Обеспечение условий социальной защиты семьи и сохранения ребенка в семье

Цель государственной и общественной политики в отношении семьи — создание условий перспективного детства, поддержка се­мей с детьми, минимизация причин, провоцирующих распад и де­градацию семьи, и необходимость изъятия из нее ребенка.

Предлагаемые меры должны способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содей­ствовать развитию и укреплению семьи как гуманитарного и соци­ального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателем социального здоровья и благополучия семьи, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установле­нию гармоничных внутрисемейных отношений.

Для сохранения естественных семейных условий жизни и разви­тия детей, снижения уровня «социального» сиротства необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:

—упрочение родительской ответственности за создание благо­
приятных условий для развития и воспитания детей в семье;

—государственную поддержку сот га ал ьно- незащищенной семьи
путем введения именного с оци ал ьно-образовательного полиса на
каждого ребенка;

—создание государственной системы служб сопровождения со­
циально- незатцищеиных семей;

~ формирование общественных отношений признания как соци-


альной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях се­мейного воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение

1. Средством решения ключевых проблем «социального» сирот­
ства можег стать введение для каждого ребенка, воспитывающего­
ся в социально = незащищен но и семье, социально образовательного
полиса в размере 20 минимальных зарплат в месяц (10 минималь­
ных зарплат — социальная часть, направленная в семью на созда­
ние необходимых условий для жизни ребенка. 10 минимальных зар­
плат — образовательная часть, поступающая на личный счет ребен­
ка и передаваемая в то учреждение, которое обеспечит образование
и реабилитацию ребенка).

Реализация этой идеи позволит адресно направлять не толь­ко социальное пособие, но деньги, предусмотренные в бюджете на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей. Право выбора образовательного учреждения должно быть предоставлено родителям или лицам, их замещающим; контроль за расходованием средств должен быть обеспечен службами сопро­вождения социально незащищенной семьи.

Право на получение социально образовательного полиса на каж­дого ребенка должно приобретаться каждой семьей вместе с по­становкой на учет в службе помощи социально неблагополучным семьям.

В результате введения такого полиса государство все больше будет поддерживать семью, а не возложит на себя обязанности и все бремя заботы о детях-сиротах (оплата аренды помещений, ком­мунальные услуги, питание, персонал, материальное снабжение и т.д.).

2. Необходимо ввести в Семейный кодекс понятие «родитель­
ской ответственности», предусматривающей обеспечение комплекса
прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности роди­
телей (и лиц. их заменяющих) в отношении ребенка и его собствен­
но с ги.

Научно-методическое обеспечение, проектирование новых программ, служб, систем

1. Необходимо обеспечить научное осмысление изменений вос­питательной роли семьи, прогноз ее социальных последствий, оче­видна необходимость выработки новой педагогической идеологии семейного воспитания. Необходимо обеспечить подготовку и изда­ние серии книг «Библиотеки семейного воспитания», отражающей


международный и российский опыт построения взаимоотношения взрослых и детей в семье.

2. Следует создать государственную систему служб помощи со­
циально незащищенным семьям, обеспечивающих социальные га­
рантии для жизни и воспитания ребенка в родной семье. Отсюда
вытекает ряд специальных обязанностей местных органов власти
по отношению к семье и ребенку:

— выявление детей, требующих социальной помощи, и предо­
ставление им информации о соответствующих службах;

— исследование и оценка состояния семьи и ребенка:

— предотвращение насилия и пренебрежения интересами ре­
бенка;

— обеспечение предоставления помощи семье и детям но их ме­
сту жительства;

— организация консультативных центров для социально неза­
щищенных семей;

— обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья
и их семей всем комплексом необходимых услуг.

3, Организационная поддержка политики помощи семье с
детьми должна быть обеспечена в том числе путем проведения мо­
ниторинга с последующим анализом результатов социально-эконо­
мического и воспитательного потенциала семьи, положения детей в
семьях разного тина, в первую очередь в семьях социального рис­
ка. Необходимо разработать методологию и механизмы экспертизы,
принимаемых органами законодательной и исполнительной власти
решений, с точки зрения их воздействия на воспитательный потен­
циал семьи.

Кадровое обеспечение

Важно обеспечить расширение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (педагогов-психологов, социаль­ных и коррекционных педагогов, семейных психологов) для работы с современной семьей. Главной задачей этих специалистов должны стать гарантии сохранения семьи и улучшения семейного климата, обеспечивающего условия для полноценного развития всех членов семьи.

Материально-техническое и информационное, обеспечение

1. Необходимо разработать и сделать доступным для населения оанк данных по системе социальной защиты родителей с детьми, в котором должны быть отражены все права и обязанности совре­менных родителей, приведены конкретные данные по всем типам


социальных поддержек, представлены адреса служо помощи и под­держки семьи и ребенка.

2. Целесообразно продумать и организовать информационную поддержку в средствах массовой информации положительного об­раза семьи, гарантирующей качественное воспитание и развитие детей, примеры решения семьей проблем ребенка, в том числе и девиантного поведения.

5.4. Создание условий воспитания в приемных и патронатных семьях

Идея семейного воспитания должна быть положена в основу программы развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необ­ходимо принять все необходимые меры по созданию условий се­мейного воспитания или воспитания, приближенного к семейному, для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными средствами реализации данной идеи могут высту­пать:

— расширение возможностей для семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, не только па опеку и усы­
новление, но и в приемные и патронатныс семьи; организация се­
мейных пансионатов, центров семейного воспитания и других форм
устройства детей в семьи граждан на профессиональной основе;

— разукрупнение существующих сиротских учреждений, пере­
стройка воспитательного процесса в них в логике создания семей-
но-воспитательных разновозрастных и разнополых групп, для ко­
торых характерна модель семейных отношений и реализации всех
базовых функций семьи, в том числе любви к ребенку безотноси­
тельно к его социальной успешности или неуспешности;

— развитие системы поддержки и психо л ого-педагогического со­
провождения всех форм приемной и патропатной семьи;

— реорганизация имеющейся системы усыновления, опеки и по­
печительства;

— создание системы поддержки и сопровождения семей, создан­
ных детьми-сиротами,

Нормативно-правовое обеспечение

1. Применение такой формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как воспитание в семьях раз­личных типов, требует принятия законов Российской Федерации «О формах передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попече-


ния родителей на воспитание», «Об органах опеки и попечитель­ства, о службах помоши приемной патронатной семье».

2. Развитие института приемных семей сдерживается отсутстви­
ем законов субъектов Российской Федерации об оплате труда при­
емных родителей и льготах для приемной семьи. На федеральном
уровне должны быть решены вопросы по обеспечению трудовых и
социальных гарантий приемных родителей, в частности их пенси­
онного обеспечения.

3, В условиях, когда функции опеки и попечительства нахо­
дятся в компетенции органов местного самоуправления, назрела
необходимость а создании законодательной базы для установления
единых государственных минимальных стандартов по социалыю-
правовому обслуживанию детей, нуждающихся в государственной
защите, и организации работы органов местного самоуправления
по опеке и попечительству над детьми, в связи с чем необходи­
мо принять Федеральный закон «О государственных минималь­
ных социальных стандартах организации работы органа местно­
го самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над
детьми».

Научно-методическое обеспечение, проектирование новых программ, слуэк.6, систем

1.Требует коренной реорганизации действующая система рабо­
ты органов опеки и попечительства. Особое внимание органов опеки
и попечительства необходимо направить на предупреждение «соци­
ального» сиротства, а также на подбор потенциальных родителей,
систематическую работу с ними по созданию более комфортных
условий проживания детей-сирот в семьях различного типа: опе­
кунская семья, приемная семья, патронатная семья, семейно-вос-
питательная группа. Необходимо разработать научно-мет одические
рекомендации для органов опеки и попечительства по реализации
их задач в новых условиях.

2. Многочисленные проблемы, возникающие в семьях, создан­
ных деть ми-сиротами, требуют безотлагательного создания систе­
мы служб и центров исихол ого- педагоги ческой, мс дико-социальной
помощи и сопровождения таких семей. Такие службы должны га­
рантировать поддержку молодых родителей и одновременно стре­
миться к разьигию самостоятельности и ответственности родителей
за собственное благополучие и благополучие своего ребенка.

Кадровое обеспечение

1. Необходимо обеспечить создание системы помощи приемной семье, взявшей на воспитание ребенка-сироту, организацию регу-


лярных педагогических, психологических и медицинских консуль­таций и сопровождение приемных родителей путем системы повы­шения педагогической квалификации родителей, проведения псп-холого-педагогических тренингов и семинаров.

2. Развитие се мейно- в ос цитате ль но г о стиля отношений в совре­менных детских домах требует научно-методического осмысления, широкого распространения передового педагогического опыта, из­менения учебных планов подготовки и переподготовки педагоги­ческих кадров для системы интернатных учреждений, введение в номенклатуру специальностей высшей школы новых единиц — пе­дагог-ре аби лито дог, педагог-б ос питатель для детей-сирот и детей. лишенных родительской опеки, семейный психолог.

Материально-техническое и информационное обеспечений Необходимо сделать более эффективным, информативным и мобильным функционирование Федерального межведомственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, что позволит координировать усилия разных ведомств е решении проблем устройства детей в семьи и другие формы се­мейного воспитания.

5.5. Обеспечение воспитания детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

в образовательных учреждениях

Сложившаяся система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в дальнейшем совершенствовании путем поддержки имеющихся по­зитивных тенденций и развития современных инновационных тех­нологий социализации и интеграции.

Перспективная организация жизни и быта воспитанников, мак­симально приближенных к семейным, создание новых форм и воз­можностей для воспитания и развития детей- Обучение их востре­бованным в будущей жизни трудовым и семейным навыкам: со­здание для воспитанников кризисной и юридической службы, шве-пальпых судов для защиты от насилия и жестокости.

Нормагпивио-правоаое обеспечение

1. Необходимо расширить правовые гарантии защиты имуще­ственных и жилищных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработать меры по гарантированному трудоустройству и дальнейшему образованию выпускников интер­натных учреждений.


2. Разработать и внести дополнения и изменения в Типовое по­
ложение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, гарантируюших психолого-
педагогическое медико-согшальное сопровождение развития детей,
их социальную адаптацию и подготовку к вступлению в самостоя­
тельную жизнь.

3. Требует систематизации и определенных государственных га­
рантий создание служб психолого-педагогического, медико-соци­
ального сопровождения детей-сирот в учебно-образовательном про­
цессе и профессиональном самоопределении.

4. Следует разработать и принять типовое положение о социаль­
ных гостиницах для выпускников детских домов как необходимой
форме постинтернатной адаптации.

5. Следует обеспечить более широкое развитие попечительских
советов интернатных образовательных учреждений, привлечение
негосударственных, общественных и коммерческих структур в сов­
местном с 1 осударством учредительстве, финансовой и материаль­
ной поддержке учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Необходимо разработать законодатель­
ную основу деятельности попечительских советов и положение о
соучредительстве.

Научно-методическое обеспечение, проекта ропт т.е. новых програ.мм. служб, систем

1.Целесообразно изучить возможности постепенного отказа от
системы школ-интернатов как учреждений, ограничивающих соци­
ализацию и интеграцию детей-сирот. Школы-интернаты должны
стать исключением (специализированные школы-интернаты, дея­
тельность которых обоснована особыми задачами реализуемых В
них для отдельных категорий детей специальных (коррекциоштых)
или лечебно-реабилитационных программ). Дети-сироты должны
получать основное, дополнительное, специальное или профессио­
нальное образование в тех же учреждениях, что и дети, прожи­
вающие в семьях. Необходимо обеспечить максимальное преодо­
ление «госпитализма» и сегрегации учреждений для детей-си рог,
стремления сосредоточить все вилы активности детей в стенах од­
ного учреждения. Нельзя допускать, чтобы те или иные особенно­
сти развития ребенка выступали определяющими в отношении ею
Жизненных перспектив, служили ограничителем возможностей со­
циальной адаптации.

2. Необходимо развивать систему социально-реабилитационных
Центров или комплексов для социально-профессиональной реаби-


литании детей-сирот, разработать учебные программы и методи­ческие рекомендации по пост интернат ной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей.

3. В особой поддержке нуждаются процессы социальной адапта­
ции и профессионального трудоустройства выпускников специаль­
ных (коррекцийиных) образовательных учреждений. Наряду с раз­
работкой системы мер. стимулирующей создание и квотирование
рабочих мест в условиях рыночной экономики для этой категории
детей-сирот, необходимо качественно изменить сроки, содержание
и профили профессионального обучения. Целесообразно пересмот­
реть номенклатуру специальностей, осваиваемых детьми-с и ротам и
в коррекциониых образовательных учреждениях и привести ее в
соответствие с региональными требованиями рынка труда.

4. Взаимодействие учреждений для детей-сирот и других обра­
зовательных учреждений требует существенного совершенствова­
ния. Построение жизнедеятельности школьного коллектива, в кото­
ром обучаются дети-сироты, требует особого педагогического так­
та, высокой психо лого- педагог и ческой культуры, обеспечения по­
стоянной связи с педагогами детского дома и различных форм пе­
дагогической поддержки.

5. Качество воспитательного процесса в интернатных образова­
тельных учреждениях требует переосмысления на новом этапе ста­
новления системы образования культуры работы педагога-вое пита­
теля по работе с детским коллективом, развитии самоуправления,
творческой инициативы и самореализации каждого ребенка.

6. Анализ сферы досуговой деятельности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, требует существенного рас­
ширения возможности получения ими различных форм дополни­
тельного образования как в школе, так и различных внешкольных
клубах и центрах творчества.

7. Развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, остав­
шихся без попечения родителей, предполагает углубленные науч­
ные и практические исследования закономерностей и формирова­
ния личности ребенка-си роты. Требует качественного анализа и пе­
реосмысления с последующим внедрением перспективный опыт ра­
боты различных образовательных учреждений для детей-сирот.

Кадровое обеспечение

Система подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров для работы с детьми-си ротам ц требует существенного обновления. Необходимо обеспечить во всех ее звеньях ориентацию


на повышение социальной, медицинской и психологической подго­товки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попе­чения родителей. Нужно разработать учебные и научно-методиче­ские пособия, адресованные педагогическим работникам и органи­заторам сиротских образовательных учреждений; создать програм­мы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руково­дителей этих учреждений об особенностях построения образова­тельного процесса в интернатных учреждениях.

Материально-техническое и информационное обете'ч.ение

1. Предполагается совершенствование материально-технической
базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­
ния родителей. В особой финансовой, материальной и ресурсной
поддержке нуждаются библиотеки и медиотеки интернатных учре­
ждений.

2. Организация образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оствшихся без попечения родителей, по семейному типу
требует реорганизации помещений с учетом создания новых форм
устройства детей. Организация центров постинтерпатной адапта­
ции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тре­
бует соответствующего материально-финансового обеспечения.

3. Необходимо разработать новые механизмы лицензирования и
аккредитации деятельности учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также аттестации персона­
ла в связи с переориентацией их работы на принципы семейного
воспитания.

Контрольные вопросы и задания

1.Проанализируйте основные законы Российской Федерации, гаран­
тирующие права детей-сирот.

2. Рассмотрите основные меры по улучшению положения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечении родителей, используя законодательно-
правовую базу Российской Федерации.

3. Составьте таблицу, отражающую права и обязанности родителей
за обучение и воспитание детей (по законодательно-правовой базе Рос­
сийской Федерации).

4. В чем заключается ответственность родителей за обучение и вос­
питание детей и как она отражена в законодательно-правовых актах Рос­
сийской Федерации?


5. Дайте обоснование роли общества и государства для социальной
защиты ребенка:

— в кровной семье;

— в условиях разных форм семейного устройства;

— в интернатных учреждениях.

6. Подтвердите ваши заключения законодательно-правовым и актами,
используя материал приложений к данному учебному пособию.


Литература

1. Авдеева Н. II. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982.

2. Авдеева Н. Н. Младенческий возраст // Психическое развитие вос­
питанников детского дома. М,, 1990.

3- Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. Х-4.

4. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность — наши беды
// Воспитание школьников. 2002. №7.

5. Акивис Д, С. Отцовская любовь. М., 1989.

6. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и со­
циальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.
1997. № 1.

7. Альманах психологических тестов. М., 1995.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1982.

9. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб., 2004.

10. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влия­
ния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

11.Бане М., Рикардс А., Харви Р. Работа с детьми, оплакивающими
потерю близких. М., 2004.

12. Бардыше.вская М. К. Дети с недостатком эмоциональных привя­
занностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского
попечения. М., 1995.

13. Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы наруше­
ний психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты:
консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой.
М., 19Э8.

14. Басе А,. Дарки А. Опросник. См.: Ретн А. А. Психология изучения
личности. СПб., 1999.

15. Батуев А. С., Катавцев А. Г.. Соболева М.В. Зрительное пред­
почтение как проявление привязанности у детей первого года жизни //
Вопросы психологии. 1990. №4.

16'. Белтева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.


17. Берне Р. Развитие аЯ-концепции» и воспитание. М., 1986.

18. Беспризорные и безнадзорные дети: Итоги общероссийского со­
циологического зондажа. М., 2002.

19. Бобылева И. Л. Семейный центр — форма патронатного воспита­
ния // Пагронатиое воспитание в России на современном этапе / Сост.
Н.П.Иванова. М., 2002.

20. Бодрова М. Г., Бобъмева И. А., Зотова И. А. и др. Из опыта
работы по программам социальной адаптации детей-сирот / Под ред.
Е. В. Се Лениной. Владимир. 2002.

21. Божович Л. И. Психологическое изучение детей и школе-интер­
нате. М., 1960.

22. Божович Л. И. Личность и ее формирование и детском возрасте.
М., 1968.

23. Божович Л. И. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.

24. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред.
Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.

25. Бойко В. В., Огаини К., Копытечкова О. И. Социально защищен­
ные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

26. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. М., 2003.

27. Браун Дж., Кристенеч, Д. Теория и практика семейной психоте­
рапии. СПб., 2001.

28. Брутпман В. И., Родионова М. С. Формирование привязанности
матери к ребенку в период беременности //Вопросы психологии. 1997. №6.

29. Ьругпман В. И., Северный А. А. Некоторые современные тенден­
ции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социаль­
ного сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи:
защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.

30. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.. 2001.

31. Бютиер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

32. Вершинин В. Малообеспеченная семья: Тайны семейной дидакти­
ки // Народное образование. 2002. №6.

33. В пиарская Е. М. Младенческие крики (их происхождение, струк­
тура, динамика и значение для раннего психического и речевого раз­
вития ребенка) // Изучение динамики речевых и нервно-психических
нарушений. Л., 1983.

34. Виткии Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996.

35. Власова Т. Л., Певзне.р М. С, О детях с отклонениями в развитии.
М., 1973.

36. Волошина Л. С. Генезис агрессивно-насильственных преступлений
// Насилие, агрессии, жестокость: Криминально-психологическое иссле­
дование. М., 1990.

37. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-
сост. П. П. Иванова, М.. 1996.

38. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиангным поведением /
Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.


39. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей ;'/ Педа­
гогика. 1999. Х'4.

40. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.,
1960.

41. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального
ребенка // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

42. Выготский Л. С. Педагогика подростка. М.; Л., 1931.

43. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //
Психология личности. М., 1982.

44. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клини­
ка трудного детства // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

45. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых
детей / / Там же.

46. Выготский Л. С. Психология возраста // Там же. Т. 4. М., 1982.

47. Выявление и устройство детей я подростков, оставшихся без по­
печения родителей, в 2001 г.: Аналитическая справка // Вестник обра­
зования России. 2002. №16.

48. Гаврилова С. Труд — основа воспитания (о работе педагогического
коллектива детского дома г. Лакипска Владимирской области) // Народ­
ное образование. 1997. №12.

49. Галигузова Л. И. Проблема социальной изоляции детей //' Вопро­
сы психологии. 1996. №3.

50. Гарбузов В. И, Воспитание ребенка. СПб.; М.. 1997.

51. Гарбузов В. П., Захаров А. И., Исаев Д. П. Неврозы у детей и их
лечение. Л., 1977.

52. Гернст М. Детоубийство. М., 1911.

53. Глико Л. В. О введении явного приема внебрачных детей в приюте
Киевского земского управления. Киев. 1911.

54. Голод С. И. Семья и брак: И сто рико-социологически и анализ.
СПб, 1998.

55. Государственный доклад -Ю положении детей в Российской Фе­
дерации. 2002 год». М., 2002.

56. Гревцева Г., Ситдикова Л. Детская беспризорность: причины и
следствия // Учитель, 2004. №2.

57. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия: Профилактика дет­
ской агрессивности и жестокости и борьба с ними /' Пер. с нем. СПб.,
2000.

58. Гусароьа Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Самарской области // Народное образование.
2001. №7.

59. Дармодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. JV* 1.

60. Дармодетт С. В. Безнадзорность детей в России // Там же. 2001.
№ 5.

61. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в
неполной семье // Социологические исследования. 2001. № И.





62. Дементьева И. Ф.. Зубарева Н. Степень социальной ответе! ес ппо-с'ш подростков в полной и неполной семьях //' Воспитание школьников 2003. №10.

03. Дениссеич Н. Н, Проявление самостоятельности в процессе сов­местной деятельности младших школьников в условиях школы-интерна­та // Начальная иг кола. 1996. Л'а7,

64. Дерябина О. А!. Родители приемных детей: отбор или подготовка?
// Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.

65. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под
ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.

66. Дети улиц. СПб., 2000.

67. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Ши-
пицыной. СПб.. 2003.

68. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб., 1995.

69. Довгалевская А. И. Семейное воспитание приемных детей. М.
19-18.

70. Да в га л евг, кая А. И. Вопросы семейного воспитания приемных де­
тей в СССР: Авторсф. канд. дис. М., 1957.

71. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

72. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. №1.

73. Дубровина И- В., Лисина М. И. Особенности психического разви­
тия детей в семье и вне семьи //' Возрастные особенности психического
развития детей. М., 1982.

74. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитан­
ников детского дома. М., 1990.

75. Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР
//Дефектология. 1972..*Ы.

76. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школь­
ников, отстающих в развитии. М., 1993.

77. Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детско­
го дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997..\' 5.

78. Житникова Л. М. Формирование у детей дошкольного возраста
классификации как способа мнемической деятельности // Вопросы пси­
хологии. 1967. №2.

79. Зарсцкчй В. К., Дубровская М. О., Ослоп В. Н., Холмогорова А. Б.
Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.

80. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986.

81. Захаре/в А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
СПб., 2000.

82. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000.

83. Зезииа М. Р. Система социальной зашиты детей-сирот в СССР //
Педагогика. 2000. № 3.

84. Земска М. Семья и личность / Пер. с пол. М., 1986.


85. Зерницкий О. Ь. Мотивация усыновления и особенности родитель­
ских позиций в семьях с приемными детьми /'/ Вестник психосоциальной
и коррекций нно-реабилитацией ной работы. 2002. 1.

86. Зш1елева 3. А. Агрессивное поведение подростков и личность ро­
дителей /7 Психологическая наука и образование. 2001. №4.

87. Зииченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

88. Зорина Т. Детские деревни — SOS: негосударственные детские до­
ма с семейным типом воспитания /'/ Защити меня! 2003. № 3.

89. Иванов С. И. Одинокие дети. М., 1991,

90. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Дети и приемкой семье; Советы
начинающим родителям. М., 1993.

91. Иванова Н. П., Бобылева, И. А., Заводилкина О. В. Социально-пси­
хологическая адаптация детей в заметающей семье. М., 2002.

92. Иванова Я, П., Бобылева И. А., Завос>илкина О. В. Воспитание де­
тей в семье в контексте социальных изменений // Начальная школа.
2004. №3.

93. Hjapt) К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

94. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л.И.Вожович. Л. В. Благопадежипой. М., 1972.

95. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-
сирот и детей, оставшихся Сез попечения родителей: опыт, проблемы,
перспектива / Под ред. Л. В. Гаврнлина. Владимир, 2002.

96. Иовчук И. М.. Морозова К. И., Щербакова А. М. Психолого-меди-
ко-педагогичсскан поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях
// Народное образование. 2001. № 7.

97. Иовчук Н.М., Морозова Е. И., Щербакова A.M. Школа родите­
лей: (Об одной из моделей службы пс ихо лого- мед икс-педагог и ческой
поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) //' Детский дом.
2004. №3 (12).

98. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические рас­
стройства в детском возрасте. СПб., 1994.

99. Исколъдский Я. В. Исследование привязанности ребенка к матери
в зарубежной психологии //' Вопросы психологии. 1985. №6.

100. Истомина 3. М. Формирование у дошкольников смыслового со­
отношения как приема напоминания /'/ Развитие логической памяти у
детей. М., 1976.

101. Истомина З.М. Развитие памяти. М,, 1978.

102. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над
детьми. М.. 1998.

103. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

104. Казакова Е.И., Тряпицына А-И. Диалог на лестнице успеха:
(Школа на пороге нового века). СПб., 1997.

105. КазберюкН.А., Замотин Б. А., Мастюкова Е.М. Характер вли­
яния отдельных факторов риска и их групп на состояние здоровья детей
дома ребенка в период адаптации // Дефектология. 1996. JV»4.






62. Дементьева И. Ф.. Зубарева Н. Степень социальной ответстветш1>.
сти подростков в полной и неполной семьях / ' Воспитание школьника
2003. №10.

63. Деписевич Н.И. Проявление самостоятельности в процессе сов­
местной деятельности младших школьников в условиях школы-интерна­
та.•/' Начальная школа. 1996. №7.

64. Дерябина О. М. Родители приемных детей: отбор или подготовка'1
// Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.

gj. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития..' Г(о-(ред. Е.Л.Стребелс1Юй. М., 1998. GC- Дети улиц. СПб.. 2000.

67. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л. М. Ши-
гншыпой. СПб., 2003.

68. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб.. 1995.

69. Довгалевская А. И. Семейное воспитание приемных дс!ей. М.
1948.

70. Доегплевс кал Л. И. Вопросы семейного воспитатшя приемных де­
тей в СССР: Лвтореф. канд. дне. М., 1957.

71. Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

72. Дубинка Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 1.

73. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического разви­
тия детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического
развития детей. М., 1982.

74. Дубровина И. В.. Рузская А-Г- Психическое развитие воспитан­
ников детского дома. М., 1990.

75. Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР
//Дефектология. 1972. JVM.

76. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школь­
ников, отстающих в развитии. М.. 1993.

77. Егорова М, А. Особенности представлений воспитанников детско­
го дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. Л'* о.

78. Житникова Л. М. Формирование у детей дошкольного возраста
классификации как способа мнемической деятельности // Вопросы пси­
хологии. 1967. №2.

79. Зарецкий Б. К.. Дубровская М. О., Ослоп В. II.. Хл/тмогорова А- В
Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.

80. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986.

81. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
СПб., 2000.

82. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.. 2000.

83. Зезина Л/. /'. Система социальной защиты детей-сирот в СССР •'.'
Педагогика. 2000. Л'*3.

84. Земска М. Семья и личность / Пер. с иол. М., 1986.


85. Зерницкий О. Б. Мотивация усыновления и особенности родитель­
ских позиций в семьях с приемными детьми / / Вестник психосоциальной
и коррекциоппо-реабилитационной работы. 2002..Y» 1.

86. 3uMf.ie.ea 3. А. Агрессивное поведение подростков и личность ро­
дителей // Психологическая наука и образование. 2001. JV'4.

87. Зинченко П. И. Непроизвольное, запоминание. М., 1961.

88. Зорина Т. Детские деревни — SOS: негосударственные детские до­
ма с семейным типом воспитания // Защити меня! 2003. Л"83.

89. Иванов С. И. Одинокие дети. М., 1991-

90. Иванова II. П.. Заводилкина О. Б. Дети и приемной семье: Советы
начинающим родителям. М., 1993.

91. Иванова II. П., Бобылева И. А., Saeodu-лкина О. В. Социально-пси­
хологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002.

92. Иванова II. П.. Бобъигева И. А., Заводчлкин^а О. В. Воспитание де­
тей в семье в контексте социальных изменений /'/ Начальная школа.
2004. №3.

93. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

94. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л. И. Божович, Л. В. Благо лад ежиной. М.. 1972.

95. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-
сирот и детей, оставшихся 6e.s попечения родителей: опыт, проблемы,
перспектива. / Под ред. Л.В.Гаврнлина. Владимир, 2002.

96. Иовчук Н. М., Морозова К. И., Щербакова А, М. Психолого-меди­
ко-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях
// Народное образование. 2001. №7.

97. Иовчук Н.М., Морозова Е.И.. Щербакова A.M. Школа родите­
лей: (Об одной из моделей службы психолого-медико-педагоги ческой
поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) // Детский дом.
2004. №3 (12).

98. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические рас­
стройства в детском возрасте. СПб., 1994.

99. Исколъдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери
в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1985..У'6.

100. Истомина 3. М. Формирование у дошкольников смыслового со­
отношения как приема напоминания /'/ Развитие логической памяти у
детей. М., 1976.

101. Истомина 3. М. Развитие памяти. М., 1978.

102. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над
детьми. М., 1998.

103. Каган Б.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

104. Казакова Е.И.. Тряпицына А. II. Диалог на лестнице успеха:
(Школа на пороге нового века). СПб., 1997.

105. Казберюк II. А., Замогпин Б. А., Мастпюковп Е. М. Характер вли­
яния отдельных факторов риска и их групп на состояние здоровья детей
Дома ребенка в период адаптации // Дефектология. 1996. № 4.


10G. Камаева Г. И. Адаптация российских традиций спасательных учреждений и попечительских округов к условиям деятельности специ­ализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. 2003. № 1.

107. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998.

108. Клчмлнтович И. Современная семья: структура, специфика,
воспитательные возможности /./ Воспитание школьников. 1998. №4.

109. Кожевников К. Нужна государственная семейная политика //
Воспитание школьников. 2001. № 10.

110. Козловская Т. В. Справочник по психологии и психиатрии дет­
ского и иодростковОА-о возраста / Под ред. С. ГО. Циркина. СПб., 1997.

111. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб., 2004.

112. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-си­
рот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной,
Е.И.Казаковой. СПб., 2000.

113. Кон М. С. Социология личности. М., 1967.

114. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

115. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

116. Концепция предупреждения социального сиротства и развития
общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2000.

117. Корниенко И. А. Узнавание и воспроизведение наглядного мате­
риала детьми дошкольного возраста. М., 1955.

118. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адапта­
ции. М., 2002.

119. Корчак Я. Как любить детей: Избранные психологические про­
изведения. М.; Воронеж, 1999.

120. Костицъта Е. А. Влияние типов семейного воспитании на образ
Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука
и образование. 2001. №2.

121. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: Отношение полов. Минск,
1989.

122. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

123. Крайг Г. Психология развития. М.; СПб., 2002.

124. Красницкая Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам
органов опеки и попечительства). М.. 1997.

125. Крупская U.K. Жен щи на-работница. М., 1926.

126. Кугап Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы соци­
ального риска. Курган: Челябинск, 1995.

127. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,
1999.

128. Купцов И. И. Младший школьник: особенности его интеллекту­
ально-произвольных действий. М., 1990.

129. КэмпбелА Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997.

130. Лаигмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском
возрасте. Прага, 1984.


131. Лебединошй В. В., БароЪлшевская М.К. Аффективное разви­
тие ребенка в норме и патологии // Психология аномального раз­
вития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. D. В. Лебединского,
М.К.Бардышевской. Т. 1. М., 2002.

132. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы пси­
хологии. 1992. №6.

133. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931.

134. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология лично­
сти. М., 1982.

135. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность // Психологии
личности. М., 1982.

136. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.
М., 1983.

137. Липскол А. И. Самооценка школьника. М., 1987.

138. Липская А. И., РыВак Л. А. Критичность и самооценка в учебной
деятельности. М., 1968.

139. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

140. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред.
Д. Г. Рузский. М.; Воронеж. 1997.

141. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков.
Л., 1983.

142. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

143. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики
малыюго развития детей. М., 1969.

144. Лубовский В. И. Обучение детей с задержкой психического раз­
вития, Смоленск, 1994.

145- Лубовский В. И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психическо­го развития. М., 1983.

146. Лутоняи Н. Г. Формирование рациональных способов запомина­
ния у детей с ЗПР // Дефектология. 1977. № 3.

147. Ляудис. В. Я. Намять в процессе развития. М., 1976.

148. Макаренко А. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1957.

149- Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процес­са// Там же. Т. 5. М., 1958.

150. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Там же.

151- Мак-КейМ., Роджерс П., Мак-КейЮ- Укрощение гнева. СПб., 1997. 152. Малышева. М. Современный патриархат: социально-экономиче­ское эссе. М., 2001.

153- Марковская И. Ф. Нейролсихо логически и анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. №6.

154. Матейчик 3. Родители и дети: Книга для утителя / Пер. с чеш. М., 1992.

155- Мещерякова С, К). Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологин. 2000. №5.





156. Миллер А. [Классификация агрессивности детей]. См.: Вют-
нер К.
Жить с агрессивными детьми. М,, 1991.

157. Мипкова Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающего-
ся вне семьи // Очерки: О развитии детей, оставшихся без родительского
попечения. М., 1995.

158. Можгинский Ю. Агрессия подростков: Эмоциональный и кри­
зисный механизм. СПб., 1999.

159. Моложавенко В. С. Наследники бригадного комиссара: из опыта
работы Невельского детского дома Псковской области. М., 1987.

160. Морган Л. Г. Древнее общество. СПб., 1935.

161. Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие и привязанность мате­
рей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. 1998. №2.

162. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое вза­
имодействие. СПб., 1999.

163. Мухамедрахимов Р. Ж., Палъмов О. И. Изменение социального
окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Ребе­
нок в детском саду. 2003. №4.

164. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Пси­
хологический журнал. 1980. Т. 1. №5.

165. Мясищев В,Н, Личность и неврозы. Л., 1960.

166. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.. 1976.

167. Невский И. А. Трудный успех. М, 1981.

168. Неймарк М. С. Некоторые проблемы личности школьника. М.,
1975.

169. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и совре­
менность). М., 1994.

170. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство).
М., 2000.

171. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной
дезадаптации у младших школьников и подростков. М.. 1984.

172. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /
Под ред. М.И.Лисиной. М., 1974.

173. Олиференко Л. Я., Шулъго. Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и
показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государствен­
ной помощи и поддержке. Методические рекомендации специалистам.
М., 2002.

174. Олиференко Л. Я., Шулъга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально
педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.

175. О положении детей в Российской Федерации. Государственный
доклад. 2003 г. (Министерство труда и социального развития РФ). М„ 2003.

176. Ослон В. Н.. Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная
семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //
Вопросы психологии. 2001..\'3.

177. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение
замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. №4.


178. Осорина М. Б. Секретный мир детей в пространстве мира взрос-
СПб., 1999.

179. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспи-
дошкольников. М., 1990.

180. Паняева О. Специфика отцовского взаимодействия с ребенком
if, сравнении с материнским) /'/ Воспитание школьников. 2003. №3.

181. Патронатное воспитание в России па современном этапе / Сост.
|Н.П.Иванова. М.. 2002.

182. Иашина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у со-
[трудников детского дома //' Психологический журнал. 1995. Т. 16..Vs2.

183. Петрусенко О. В., Бобылева И. А., Зотова Н.А., Сусцева Т. В.
Лакинский детский дом // Патронатное воспитание в России па совре-

] меином этапе / Сост. Н. П. Иванова. М., 2002.

184. Пластпинина Т. А. Ребенок должен жить в семье // Там же.

185. Платонова, А. Подзатыльник как «разрядка»? // Народное об-
| разовапие. 2003..\а 5.

186. Плоткии М. М. Социально-педагогическая помощь детям из
| неблагополучных семей // Педагогика. 2000..Vе 1.

187. Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти у детей с
i задержкой психического развития // Дефектология. 1981. №3.

188. Подобед В. Л. Формирование мнемического приема смыслового
I соотнесения у детей с задержкой психического развития // Дефектоло­
гия. 1987. №3.

189. Покатаева М. В. Детские взаимоотношения в контексте теории
привязанности // Психологическая наука и образование. 2002. №4.

190. Поппе Г. К. Нарушения поведения у олигофренов /'/ Биологиче­
ские и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков.
Л., 1989.

191. Поппе Г. К. Нарушения поведения при умственной отсталости у
детей II Нарушения поведения детей и подростков. СПб., 1992.

192. Право ребенка на семью: нормативно-правовые документы и ме­
тодические рекомендации. М., 2001.

193. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред.
Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1997.

19'1. Прихожан А. М. Анализ содержания образа «Я» в старшем под­ростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.

195. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологи­
ческая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000.

196. Прихожан А. М., Толстых Я. Н. Дети без семьи. М., 1990.

197. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Лишенные родительского по­
печительства: Хрестоматия. М.. 1990.

198. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Работа психолога в учрежде­
ниях интернатного тина для детей, оставшихся без попечения родителей
// Рабочая книга шкального психолога. М., 1995.





199. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.
И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.

200. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологиче­
ского мониторинга) / Под РеД- Л. М. Шииицыной. СПб., 1996.

201. Психология социальной работы / Под общ. ред. М. А.Гулиной.
СПб., 2002.

202. Прокофьева Л., Валетас М. Ф. Отцы и дети после развода //
Население и общество. 2000. JY'50.

203. Развитие личности в условиях психической депривации / Под
ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

204. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. Н. Смирнова.
М., 1976.

205. Расчстина С. А. Социальная педагогика —развивающаяся об­
ласть образования / Под ред. К. Д. Радипой. Псков, 1998.

206. Расчетина С. А. Защита прав ребенка на жизнь как историче­
ская проблема / Дети улицы. Ч.III. Сборник материалов. СПб., 2001.

207. Реан А. А. Подросток и семейное воспитание // Мир детства.
2004. №8.

208. Реаи А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное си­
ротство в современной России: Аналитический доклад. М., 2002.

209. Рем-шмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности / Пер. с нем. М., 1994.

210. Римашевская II. В., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в рус­
скую частную жизнь: Супружеские пары в 1996 году. М., 1999.

211. Рнмашевская Н. В-. Кремнева Л. Ф. Психическое развитие детей
раннего возраста при нарушениях материнского поведения // Журнал
неврологии и психиатрии. 2003. N'2.

212. Родители — в ответе за воспитание детей: Учебно-методическое
пособие / Под ред. Л. М. Шииицыной. СПб., 2002.

213. Розипаева Г. Супружество, материнство, отцовство. Минск, 1984.

214. Рубинштейн С, Я. Самосознание личности и ее жизненный путь
// Психология личности. М., 1998.

215. Рубинштейн С. Я- Психология умственно отсталого школьника.
М., 1989.

216. Румянцева Т, Г. Понятие агрессивности в современной зарубеж­
ной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1.

217. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты дет­
ства: сони алы то- правовые проблемы. М., 2004.

218. С'авонъко Е, И. Оценка и самооценка как мотивы поведения
школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. №4.

219. Сапрыкина Т. Н. Решение проблем социальной адаптации воспи­
танников (из опыта работы детского дома) /'/ Сиротство в России: право
ребенка на семью. Материалы общерос. конф. М.. 2001.

220. Семенова В. Д. Взаимодействие школы и социальной сферы. М.,
1986.


221. Семкпюк Л. М. Психологические особенности агрессивного пове­
дения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

222. Семья Г. В. Основы социально-психологи ческой защищенности
выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. М., 2004.

223. Семья Г. В. Создание и развитие системы специальных центров
при различных учреждениях и организациях, представляющих первич­
ные места выпускникам образовательных учреждений дли детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. М.. 2004.

224. Славина Л. С. О потребности подростков в общении и их нрав­
ственном поведении. Тбилиси, 1974.

225. Слуцкий В. М. Социальная изоляция и психическое развитие
старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и лич­
ностного развития // Психологический журнал. Т. 17. 1996. -V' 1.

226. Слуцкий В. И. Феномен общественной собственности и его влия­
ние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопро­
сы психологии. 2000. №5.

227. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент
// Там же. 1995. №3.

228. Смирнова Е.О-, Собкин B.C., Агддулина О.Э., Новаков-
скпя А. А.
Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников,
живущих в неполной семье // Там же. 1999. №6.

229. Смирнова Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и
варианты детской агрессивности // Там же. 2002. № 1.

230. Соколова Н.Д. Основные направления коррекциоппо-воспита-
тслыюй работы в специальном детском доме // Дефектология. 1991. N'4.

231. Соколова Е. Т. Общая психотерапия. М., 2001.

232. Соколова В. Н., Юзефови-ч, Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире.
М., 1991.

233. Солоед К. В. Разлука с матерью па первом году жизни: влияние
на обьектные отношения у детей // Московский психотерапевтический
журнал. 2000. №4.

234. Соломатина Т. В. Сравнительная характеристика проявлений
недовольства у детей первого года жизни, воспитывающихся в семье и
доме ребенка // Дефектология. 2004..\' 1.

235. Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся
бе.з попечении родителей, в 2003 году // Вестник образования России.
2004.,Y'16.

236. Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим
на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные ро­
дительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В. С. Мухиной. М.,
1991.

237. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999.

238. Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Рос­
сийской Федерации (2000 г.) // Официальные документы в образовании.
2001. №29.


239. Справочник директора образовательного учреждения для де­
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ, ред.
Г. В. Семья. М., 2001.

240. Степанов В. Г. Семья и проблема «трудных детей» // Приклад,
пая психология и психоанализ. 1998. №2.

241. Тархова Л. П. Воспитать мужчину. М., 1992.

242. Терновская М. Ф. Детский дом № 19 ЦЛО города Москвы как
уполномоченная служба органов опеки и попечительства // Патронатиое
воспитание в России на современном этапе / Сост. П. П. Иванова. М..
2002.

243. Терновская М. Ф., Дзугжва А. 3.. Иванова И. П., Лопатина В. И.
Новая модель организации работы органов местного самоуправления по
опеке и попечительству над детьми (сборник материалов). М.. 2000.

241. Тонко в а- Ямполь екая Р. В. Спектрографическая и интонацион­ная характеристика голосовых звуков новорожденных детей // От про­стого к сложному. М.; Л., 1964.

245. Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников дет­
ского дома. СПб., 1999.

246. Тростанецкая Г. И. Усыновление в Российской Федерации. Со­
стояние и проблемы //' Защити меня! 2003- №3.

247. Тростапецкая Г. Н. Государственная политика в области охраны
прав детей // Мир детства. 2003. №9.

248. Уиттэйкер Д. К. Энциклопедия социальной работы, Т. I. M,,
1994.

249. Улъенкова У. В. Дети с ЗПР. М., 1990.

250. Фелъдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.

М., 1989.

251. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический
подход // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №5.

252. Фурманов Я. Л. Детская агрессивность: Психодиагностика и кор­
рекция. Минск, 1996,

253. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривировапного
ребенка. М,, 2004.

254. Хациееа М. А. Педагогическое руководство формированием жиз­
ненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа.
Кемерово, 1997.

255. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

256. Цымбал Е. И. Рекомендации по развитию патронатпого воспита­
ния на региональном уровне. М., 2004.

257. Чепурпых Е. Е. Социальная защита детства в сфере образования.
Ярославль, 2001.

258. Че.пурных Е. Е. Значение патропатного воспитания как формы
устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граж­
дан // Иатронатное воспитание в России па современном этапе (в ходе
опытно-экспериментальной работы в регионах Российской Федерации).
М., 2002-


259. Чепурных Е. Е., Бухмап Е. В., Володина И. Н. п др. Новая мо­
дель организации работы органов местного самоуправления по опеке и
попечительству над детьми. СПб., 2001.

260. Червакова И. Кров. М., 1988.

261. Черкасова Е. М., Лгсилкзе М. А. Здоровье «уличных детей»
Санкт-Петербурга // Социальная профилактика и здоровье. 2003. №2.

262. Чечет В. Альтернатива социальному сиротству // Народное об­
разование. 2001. №9.

263. Шаповалова О. Е. Об изучении особенностей эмоциональной сфе­
ры учащихся вспомогательной школы-инт. ер пата //' Дефектология. 1996.

264. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе:
Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2002.

265. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушение поведения учеников
вспомогательной школы, Колег Элидир (Великобритания), 1992.

266. Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. идр. Развитие
личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.

267. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нило-
ва Т. А.
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения
со взрослыми и сверстниками. СПб., 1998.

2G8. Школьник Т. Центр социальной адаптации и независимого про­живания детей-сирот в работе с выпускниками и старшеклассниками школ-интернатов // Дети России: право ребенка на семью. Материалы общерос. конф. М., 2001.

269. Шульга Т. И.. Олиференко Л. И., Быков А. В. Социально-психо­
логическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практи­
ческой работы: Учебное пособие. М., 2003.

270. Эйдемиллер Э.Г., Юетицкис В. В. Семейная психотерапия. Л.,
1990.

271. Эйдемилаер Э.Г., Юетицкис В, Б, Психология и психотерапия
семьи, СПб., 1999.

272. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис/Пер. с англ. М., 1996.

273. Эриксон Э. Теория личности // Психология личности: В 2 т. Т. 1
/ Под ред. Д. Я.Райгородского. Самара, 1996.

274. Эриксоп Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.

275. Яблоков Н. В, Призрение детей в воспитательных домах. СПб.,
1901.

276. Ярулов А. «Моральный курорт» интернатников // Народное об­
разование. 1996, №6.

277. Ярулов А. Коррекция негативной психической напряженности
детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского
дома // Из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети-
сироты»: Сборник материалов. М., 1997.

278. Abramovich II. images of the «father» in psychology and religion //
The Role of the Father in child Development: 3 ed. 1990.


279- Adler A. Problems of neurosis. New York, 1964.

280. Ainsworth M. D. Infancy in Uganda: Infant care and the growth of
the love. Baltimore, 1967.

281. Ainsworth M.D., Wiilig B.A. Attachment and exploratory be­
haviour in one-year-olds in a strange situation // Determinants of Infant
Behaviour, London, 1969. Vol.4.

282. AinsworQi M. D. et al. Patterns of attachment. Hillsdale; New York,
1978.

283. Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on ac­
quisition of imitative responses // J. Person and Soc. Psychol. 1965. Vol. 1.

284. Booth A., Edwards J. N. Fathers: The Invisible Parent // Sex Roles.
1980. Vol. 6. N 3.

285. Maternal responsivness: characteristics and consequences / Ed. by
M. H.Bornstein. San Francisco, 1989.

286. Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva, 1951.

287. Bowlby J. The nature of the child's tie to the mother // Intern..1.
Psychoanal. 1958. N 39.

288. Bowlby J. Separation anxiety // Intern. J. Psychoanal. 1960. N 41.

289. Bowlby J. Attachment and loss. Vol. 3: Loss, sadness and depression.
New York, 1980.

290. Cautley P. W., Aldndge M. J. Predicting success for new foster par­
ents // Soc, Work. 1975. N 2.

291. Clarke-Stewart K. A. And daddy makes three: The father's impact
on mother and young child // Child Development. 1982. Vol.49.

292. Dodge R. A., Frame C. L. Social cognitive bases and deficits in ag­
gressive boys // Ibid. Vol. 53.

293. Eron L.D., Huesmann L. K. The control of aggressive behavior
by changes in attitudes values and the conditions of learning / Ed. by
R. J. Blanchard, D.C. Blanchard. Advances in the study of aggression. Vol. L

Orlando (FL.), 1984.

294. European Observatory on National Family Policies: A Synthesis of
National Family Policies 1995. New York, 1996.

295. Fairbairn W. R. D. Psychoanalytic studies of the personality. Leipzig,
1952.

296. Ponagy P. Crime and attachment: Morality, disruptive behavior, bor­
derline personality, crime, and their relationships to security of attachment
// Attachment and psychopathology / Ed. by L. Atkinson, K.Zucker. New

York, 1997.

297. Groothues C., Beckett C., O'Connor T. The outcome of adoptions
from Romania: Predictors of parental satisfaction // Adoption & Fostering.
Vol.22. N4. 1998/1999.

298. Harlmans A., Laiard J. Family retirement after adoption: Common
trends // Psychology of Adoption / Ed. by D. M. Broclizinsky, M. D. Schecter.
New York, 1990.

299. fiipgrave T. Child Rearig by Zone Fathers // Changing Patterns of
Child-Bearing and Child Rearing. London, 1981.


300. Hartley K. Our inner conflicts. New York, 1945.

301. Kadushin A. Children in foster families and institutions / Ed. by
H. Mass // Social service research: Review of studies, Washington


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: