Вопрос 66.Понятие педагогической диагностики. Цель, задачи и принципы педагогической диагностики

Педагогическая диагностика совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также усовершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика (термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)
Цель Функции
· оптимизация процесса обучения · информационная · оценочная · корректирующая
Виды Методы
· начальная · текущая (корректирующая) · обобщающая (итоговая) · тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные) · наблюдение · беседа · анализ продуктов деятельности ребенка · опрос
Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования
Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг (мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)

 

З адачи:

1. Определить воспитательный потенциал педагогического коллектива;

2. выявить положительное и отрицательное влияние образовательного учреждения в своём микрорайоне и на этой основе принять меры по улучшению воспитательной работы (задача общественности, родителей);

3. установить реальные условия при воспитании различных категорий детей (трудных, одарённых, больных и т.д.);

4. выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективного представления о детях в данном классе, группе;

5. выработать единые педагогические требования;

6. способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитателей и воспитанников;

7. выявление личностных качеств педагога, влияющих на учебно-воспитательный процесс;

8. выявление положительных и отрицательных сторон педагога;

9. разработка критериев эффективности работы;

10. фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

Принципы:

· Целенаправленность

· Адресность

· Учёт результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности руководителя

· Изучение конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом

· Соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики

· Системность и непрерывность личности и деятельности педагога.

Вопрос 62. Основные направления педагогической диагностики

 

Педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.).

 

Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

 

Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.

Направление педагогической диагностики:

- диагностика доступности целей и содержания учебно-воспитательного процесса;

- диагностика способов реализации этих целей и содержания;

- диагностика педагогического взаимодействия;

- диагностика результативности педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: