Классификация транспортных машин

В настоящее время на горных предприятиях эксплуатируется большое количество различных транспортных машин и установок, которые отличаются друг от друга принципом действия, способом перемещения груза, конструктивными и другими признаками.

По принципу действия средства транспорта раз­деляют на установки непрерывного и цикличного (периодического) действия. Установки непрерывного действия перемещают груз непрерывным потоком по одной и той же трассе с загрузкой и раз­грузкой на ходу. Установки цикличного действия перемещают груз периодически, т. е. с остановками (или с замедлением хода) при загрузке и разгрузке.

По способу транспортирования различают установки, перемещающие груз волочением или скольжением; на грузонесущих элементах; в водной или воздушной рабочей среде.

По типу тяговых органов средства тран­спорта разделяют на установки с тяговыми цепями, лентами, канатами, приводными колесами, а также без тяговых органов (качающиеся и вибрационные конвейеры, гидро- и пневмотранспортные установки и установки гравитационного транспорта).

По типу грузонесущих элементов разли­чают установки с движущимися, колеблющимися и неподвижными грузонесущими элементами (желоба, трубы, настилы).

При вскрытии рудного мест-ния наклонными стволами и использовании самоходных машин транспортирование всей горн. массы осуществляют подземными автосамосвалами до мест назначения на поверхности шахты. Породу от надшахтного здания в отвал перевозят в осн. автотранспортом, реже c помощью подвесных канатных дорог.

B зависимости от конкретных горнотехн. условий подземной разработки п. и., вида транспортируемых грузов (уголь, руда) и неравномерности грузопотока применяются простые (c одним видом) и комбинир. схемы транспорта. Ha отечеств. угольных шахтах, разрабатывающих пологие и наклонные пласты, в участковых горизонтальных, a также участковых и главных (капитальных) наклонных выработках c углом наклона до 16-18° используют в осн. конвейерный транспорт, a в главных горизонтальных выработках - конвейерный транспорт или локомотивную откатку.

По назначению принято различать средства транспорта и специальное транспортное оборудование. Первые служат для выполнения основных транспортных операций, связанных с выдачей полезного ископаемого, перемещения породы, до­ставки вспомогательных материалов и людей. Это машины рельсового и самоходного транспорта, конвейеры, канатные установки и т.д. Специальное транспортное оборудование выполняет вспомогательные операции и служит для обеспе­чения нормальной работы основного транспортного оборудо­вания: его загрузки, разгрузки, перемещения на незначи­тельные расстояния. Это: питатели, затворы, опрокидывате­ли, толкатели, компенсаторы высоты, перестановочные плат­формы и т.д.

По продолжительности работы на одном месте транс­портные машины подразделяют на самоходные, передвиж­ные, полустационарные и стационарные. К самоходным относят транспортные машины, постоянно перемещающиеся в процессе выполнения транспортной работы. Это погрузочно-транспортные машины, автосамосвалы, самоходные ваго­нетки. К передвижным относятся транспортные машины, которые по условиям технологии ведения горных работ периодически, через небольшие промежутки времени (от нескольких часов до нескольких недель) перемещаются на новое место работы. Это, например, забойные конвейеры, скреперные лебедки. Полустационарные машины сохраняют постоянным место своей работы относительно большие про­межутки времени, например, несколько месяцев. Это маши­ны участкового транспортного комплекса: телескопические ленточные конвейеры, монорельсовые дороги и т.д. Стацио­нарные транспортные машины характеризуются длитель­ной, более 1,5 лет, эксплуатацией на одном рабочем месте. К таким машинам относятся средства магистрального транс порта: локомотивный и конвейерный транспорт по капи­тальным выработкам, оборудование околоствольных дворов и т.д.

По принципу действия средства транспорта разделяют на установки непрерывного действия, перемещающие грузы непрерывным потоком с загрузкой и разгрузкой на ходу, и периодического (цикличного) действия, перемещающие гру­зы циклично, через определенные интервалы времени, зави­сящие от продолжительности холостого хода. Разгрузка таких установок производится с замедлением хода или полной их остановкой. Типичным представителем первой группы является конвейерный транспорт, а второй - локомотивный транспорт, откатка концевыми канатами.

По виду перемещаемого груза различают средства основ­ного транспорта, предназначенные для перемещения насып­ных грузов, и вспомогательного транспорта - для перемеще­ния штучных, жидких (наливных) грузов, людские - для перемещения людей, и грузолюдские, предназначенные для транспорта как людей, так и прочих грузов.

По роду потребляемой энергии транспортные машины подразделяют на: электрические, пневматические, гидрав­лические, самодействующие, инерционные, дизельные и комбинированные. Транспортные машины с электрическим приводом являются наиболее распространенными. Однако условия эксплуатации, пылегазовой режим требуют в неко­торых случаях применения более дорогостоящих видов энер­гии, например, пневматической. С точки зрения экономи­ческих показателей наиболее целесообразными являются самодействующие установки, не требующие подвода энергии извне, а использующие в своей работе гравитационные силы. При соответствующем техническом обеспечении такие уста­новки не только не будут потреблять электроэнергию, а даже могут выступать ее источником. В число транспортных машин, используемых в горной промышленности, входят инерционные машины, работающие на редко используемом виде энергии - энергии вращающегося массивного маховика. Перспективным с точки зрения автономности работы и по экономическим показателям является дизельный привод для горных транспортных машин. Однако этот вид энергии, нения в связи с неизбежным выбросом в шахтную атмосферу отработанных газов.

Некоторые типы машин допускают использование не­скольких видов энергии, т.е. являются комбинированными.

 

Вид транспорта Конструктивные разновидности средств транспорта Основное назначение Область применения
       
Конвейерный Ленточные конвейеры Транспортирование угля, породы и горной массы от очистных и подготовительных забоев Прямолинейные в плане выработки с углами наклона от -160 до +180
  Крутонаклонные ленточные конвейеры   Прямолинейные в плане наклонные выработки с углами наклона от –160 до +250, от +180 до +350
  Телескопические ленточные конвейеры   Прямолинейные в плане выработки с углами наклона от –100 до +100, при постоянном изменении длины в связи с подвиганием очистных и подготовительных забоев
  Грузопассажирские ленточные конвейеры Транспортирование насыпных грузов и перевозка людей Прямолинейные в плане выработки с углами наклона до +180
  Пластинчатые конвейеры Транспортирование насыпных грузов Искривление в плане горизонтальной выработки
  Скребковые конвейеры Транспортирование насыпных грузов Горизонтальные и наклонные выработки при небольшой длине транспортирования до 200-300 м с углами наклона до 0
Рельсовый Электровозы, дизелевозы Транспортирование всех грузов, перевозка людей Горизонтальные выработки
  Гировозы -"- Горизонтальные вентиляционные выработки
  Канатный транспорт в вагонетках -"- Вспомогательные наклонные выработки с углами наклона от 100 до +300
  Канатный транспорт в скипах Перевозка угля, породы и горной массы Наклонные выработки с углом наклона свыше 180
  Напочвенные канатные дороги Транспортирование всех грузов, перевозка людей Выработки со знакопеременным профилем до +200
Канатный подвесной Моноканатные подвесные дороги Транспортирование материалов, оборудования, перевозка людей Выработки с углами наклона до 250
  Двухканатные подвесные дороги Транспортирование материалов, оборудования Выработки с углами наклона до -150

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: