.

Алгоритм «качество информационного производства — качество информационного работника — качество жизни» неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.

Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.

Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери).

Некоторые ученые (например, С. И. Голод) постсовременный тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. В семье, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обязанности полнее использовать возможности, предоставляемые ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нравственную ценность. В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго — вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности.

Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения. Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать.

Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха, насаждаемые западной поп-культурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: