Территориальная организация местного самоуправления

Местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ.

Правовую основу составляют Конституция РФ (ст. 12, глава 8), Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым устанавливается двухуровневая система местного самоуправления, при которой, однако, нет отношений подчиненности одного уровня другому.

К первому уровню (наиболее близкому к населению) относятся такие муниципальные образования, как городские поселения, сельские поселения, внутригородские территории городов федерального значения.

Под сельским поселением понимают один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. А под городским поселением – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, внутригородские территории всех городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) не могут быть муниципальными образованиями.

Муниципальным образованиям первого уровня (городским поселениям, сельским поселениям, внутригородским территориям городов федерального значения) не могут передаваться отдельные государственные полномочия.

Ко второму уровню (более высокому) относятся такие муниципальные образования, как муниципальный район и городской округ.

Муниципальный район образуют несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район – это единственный вид муниципальных образований, в состав которого входят другие муниципальные образования.

Городской округ образует городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом 2003 г. вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, муниципальным образованиям второго уровня (муниципальному району и городскому округу) могут передаваться отдельные государственные полномочия.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Также законом выделяются особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, пограничных территориях, в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

Закрытые административно-территориальные образования, наукограды являются городскими округами.

Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах устанавливаются федеральными законами (Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 25.11.2008) "О закрытом административно-территориальном образовании", ФЗ от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О статусе наукограда Российской Федерации", в соответствии с которыми:

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Наукоград Российской Федерации - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: