Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.
Понимание сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представление о возможностях государственной и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений.
Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.
В общественной составляющей можно выделить внутренние компоненты: внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и так далее и внешние: представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и т.д.
|
|
Цели государственно-общественного управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования. К заказчикам образовательных услуг можно отнести: детей, родителей, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную региональную власть, региональную и национальную элиту с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурно-образовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития образовательного учреждения.
Приоритетными направлениями выступают:
Создание условий для взаимовыгодного сотрудничества различных моделей государственно-общественного управления на уровнях: муниципалитета, органов местного самоуправления, некоммерческих неполитических организаций, профессиональных сообществ и так далее, отвечающих требованиям Закона РФ «Об образовании», «Концепции и стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2006- 2010 годы»;
Обучение и консультационная поддержка управленческих кадров государственно- общественного управления образованием.
Современная система управление образованием изменяется по нескольким направлениям:
Снижается степень централизации управления образованием,
В системе образования переходят к договорным отношениям,
Повышается роль инноваций,
Развиваются общественные инициативы в сфере образования,
Создаются «горизонтальные» управленческие структуры, то есть развивается сетевое взаимодействие.