Структура и этапы педагогического обследования

В ходе педагогической диагностики проверяется:

· состояние пространственного восприятия;

· состояние зрительного восприятия;

· состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.

· наличие интуитивных дочисловых представлений;

· овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), предс тавлениями об операциях сложения и вычитания;

· умение сравнивать два множества по числу элементов;

· развитие фонематического слуха и восприятия;

· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Этапы:

Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им листах.

Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе, в отсутствие родителей. Данные наблюдений и результаты выполнения групповой работы вносятся в бланк обследования.

В то же время данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может сильно растеряться в новой обстановке, у него может именно в этот день болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.д.).

Второй этап – индивидуальное обследование – проводится только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании. Учитель наблюдает за деятельностью ребенка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового. Родителям и ребенку сообщается о назначенном для этого времени.

Групповая работа включает в себя обследование:

– состояния зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций

– уровня пространственных представлений

– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация

– умения сравнить два множества по числу элементов и выполнить задание в точном соответствии с инструкцией

– умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания и переходить от числа к конечному множеству предметов

– сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализ

№60. Классификация методов педагогической диагностики

· тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)

· наблюдение

· беседа

· анализ продуктов деятельности ребенка

· опрос

Тесты достижений – тесты объективного контроля успешности после прохождения человеком обучения; тесты, направленные на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений, навыков.

Необходимо:

1) избегать случаев, когда большинство заданий теста являются фактологическими вопросами по модели «Что – кто – где – когда?»,

2) использовать другие модели вопросов, например:

· функциональные вопросы по модели «Для чего – зачем – почему?»

· структурные – «Из чего – из каких частей состоит?»

· концептуальные – «Определи понятие»

· концептуально-ассоциативные – «Заполни пропуск – продолжи ряд»

· концептуально-аналитические – «Проведи аналогию»

· концептуально-семантические – «Найди лишнее /найди эквивалентные, подобные».

№69.Психолого-педагогическая характеристика класса

1. Общие сведения о классе.

В классе 24 учащихся: 13 мальчиков и 11 девочек. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 13 учеников – 1999 года и 11 учеников – 2000 года рождения. Состав учащихся сформировался с пятого класса. В 2010 году класс был сформирован в связи со сдачей вступительных испытаний в гимназию.

С сентября 2010 года классное руководство осуществляет учитель английского языка Беленькая Зинаида Владимировна.

2. Структура класса.

Официальной структурой класса является актив класса. Его выбирают в начале учебного года на добровольной основе.

Актив класса:

1. Староста класса- Сенаторова Анна

Заместитель старосты класса- Выжеговская Анна

2. Ответственный за часы информирования- Вишневский Антон

3. Ответственный за спортивно-массовую работу- Коробчиц Максим

4. Ответственный за трудовую деятельность- Конюшевский Владислав

5. Ответственные за питание - Острога Кристина, Скочеляс Глеб

6. Цветовод- Полянская Анастасия

7. Редколлегия- Пехов Никита, Чембаров Валентин

Актив класса довольно ответственно подходит к исполнению своих обязанностей. В классе прислушиваются к их мнению. У этих учеников ярко выражены организаторские способности и такие личностные качества как ответственность, инициативность, настойчивость, требовательность к себе и другим. Стиль их авторитета демократический, так как они всегда выступают в интересах всего коллектива в целом.

При изучении структуры класса я использовала несколько методов: социометрия, наблюдение и беседа с учениками. По результатам проведенной социометрии в классе: «Звезды» - 3 человека, причина их выбора общительность, надежность, умение дружить и поддерживать товарищей, «Предпочитаемые» - 12 человек, «Принятые» - 5 человек, «Отверженные» - 4 человека, причина: замкнуты, необщительны, много времени уделяют учёбе, не всегда идут на контакт с одноклассниками.

УБВ – высокий уровень, означающий благополучие большинства учащихся в сис­теме межличностных отношении, их удовлетворенность в об­щении и признании сверстниками; коэффициент взаимности – 53 %, коэффициент удовлетворенности – 76 %, индекс изолированности – 16 %.

В классе сложилось несколько микрогрупп. Причина их образования: общие интересы и цели. Таких групп можно насчитать 3, а именно:

1. Пехов Никита, Вишневский Антон, Конюшевский Владислав, Чембаров Валентин.

2. Сенаторова Анна, Выжеговская Анна, Цыркун Надежда.

3. Герасименя Алексей, Щербин Арсений, Фалькович Никита.

Остальные ученики стараются общаться со всеми, в микрогруппы не входят. Взаимоотношения между микрогруппами и остальными учениками не конфликтные.

Для класса характерна взаимопомощь между учащимися с различной успеваемостью. Ребята в классе доброжелательны друг к другу, проявляют душевную заботу. Неудача товарища встречает сочувствие, и желание помочь, поддержать. Отношения между девочками и мальчиками – дружеские.

3. Руководство и лидерство.

В класса есть лидер Пехов Никита – умеющий подчинить себе ребят в классе. Он общителен, дерзок, требователен к другим. Никита обладает отличными организаторскими способностями, но часто сам становится нарушителем дисциплины. Ему очень нравится оказывать помощь учителям. При умелом подходе – может стать неплохим помощником для учителей.

Личностными качествами классного руководителя является общительность и чуткий подход к каждому ребенку. Она умеет четко ставить цель, налаживать конфликт в классе.

Преобладающий стиль руководства – демократический.

Взаимоотношение с классным руководителем ровные, доброжелательные, основанные на доверии, взаимоуважении, требовательности и справедливости.

4. Особенности развития класса как группы.

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон. Во время наблюдения я заметила большую степень сплоченности класса. Высокая степень сплоченности класса подтверждается результатом методики «Сколько голов, столько умов?», уровень ЦОЕ С=93 %. Это выражается в проявлении взаимопомощи, уважительном отношении друг к другу. С помощью методики «Уровни учебного и межличностного взаимодействия», я выявила, что уровень взаимодействий между учащимися практически идеальный. Класс психологически сплочен, сплоченность базируется на социально-ценных мотивах и целях.

По результатам методики «Определение психологического климата группы» психологический климат в классе можно расценивать как благоприятный. Ребята стремятся помочь друг другу, в совместных делах всегда проявляются организованность и взаимопомощь. Ученики отмечают также и то, что всегда все доброжелательно относятся друг к другу, нет равнодушия и безразличия к одноклассникам.

Благодаря методики «Что важнее?» я определила, что степень ценностно- ориентационного единства класса (ЦОЕ) С=0,55, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентированном единстве класса. Наиболее ценными качествами оказались трудолюбие (6), целеустремленность (16), характеризующие отношение к учебе; отзывчивость (11), коллективизм (17), общительность (29), которые характеризуют отношение к товарищам; общественная активность (12), характеризующая стиль поведения и деятельности; инициативность (24), которая характеризует качества ума; ответственность (26), характеризующая учебно-организационные умения. Следовательно, ученики этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с учебно-организационными умениями, положительным отношением к учебе, товарищам.

5. Содержание и характер учебной и внеучебной деятельности.

Учащиеся успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относясь к поручениям.

Учебная деятельность.

В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Практически все учащиеся старательны в учебе и обладают большим потенциалом в мотивации к учебе. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. Общий уровень дисциплины – удовлетворительный.

Трудовая деятельность.

У ребят привито бережное отношение к труду. Они положительно относятся к труду, работе на пришкольном участке, субботниках, дежурствах - не увиливают от работы.

Общественная деятельность.

Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты класса. Почти все задействованы в жизни класса и не боятся ответственности, занимаются в кружках и различных секциях. Они умеют переживать удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив при проведении общешкольных мероприятий.

Внеучебная деятельность.

Ученики очень положительно относятся к проведению совместного досуга, охотно собираются на праздники и разные увеселительные мероприятия. Они вместе ходят в кинотеатр, всем классом выступают в роли болельщиков, посещают городские музеи.

Учащиеся так же любят «чаепития», которые проходят очень увлекательно, в игровой форме с проведением продуманных самими учениками конкурсов. Такие «чаепития» уже стали традицией в классе.

6. Воспитательный потенциал класса как группы.

Сферы проявления потенциала - эмоциональная, познавательная, межличностная. Характер влияния ученического состава на личность в

большой степени положительный, нежели отрицательный.

7. Психолого-педагогические выводы.

1. Основные достоинства и слабые стороны класса.

Необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, то что в целом преобладают коммуникативные и нравственные комплексы качеств личности. Достоинством является и то, что класс имеет свои традиции («чаепития», походы в кино), что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и некоторые оценки учениками психологического климата в классе (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.

На фоне достоинств высвечивается и слабые стороны развития класса. Это, к примеру, то, что не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В классе есть «Отверженные» и их 4 человека, что свидетельствует об отрицательных качествах коллектива.

1. Текущие и перспективные задачи воспитательных воздействий на класс.

1. Откорректировать отрицательные качества коллектива путем сплочения учащихся и коллективную творческую деятельность.

2. Продолжать изучение культуры поведения и межличностных отношений.

3. Учить деловым качествам, самостоятельности, распределению и использованию времени разумно и с пользой путем смены общественных поручений на протяжении учебного года (возможность побывать в роли активиста всем учащимся класса). Формировать мировоззрение через традиции класса.

4. Способствовать развитию у учащихся интеллектуально-исследовательской и информационной культуры в урочной и неурочной деятельности, развивать творческие способности.

5. Проводить беседы в помощь учащимся. Организовывать работу по повышению успеваемости в классе.

6. Уделять больше внимания «отдаленным детям».

7. Оказывать постоянную помощь активу класса и слабым учащимся.

№70.Психолого-педагогическая характеристика ученика

1. Особенности физического развития.
Физическое развитие ребенка соотв6тствует возрастной норме. Вес 43 кг., рост 152 см. У подростка нет недостатков зрения либо слуха. Здоровье ребенка ослабленное, частый простуды, ОРВИ, имеется хронический бронхит. Мелкая моторика развита отлично, мальчик хорошо рисует, легко манипулирует мелким инструментом и предметами. Методы: анализ документации, беседа с ребенком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей мальчика в тетрадях. По словам ребенка, частые простуды мешают ему заниматься в школе, а также поддерживать общение с друзьями в свободное время. Мальчику необходим постоянный контроль со стороны врача, а также процедуры закаливания. Кроме того, в рацион питания должны добавляться витамины, особенно в период понижения температурного режима.
2. Характеристика семейной среды.
В состав семьи подростка кроме него самого входят: мать, отец и старшая сестра. Мать-безработная, стоит на бирже занятости. Отец- квалифицированный сварщик, работает на частного предпринимателя, выполняет кроме того индивидуальные заказы, является по сути дела кормильцем семьи. Мать является самой значимой фигурой для подростка. Ее мнение непререкаемо для него. Мальчик очень любит свою маму и не представляет себе жизни без нее. С отцом отношения менее близкие. Иногда они переходят в конфликтные. По славам классного руководителя мать Анатолия часто употребляет спиртное, за что была уволена с прежнего места работы. С отцом подростка она не расписана, а поэтому юридически мальчик не является его сыном. Семья находится на внутришкольном контроле. Сестра мальчика проживает отдельно от семьи у бабушки. Навещает редко. Учится в университете. Отношения брата и сестры конфликтные. Надо сказать, что сестра подростка от первого брака матери. Методы: методика «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений», беседа с ребенком, классным руководителем. Положительными аспектами семейного воспитания мальчика являются: сильная эмоциональная связь между ребенком и его матерью, что проявляется во взаимной помощи, уважении и т.п. Мать везде и всегда отстаивает права своего ребенка. Отрицательные моменты: конфликтные отношения с отцом, сестрой, употребление спиртного матерью. Данные аспекты вызывают у ребенка раздражительность, страх перед отцом, желание изменить ситуацию в семье к лучшему. По словам мальчика, ему было бы легче, если бы папа куда-нибудь уехал навсегда. Таким образом, сложившиеся проблемные отношения в семье Анатолия требуют участия многих социальных институтов и специалистов. Работа должна вестись как с родителями подростка, так и с самими мальчиком.
3. Взаимоотношения ученика со сверстниками.
Мальчик в классе имеет много друзей, по данным социометрического исследования он принадлежит к статусу предпочитаемых. В основном его друзьями являются мальчики. К девочкам подросток испытывает пренебрежительное отношение. Со своими друзьями Анатолий ответственен, доброжелателен, однако иногда исполняет роль «серого кардинала», решая собственные проблемы за счет некоторых одноклассников. В силу природного ума и сообразительности мальчик изворотлив и хитер. Эти качества отмечает классный руководитель и многие одноклассники Анатолия, в основном девочки. Помимо школьных друзей у Анатолия обширный круг общения вне школы. Как правило это ребята старше подростка на 2-4 года. По словам Анатолия, ему интереснее общение с ними, поскольку сам себя он тогда начинает ощущать более страшим, более солидным и значимым. Подростку импонирует внимание старших товарищей. Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком. Положение мальчика в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в школьном классе. Заслуживает внимание его отношения с девочками, которые необходимо постепенно менять. Серьезное содействие этому может оказать мать подростка. Однако посещение родительских собраний ею, как правило, игнорируется. У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться его товарищами и дает подростку определенные социальные дивиденды. Эта тенденция может быть использована и воспитательных аспектах, например поручить подростку ответственно дело в рамках жизни школьного коллектива. Общение со страшим ребятами вне школы, имеет как позитивные, так и негативные моменты. К первым можно отнести развитие самостоятельности ребенка. Ко вторым – иногда слепое подражание в общении (употребление нецензурных слов, выражений), в поведении (манера носить одежду, курение, ношение кольца в ухе). Не смотря на это, ребенок поддается и положительному влиянию. По этому очень важно организовать деятельность мальчика так, что бы могли проявиться его лучшие черты. Кроме того, было бы целесообразным посещение подростком занятий у психолога.
4. Учебная и трудовая деятельность.
По уровню успеваемости подросток опережает многих своих товарищей. Однако объективно, его можно назвать средним. Наибольший интерес вызывают уроки физической культуры, информатики, трудового обучения. В меньшей степени языки и математика. Очень нравится немецкий язык, что подтверждается достаточно высокими отметками по этому предмету. По словам классного руководителя, Анатолий мог бы учиться гораздо лучше, однако лень, пренебрежительно отношение ко многим предметам делает это невозможным. Мальчик может длительное время читать только то, что ему интересно или очень увлекательно, на все остальное ему не хватает терпения. То же самое можно сказать и в отношении трудовой деятельности. Что либо выполняется только тогда, когда представляет сильный интерес или вызывает желание, все остальное решить без конфликта не возможно. Что касается дисциплины при выполнении трудовой деятельности, то ее выполнение можно назвать удовлетворительным. Таким образом, основным мотивом учебной и трудовой деятельности является мотив самоутверждения. Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка. Такого рода отношение к труду и учебе связаны с отсутствием систематического контроля и приучения Анатолия в семье. Мальчик во многих случаях предоставлен сам себе. И, наверное, только желание самоутверждения, не позволяют ему скатываться ниже того уровня, на котором он находится в плане успеваемости. Ввиду этого, необходимо обращение к этим качествам подростка для стимулирования у него иного отношения к учебе и трудовой деятельности, с постоянным поощрением, что давало бы возможность подростку чувствовать себя значимым и необходимым. Особенно важным, является учет интересов самого подростка в организации его трудовой и учебной деятельности. Так, например его любовь к немецкому языку, нашла простое объяснение. Просто мальчику очень нравятся песни немецкой группы «Rammstein», исполнители этой являются кумирами для подростка. Кроме того, для подростка необходимо организовать курс занятий по формированию волевых усилий, это можно легко сделать, учитывая его сильное желание самоутвердиться.
5. Направленность личности школьника.
Характеризуя направленность личности Анатолия необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для мальчика первостепенными, выступают общение с друзьями в плане собственного самоутверждения, сила, превосходство. По словам подростка, если будешь сильным, то у тебя будет все: и деньги, и положение, и хороший дом с машиной. Как уже отмечалась ранее, наиболее устойчивые интересы у подростка наблюдаются к немецкому языку и творчеству группы «Rammstein». Кроме того, мальчику очень нравятся компьютерные игры типа «Far Cry», «Wolfenstein», «DOOM», «Half Life». Общей особенностью этих игр является то, что в них игроку приходиться постоянно с кем-то сражаться, стрелять из различного вида оружия. В качестве врагов выступают монстры, фашисты, мумии и т.п. Что касается развития способностей, то у Анатолия они выражены достаточно хорошо, особенно художественные. Мальчик охотно рисует. Однако специального развития эти способности не получают, так как у подростка не возникаете желание записать в художественную школу. Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка. Интерес к компьютерным играм может быть использован родителями школьника для организации его подготовки к урокам. Например, подросток сможет поиграть в любимую игру, только при условии выполнения домашнего задания. Интерес к компьютерным играм может быть легко переключен на то, как эти игры создаются, что может привлечь внимание мальчика к изучению компьютерных программ. Реализация художественных способностей также может осуществлена при помощи компьютера. Такие программы, как «Word», «Paint», «Photoshop», вызывают стойкий интерес у подростков, и могут использоваться для создания художественных объектов. Естественно, что при распределении общественных поручений необходимо учитывать интересы и стремления подростка. Например, можно организовать вечер современной музыки, где для Анатолия отвести роль организатора. Кроме того, предложить подростку ознакомить своих одноклассников с творчеством любимой группы, историей ее возникновения и т.п.
6. Интеллектуальные особенности ученика.
Подросток проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей. Быстро схватывает все новое, умеет сравнивать, выделять характерное, делать выводы. Преобладает образное мышление, однако уровень понятийного тоже очень высок. Что касается развития таких познавательных психических процессов как внимание, память, восприятие, воображение то нужно отметить следующее. Кратковременная память у мальчика развита очень хорошо, однако долговременная имеет средний уровень с тенденцией к занижению. Объем памяти средний. Внимание мальчика устойчиво, однако преобладает непроизвольная форма. То же касается и памяти, преобладает непроизвольная форма. Восприятие развито очень хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Мальчик наблюдателен, быстро отмечает изменения, происходящие в окружении. Тонко чувствует собеседника, реагирует на изменения его настроения. Методы: наблюдение, экспериментальные методики «Таблицы Шульте», «Пробы Бурдона», «10 слов». Исходя из данных диагностики и наблюдения, вытекает необходимость в организации для мальчика занятий по развитию произвольных функций внимания и памяти, а также развитию долговременной памяти, применению упражнений, стимулирующих функционирование понятийного мышления. При организации учебной деятельности необходимо учитывать особенности познавательных психических процессов подростка. Любой материал, который будет иметь эмоциональный отклик ребенка, т.е. вызовет работу непроизвольного внимания и памяти надолго останется в сфере интереса подростка и сможет стимулировать его познавательную деятельность в этом направлении. Однако это не означает, что подросток не должен уметь усваивать неинтересный для него материал.
7. Особенности нервной системы и темперамента.
По данным диагностического исследования мальчика можно отнести к холерическому типу темперамента. Подростку характерен сильный тип нервной системы, неуравновешенность нервных процессов (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения). Мальчик относится к низкореактивным индивидам, экстровертирован, имеет низкую скорость образования условных реакций, для него характерно активное устранение рассогласований между субъектом и средой. Ригидность имеет средний показатель. Эмоциональная устойчивость средняя (пограничное значение между средним и низким уровнем). Подросток сензитивен к различного рода экзогенным воздействиям. Методы: наблюдение, методика «Самооценка структуры темперамента» по Б.Н. Смирнову, методика «Шкала оценок для измерения реактивности» по Я. Стреляу, «Опросник Я. Стреляу). Исходя из полученных данных, для мальчика легче будут удаваться дела, связанные с быстрым выполнением какой-либо деятельности, медленная и монотонная работа будет исполняться ребенком плохо. Особое внимание при таких свойствах темперамента необходимо обратить на интересы ребенка. Деятельность, которая для подростка будет вызывать сильный интерес, может целиком и полностью его поглотить, обуславливая высокий уровень достижений в данной сфере. Особым вниманием у подростка будут пользоваться поручения, связанные с нахождением в центре внимания в связи с реализацией собственных интересов.
8. Особенности характера.
Наблюдение за ребенком, использование методик диагностики черт характера позволяет охарактеризовать Анатолия как дружелюбного, общительного, жизнерадостного подростка. Для мальчика характерны такие черты как требовательность внимания к своей персоне, стремление к удовлетворению своих потребностей любым способом, стремление к самоутверждению. По отношению к менее успевающим и физически слабым детям, а также девочкам подросток проявляет пренебрежение, любит показать свое превосходство. Самооценка у мальчика завышена, что может быть защитой на реальное положение дел. Особое беспокойство и тревогу у подростка вызывает обсуждение его отношений с отцом и старшей сестрой, а также материально положение его семьи. Не смотря на объективные показатели семейного неблагополучия, ребенок считает свою семью самой лучшей. Мальчик настойчив в достижении значимых целей, однако неудачи выбивают его из колеи особенно это проявляется в отношении учебной деятельности. Если како-то предмет ему не удается, то в последствии подросток обесценивает его значение в своей жизни и прилагает минимум усилий для достижения успехов в этой области. Подростку сложно организовать целенаправленную деятельность, это связанно со слабым развитием волевых процессов. Преодоление трудностей вызывает у Анатолия негативные переживания, и он использует метод ухода. Методы: опросник Р.Кетелла (подростковый вариант), опросник Айзенка (подростковый вариант), наблюдение, беседа с классным руководителем, беседа с подростком. Формирование негативных черт характера (пренебрежение к девочкам, проявление превосходства по отношению к слабым) может быть обусловлено внутрисемейной обстановкой. Мальчик перенимает модели поведения отца по отношению к матери как более слабой и беззащитной и актуализирует их в своем поведении. Кроме того, чувствуя собственную беззащитность и слабость по отношению к отцу, ребенок компенсирует, таким образом, ее за счет унижения более слабых товарищей. Одним из способов коррекции такого поведения ребенка являются беседы с подростком о его поведении, но не на основе нравоучений, а на основе установления диалога с ребенком, прояснения тех значений, которые он вкладывает в свои слова, установлению доверительных и понимающих отношений. Прояснения роли родителей в формировании поведения мальчика. Другим направлением работы является комплекс мер, направленных на сплочение детского коллектива, через совместную и значимую деятельность, где превосходство подростка может быть реализовано через помощь более слабым и менее компетентным товарищам.
9. Общие выводы
Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для подростка характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые. К основным сильным сторонам личности Анатолия можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным. К основным слабым сторонам можно отнести определенную конформность (зависимость от мнения старших товарищей, подражание им в негативном поведении), неумение волевого концентрирования в учебе, избегание неудач, обвинение в своих неуспехах окружения, но не себя. Развитие личности подростка в дальнейшем может пойти двумя путями. Первый путь связан с преодолением тех негативных качеств, которые характерны для подростка. Этот связан с позитивным самоутверждением, реализацией собственного потенциала через социально значимую деятельность. Этот путь возможен только при активном участии родителей мальчика, изменения уклада жизни, решению конфликтных внутрисемейных ситуаций. Второй путь связан, с удовлетворением сиюминутных желаний и стремлений подростка, без проявления волевой активности для преодоления возникающих трудностей. В этом случае можно прогнозировать асоциальной поведение, проявляющееся в воровстве, хулиганских поступках, употреблении алкоголя и т.п. Надо полагать, что второй путь имеет высокую вероятность осуществления. Это связано с тем, что, во-первых, у подростка нет далеких перспективных целей в жизни. Во-вторых, ребенок признает только авторитет силы, все другие авторитеты считает смешными и глупыми. Главными причинами недостатков подростка выступают проблемы внутрисемейного взаимодействия в его биологической семье. Отсутствие должного контроля со стороны родителей за поведением и учебой ребенка. Сочетание попустительского и авторитарного стиля во взаимодействии с ним. Без решения проблем семейного воспитания невозможно оказать полную психологическую помощь мальчика. Возвращаясь домой, он будет снова и снова попадать в психотравмирующую ситуацию. Что в конечном итоге приведет к усилению тех негативных качеств, о которых велась речь выше.
10. Работа по формированию личности школьника.
За время изучения личности школьника была проделана следующая работа: 1. Беседа с мальчиком о его поведении в различных ситуациях, с выяснением основных детерминант такого поведения. 2. Объяснение данных полученных во время психологической диагностики. С указанием на те стороны личности подростка, к которым необходимо уделить особенное внимание. 3. Обсуждение с подростком волнующих его тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера. 4. Конструирование ближайшего будущего с подростком, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки. 5. Постановке проблемы о необходимости изменения некоторых качеств личности подростка.  

№71. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде

 

   

Диагностика представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса, обусловливающую его качество. Это выдвигает на первый план произвольность возникновения психодиагностических ситуаций. Если в практике психологического консультирования решение об участии в психодиагностическом процессе и реализации результатов диагностики принимает обратившийся за психологической помощью, то для сферы образования это, скорее исключение, чем правило.

Во–первых, это связано с тем, что в сфере образования основными участниками психодиагностического процесса обычно являются обучающиеся. Родители, педагоги, администрация – чаще инициаторы диагностических процедур, чем объекты диагностики.

Во–вторых, в образовательной практике возникновение психодиагностической ситуации обусловлено необходимостью результатов диагностики, а ее содержание связано с теми задачами, которые решает педагог.

Так, повышение эффективности образовательного процесса подразумевает необходимость мониторинга, определение уровня подготовленности (обученности) учащихся, экспертизы качества педагогической деятельности, то есть создание психодиагностических ситуаций аттестации субъектов образовательного процесса.

Решение задач соответствия содержания образовательного процесса индивидуальным и возрастным возможностям обучающихся, определения безопасности психологического климата образовательной среды подразумевает проведение групповых психологических обследований, многие из которых имеют плановый характер и проводятся по распоряжению органов управления образованием.

Таким образом, генеральной особенностью психодиагностической деятельности в сфере образования является доминирование социального контроля, которое определяет содержание и типы психодиагностических ситуаций. Большая часть из них предполагает отсутствие свободы волеизъявления при принятии решения об участии в психодиагностическом процессе или при внедрении результатов психодиагностики в образовательную практику.

Другой особенностью психодиагностической деятельности в образовании выступает ее полисубъектность. Инициация возникновения психодиагностической ситуации, реализация психодиагностического процесса, принятие и исполнение психодиагностического решения чаще всего имеет не индивидуальную, а разделенную ответственность, когда организация диагностики и внедрение ее результатов осуществляются разными субъектами образовательного процесса.

Исходной формой организации психодиагностического процесса выступает запрос, который отражает потребность образовательной практики (педагогов, учащихся, родителей) в индивидуальном психологическом знании. Основой запроса является проблемная ситуация, фиксирующаяся на уровне сознания субъекта как проблема. Пытаясь выяснить причины возникших в обучении и воспитании учащихся проблем, педагог формулирует возникшее противоречие в виде конкретной проблемы, например, «отстает в усвоении учебного содержания», «недисциплинирован», «грубит, не подчиняется школьным требованиям».

В то же время проблемная ситуация еще не есть диагностическая задача. Например, когда мы имеем запрос (жалобу) на неуспеваемость или недисциплинированность учащегося, мы сталкиваемся с обозначением существующего противоречия между требованиями учебного процесса и его успешностью, между поведенческими характеристиками и нормами (правилами), установленными в образовательном учреждении. Чтобы проблемная ситуация преобразовалась в диагностическую задачу, она должна быть дополнена условиями, передающими ее своеобразие, и вопросом, на который требуется найти ответ.

В настоящее время существуют разнообразные классификации типичных проблем субъектов образовательного процесса. Чаще всего они описывают те или иные трудности, возникающие у педагогов, учащихся или родителей по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и развитием. В этом смысле они могут быть рассмотрены как типичные формы дезадаптации двух видов: социально-педагогической и психосоциальной. Как указывает С. А. Беличева, к психосоциальным формам относятся явления, связанные с половозрастными изменениями, а также с особенностями психического развития (акцентуациями характера, эмоционально–волевой сферы, умственного развития и т. д.). Феномены социально-педагогической дезадаптации объединяют явления проблемного поведения и трудностей в учебной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: