Российские СМИ в условиях формирования рыночных отношений: новые формы и методы работы

Переход от вертикальной партийной идеологии к горизонтальной коммерческой, обусловленный:

  • распадом Советского Союза и уходом в прошлое КПСС, определявшей основные параметры печати. Сразу уходят в прошлое и прокоммунистические издания.
  • Распадом административно-командной системы управления, определявшей многие элементы типологии печатных изданий, радио и телевидения. Не стало вертикали прессы. Теперь – горизонталь, основой которой являются демократические принципы (функционирование самостоятельных автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)

СМИ приобретают независимость. Имущество становится собственностью журналистских коллективов. Появляются частные медиакомпании.

В российской журналистике появлялись все новые типы изданий, в которых главной темой становится политика, а главным принципом - серьезный подход к ней. Это в первую очередь "Независимая газета", "Известия", "Новое время", "Сегодня", "Коммерсантъ"

Печать разделилась на: Качественную (Коммерсант, Ведомости) и массовую (КП), Государственную (дотации из казны) и коммерческую (самостоятельно), Официозную (точка зрения Правительства) и независимую (т.з. издателя, учредителя), Правящую (пропаганда политической и экономической линии властных структур) и оппозиционную (критика существующего режима), Политизированную (сосредоточение на политической борьбе) и деполитизированную (содержание не затрагивает политических вопросов), Деловую (ориентация на бизнес-класс) и развлекательную (досуг), Легитимную (официально зарегистрированную) и нелегитимную (не признает над собой властных структур), Национальную и транснациональную.

Появляются и новые формы печатных изданий – семейные журналы (Караван Историй) телегиды (Телесемь, Антенна), электронные версии газет и журналов (Спорт-Экспресс), издания, продолжающие тематику телепрограмм (Смак), русские версии известных западных журналов (Максим, Космо).

Изменилось также количественное соотношение различных видов изданий. Партийная политическая печать была потеснена бурно растущей информационно-коммерческой прессой и отраслевой печатью динамично развивающихся секторов рынка – компьютерного, строительного, автомобильного и др.

Уход в регионы. У силенно развивается местная пресса и малые по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. Местные газеты распадаются на две категории: газеты для области и газеты для города. Городская газета имеет больше возможностей для поддержания контакта с аудиторией. Ей проще приобрести постоянного читателя. Если говорить о минусах местной прессы, то это ее замкнутость на локальных проблемах. Российским и международным новостям уделяется мало внимания.

Изменение функций. Главной задачей прессы становится широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни. Эти газеты стараются осуществить право граждан на информацию и подают сообщения без идеологического нажима. Появляются рекламные и развлекательные изданий, которые интересно просто полистать.

Новые группы изданий. Широко развивается и отраслевая печать. Появляются новые издания в правовой сфере, в сфере образования, аграрные издания и др. Стало появляться множество газет, журналов и телепрограмм, где основной темой была религия. Кроме религиозных изданий практикуется и выпуск религиозных приложений в общеполитических газетах («Русь православная» в «Советской России, «НГ-Религия» в «Независимой газете»). Сейчас на телевидении существует даже специальный православный канал, что невозможно было представить во времена застоя. Пресса для богатых и бедных. Такой вид газет и журналов трудно было представить в советской журналистике. «Luxury Life» - для богатых. На противоположном полюсе – издания для бедных и социально уязвимых слоев. Например, газета Свердловского областного правления «Голос надежды» освещает новости из организаций инвалидов, правовая помощь, острые проблемы взаимоотношений. Таких газет по стране – единицы.

71. Основные типологические модели зарубежной прессы, теле- и
радиовещания.

КоммерческоеТВ:США.
Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды),Япония,Австралия,Индия,Канада.
ГосударственноеТВ: бывшие страны социализма.
В Китае в первой половине 90-х 5-я часть СМИ принадлежала партии. Например, «Женминь Жибао». RAI – итальянский государственный канал. В прессе практически отсутствуют государственной модели. В США гос. модели нет совсем, корме «Голос Америки» (вещает за рубежом). На Западе гос.модель считается нарушением демократии. Экономика государственного телевидения – в отличие от коммерческого и общественного – не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку она финансируется централизованно и планово из государственного бюджета.
Общественная модель. Альтернатива государственной и коммерческой – в гос-х с демократической основой. BBC, PBS,(Америка) – много общ. Программ, детских, познавательных (улица Сезам). Осн. источник дохода – абонентская плата. В германии ЦДФ и АРД. В отличие от коммерческого ТВ, финансируемого только за счет рекламы, общественное телевидение часто финансируется самими зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату. Исторически абонентская плата рассматривалась в большинстве стран Западной Европы как основной источник финансирования общественного ТВ.
Коммерческая модель. Самая распространенная на Западе. Общенациональные сети эфирного телевидения – NBC (Эн-би-си, National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS (Си-би-эс – Columbia Broadcasting System, 1927), ABC (Эй-би-си – American Broadcasting System, 1943), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986–1987 гг.) – находятся в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы.
Радио в основном специализированное (новости или музыка). Тоже три модели.
Транснациональное ТВ – по охвату терр. самое крупное CNN, по ауд. MTV.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: