Региональной образовательной системой

Реализация государственной и региональной политики в области образования при максимальном учете местных социально-экономических условий, культурно-исторических традиций, потребности каждой личности в образовании во многом определяются проводимой в нашей стране экономической реформой. Организация экономики на основах рынка, использования экономических методов управления ставит систему образования в совершенно новые условия. Коренным образом меняются ее взаимоотношения с государственными, общественными и коммерческими предприятиями, хозяйственными организациями. Впервые образование полноправно включается в сферу экономических отношений. Производимая ею продукция - образовательные услуги - предлагается потребителям точно так же, как и продукция отраслей материального производства. Экономическое благополучие всей системы, каждого образовательного учреждения, таким образом, в значи­тельной степени ставится в зависимость от результатов ее основной деятельности.

Нормативно-правовые, финансовые и кадровые аспекты построения системы образования в регионе. Реализация намеченных программ возможна только на прочной законодательно-правовой основе. Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет основные направления реализации одного из наиболее важных прав человека — права на получение образования, создает необходимые предпосылки для правового обеспечения деятельности государственных и негосударственных учебных заведений разного уровня и профиля, социальной защищенности педагогических работников и студентов. Приведение во взаимное соответствие настоящего Закона и других государственных правовых актов, регламентирующих деятельность образования, - необходимый базис для успешного функционирования всей системы образования.

Кроме того, в условиях все большей самостоятельности регионов в решении насущных проблем и отсутствия жесткой регламентации со стороны центральных органов управления решение определенного числа правовых вопросов возможно на местном уровне в рамках действующего законодательства.

В целях правового обеспечения региональной программы развития образования необходимо решение в законодательном порядке комплекса мер как на республиканском, так ина региональном уровне.

На федеральном уровне можно выделить целый ряд положений, имеющих главное значение. Прежде всего, это разработка положения о государственных стандартах образования, какдляобщеобразовательных, так и для профессиональных учебных заведений, а также принятие закона о дополнительном профессиональном образовании.

Одновременно с этим просто необходима дальнейшая разработка типовых положений для различных типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, спец. учреждений коррекционного типа, интернатных учреждений; профессионально-начальных, средних, высших, педагогических учреждений послевузовского дополнительного образования).

Важным является принятие общего положения о лицензировании, аттестации и аккредитации государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Принятие же положения о повышении квалификации научно-педагогических и руководящих кадров негосударственных образовательных учреждений и разработка квалификационных требований по должностям работников системы повышения квалификации, определению порядка отнесения этих должностей к разрядам Единой тарифной сетки и нормирования их труда - необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность негосударственных и частных учебных заведений СПК, в частности, инструкции по исчислению научно-педагогического стажа, поможет снять внутриколлективную напряженность педагогических учреждений. КЗоТ РФ и Закон «Об образовании» в вопросах найма и увольнения педагогических работников, введения в практику срочных трудовых договоров при обеспечении их социальной защиты должны быть приведены в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

На региональном уровне должен быть разработан порядок разграничения форм собственности учебных заведений не зависимо от подчиненности. Кроме этого, с учетом нестабильности экономического развития необходимы программы социальной защиты детей, подростков, студентов, принятие комплекса мер социальной защиты педагогов, профессорско-преподавательского состава. В этой связи логичным выглядит принятие положения о лечебно-оздоровительных подразделениях в учебных заведениях СПК (санаториях-профилакториях) и нормативной базы организации детского питания во всех типах учреждений образования, а также положения о порядке выплат средств на питание, приобретение одежды, обуви, мелкого инвентаря для детей, находящихся под опекой и попечительством.

Снятию напряженности, связанной с материальным положением городского и сельского учителя, послужат нормативно-правовые документы о льготах на коммунальные услуги для основных категорий педагогических работников всех типов учреждений образования, гарантирующие самостоятельное использование доходов системы образования для собственных нужд.

Важным является также распространение регионального, муниципального нормативного финансирования на одного учащегося для негосударственных учреждений.

Прежде всего, должен быть разработан пакет документов о льготном налогообложении и кредитовании как организаций сферы образования, так и инвесторов и спонсоров, направляющих материальные и финансовые ресурсы на ее развитие.

Финансово-экономическое обеспечение предусматривает, поменьшей мере, несколько факторов.

В числе первоочередных - принятие нормативных актов, закрепляющих права юридического лица за образовательными учреждениями любого типа, а в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - и определение оптимального соотношения расходов на образование из регионального и муниципального бюджета. Важным в бюджетном финансировании является переход от выделения средств по статьям к нормативу расходов средств на одного обучаемого по каждому уровню образования и типу учебного заведения. При этом нельзя не учитывать распределение бюджетных средств в соответствии с нормативами и учетом особого финансового статуса малокомплектных сельских образовательных учреждений, вспомогательных школ и школ-интернатов, вне зависимости от количества обучающихся.

Необходимо использовать возможности обеспечения финансирования образовательных учреждений разного типа из внебюджетных источников, а также развитие дополнительных платных образовательных услуг, выходящих за рамки государственных стандартов, и доходы из собственных нужд образовательных учреждений.

Но при этом следует иметь в виду, что основными источ­никами финансирования образования в новых условиях оста­ется государственный бюджет и дополнительные средства за счет регионального и муниципальных фондов развития.

Материалы ЮНЕСКО однозначно свидетельствуют о том, что во всем мире расходы на образование непрерывно возрастают. Подобная тенденция, безусловно, оправдана. Анализ же нашей сегодняшней практики и хода проведенных реформ показывает, что прирост средств, отпускаемых государством на образование, не только не дает заметного эффекта, но и не достаточен даже для поддержания системы образования на прежнем уровне.

Социальное обеспечение образования в условиях реформирования России. Одним из важнейших компонентов региональной системы образования, обеспечивающей ее стабильное функционирование, является управление процессами защиты и социальных гарантий работников и учащихся.

Социальная структура — интегративный показатель и своеобразный индикатор развития общества, той или иной его сферы. К ее анализу нельзя подходить упрощенно, лишь в одном, пусть даже достаточно глубоком измерении. Управление же процессами защиты социальных гарантий как разновидность общего управления имеетсвою специфику, свой объект, содержание и методы.

Разрабатывая программы развития образования регионов, Органы управления значительное место отводят комплексу мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности, создание необходимых условий для обучения, сохранения и укрепления здоровья детей, учащейся молодежи, педагогических работников.

Содержание этих мер ориентировано на объединение усилий и возможностей педагогических коллективов, медицинских учреждений, органов представительной и исполнительной власти.

Необходимость более глубокого изучения этой проблемы вызывается тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех представителей образовательной сферы.

Одним из основных направлений работы в рамках программы «Образование и здоровье» должно стать приведение в соответствие с Законом РФ «Об образовании» условий обучения и воспитания детей и учащейся молодежи, создание в образовательных учреждениях обстановки, гарантирующей охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. На сегодня по медицинским показаниям, уровню физического и функционального состояния дети и учащаяся молодежь распределяются на три адаптационные группы:

- лица с устойчивыми адаптационными возможностями организма, способные вести обычный образ жизни, переносить без ограничения интенсивные физические и психические нагрузки;

- лица со сниженными адаптационными возможностями, требующие введения определенных ограничений с применением профилактических или оздоровительных мероприятий;

- лица, нуждающиеся в существенной коррекции образа жизни и двигательного режима.

Для успешного проведения первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья детей и учащейся молодежи целесообразно создание преемственной системы контроля, основанной на компьютерном банке психофизиологических и физических показателей функционирования организма. Это позволит обеспечить всесторонний учет состояния здоровья подрастающего поколения на всех ступенях системы образования.

Особого внимания заслуживает решение вопроса о внесении в учебные планы всех учреждений образовательной сферы новой междисциплинарной науки — валеологии, способной утвердить здоровый образ жизни через знание закономерностей деятельности организма, помочь осознать здоровье как высшую ступень в иерархии жизненных ценностей человека.

Одним из важнейших направлений борьбы за здоровье должно стать снижение травматизма. Масштабы воздействия, динамизм и многообразие действующих факторов в учебно-воспитательном процессе убедительно доказывает, что в настоящее время уже невозможно базироваться на традиционном опыте решения частных вопросов безопасности обучения и воспитания детей и подростков, необходимы поиски новых решений проблемы борьбы с травматизмом обучаемых и воспитанников во всех сферах их деятельности - в учебно-воспитательном процессе, в быту, во время занятий спортом, на отдыхе и т. д. Введение в учебно-воспитательный процесс учебных заведений учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности» поможет молодому поколению преодолевать возникающие в жизни опасные ситуации и обеспечивать предупреждение несчастных случаев.

Возникла необходимость разработки программы «Образование и здоровье», применительно к условиям каждого региона. Ее цель - осуществление непрерывного многоуровневого комплекса мер, гарантирующих безопасность жизнедеятельности, обеспечивающих создание необходимых условий обучения и воспитания для сохранения, укрепления здоровья детей и учащейся молодежи.

Программа может предусматривать работу по целому ряду направлений. Основой для нее является развитие материально-технической базы образования, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивающей условия сохранения и укрепления здоровья детей и учащихся, а также система медицинского контроля, обслуживания и психологической службы. Содержанием работы должно стать совершенствование учебно-воспитательного процесса в рамках новых педагогических технологий в образовательной сфере, разработка и внедрение новых междисциплинарных учебных предметов.

Создание системы физического воспитания и спортивно-массовой работы детей и учащейся молодежи, расширение лечебно-оздоровительной работы учреждений образования позволят сформировать здоровый морально-психологический климат.

Для достижения поставленной цели программа предусматривает решение ряда задач перспективного и текущего характера.

К перспективным можно отнести обеспечение планового строительства, ремонта и реконструкции зданий образовательных учреждений, столовых и пищеблоков, поликлиник и медицинских комнат, а также комплекс мер по созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий в каждом образовательном учреждении, общежитии, столовой и т. д. При этом снижение общего уровня заболеваемости достигается путем улучшения медицинского обеспечения, предусматривающего полный набор профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, обеспечение систематического контроля за состоянием здоровья детей и учащейся молодежи на основе правильной организации профилактических осмотров, первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья. Важным аспектом является также создание психологической службы в системе образования для оказания квалифицированной психологической помощи детям и учащейся молодежи.

Программа может затрагивать и такие важные проблемы, как оптимизация условий и режима учебного процесса с учетом использования современных и прогрессивных форм, средств и технологий обучения, разработка компьютерных методов анализа, диагностики и коррекции психофизиологических и физических показателей здоровья, формирование компьютерного банка данных состояния здоровья каждого обучаемого на всех ступенях образования.

Необходимыми условиями для достижения этих целей являются создание системы физического воспитания и спортивно-массовой работы, физической культуры личности, органического единства знаний и убеждений, ценностных ориентации, физического совершенства и практической деятельности, а для воспитанников дошкольных учреждений - обеспечение условий для свободного выбора ребенком, родителями и педагогом ценностно-значимых и общественно необходимых мотивов его деятельности; для детей школьного возраста создание методик и средств оценки готовности к школе (с выдачей реко­мендаций), психологической диагностики уровня развития учащихся и оценки уровня их знаний.

Введение профессиональной ориентации и профессионального отбора на обучение с учетом психофизических особенностей, профессиональных склонностей и состояния здоровья, соответствующих предстоящим формам и видам трудовой деятельности, - проблема, которая никак не может выйтииз рамок теоретических исследований.

Для этого должна быть разработана государственная программа помощи и поддержки детства. Сегодня же это пока набор образовательно-воспитательных специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии; детей, проживающих в неполных и многодетных семьях; детей, находящихся под опекой граждан; детей, с отклонениями в поведении.

В среднем по регионам России ежегодно рождаются с врожденными и наследственными заболеваниями около 4% от общего числа родившихся. В целом общее число детей с умственными и физическими недостатками насчитывает десятки тысяч. Растет количество сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Острой остается проблема своевременной и квалифицированной медико-психолого-педагогической диагностики, не отработана система ранней диагностики отклонений в развитии: требует совершенствования сеть дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Пока еще недостаточно научно-методические обеспечение, нет комплекса диагностических и коррекционно развивающих методик для детей всех возрастных групп с учетом уровня психофизического развития, структуры дефекта, степени выраженности и причины задержки их в физическом, психическом или умственном развитии.

В этой связи необходимы совершенно иные научные подходы к организации работы интернатных учреждений, которые все еще не полностью укомплектованы кадрами дефектологов и психологов. В силу многих причин получение профессии и работа по ней оказывается для выпускника; интернатного учреждения (особенно для детей-сирот и детей с отклонениями в развитии) более сложной проблемой, чем получение образования.

Гуманистический характер этих проблем вызывает необходимость развития системы реабилитационной службы, основными направлениями которой могло бы быть углубление процесса дифференциации и специализации в сети учреждений реабилитации при совершенствовании всей системы реабилитации, основанной на интеграции усилий компонентов по медицине, социальной защите, культуре и делам молодежи. Для повышения эффективности полезным станет создание единой медико-психолого-дефектологической службы помощи детям и родителям в системе государственной помощи и поддержки детства. Это возможно при разработке организационных и управленческих мер по комплексному решению проблем своевременной диагностики и коррекции детей с психическими и физическими недостатками, соответствующей подготовке и переподготовке дефектологов и психологов для учреждений реабилитации. Представляется необходимым и участие в экспериментальной работе, проводимой в других регионах по проблемам, характерным для всех реабилитационных систем. Реальная практика, жизнь подсказывают, что необходимо открыть сеть соответствующих классов в интернатах и общеобразовательных школах.

Кажется парадоксальным тот факт, что в социальной защите нуждается и само детство, и сами педагогические работники.

Для обеспечения социальной поддержки работников образования, создания соответствующей системы льгот, предусмотренных в Законе «Об образовании», необходимо обеспечить такие государственные гарантии, которые на деле позволялибыосуществить приоритетность этой сферы.

Основными направлениями социальной поддержки могли бы быть, прежде всего, принятие правительством постановления о предоставлении льгот по коммунальным услугам всем категориям педагогических работников в поселках городского типа и сохранении их при выходе работника на пенсию, а также разработка предложения по обеспечению прав работников образования на долю приватизированной собственности, расширение списка профессий и должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет.

Закреплению кадров педагогических работников послужило бы внесение в жилищный кодекс Российской Федерации пакета предложений, устанавливающих льготы по обеспечению жильем.

На региональном уровне можно определить дополнительные средства из местного бюджета на оздоровление, лечение работников образования и их детей, на оплату высококвалифицированным специалистам вузов (доцентам, профессорам) и руководителям учреждений. Это повысило бы престижность системы образования в целом.

Меры по предоставлению льгот на выделение кредитов и частичного погашения ссуд на строительство, приобретение жилья, обустройство дачных участков развязали бы личную инициативу педагогических работников. Целый ряд вопросов можно решить на уровне глав администраций территории, например, о подготовке предложений о выделении бюджетных ассигнований на оплату единовременного пособия при уходе работника на пенсию, компенсированных выплат ветеранам педагогического труда, выплаты единовременных пособий при уходе в отпуск в размере ставки заработной платы, возмещения платы за коммунальные услуги специалистам народного образования, проживающим в городской местности, расходов на оплату жилья работникам, проживающим в ведомственных общежитиях, на частных квартирах, длительного отпуска сроком до одного года (п. 55 ст. 55 Закона «Об образовании»).

Получает все большую поддержку практика присуждения ежегодных премий победителям конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», а работникам вузов за достижения в науке, по представлению ученых советов вузов — на уровне высших категорий для указанных специалистов, а стипендии особо одаренным студентам, студентам-отличникам вузов, педучилищ - на уровне высшей оплаты труда.

Научно - педагогическая база развития образования в регионе. Научное и научно-методическое обеспечение имеет важнейшее значение для опережающего развития системы образования.

Сегодня управление научными исследованиями в области образования осуществляется Российской академией образования (РАО), Министерством образования и Комитетом науки, высшей школы и технической политики, отдельными научными подразделениями педагогических университетов и институтов. Для того чтобы их действия были скоординированными, необходима разработка единой научной политики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов, регулирующих научную деятельность в сфере образования.

Основным направлением реформирования педагогической науки должен стать принципиальный отказ от деления науки по «плановому» и ведомственному принципам - на «академическую», «отраслевую» и «вузовскую». Интеграцию научного потенциала, независимо от его ведомственной принадлежности, необходимо осуществлять на основе научного прогноза развития сферы образования, определения приоритетных направлений научных исследований, государственной поддержки инновационной образовательной деятельности как фактора обновления образования на базе использования новых научных знании.

Общей целью программы научного обеспечения является специальное построение процесса постоянной научной поддержки, анализ результативности дальнейшего прогнозирования и внесения корректив в функционирующую систему. При этом нужно отчетливо представлять каким образом и в каком направлении будет трансформироваться система образования, какие приоритеты заменят ныне действующие.

Запуск процессов регионализации образования предполагает:

- стабилизацию и поддержку функционирующей системы образования;

- постоянное совершенствование образовательной системы;

- подготовку основных процессов системы образования к развитию;

- особенное развитие регионального образования.

Подобный переход позволит образованию выйти в режим саморазвития, который и выступает основой региональной самостоятельности образования.

Вместе с тем в сфере образования реализуются и другие функции науки - исследовательская, конструктивная, преобразующая. В своей совокупности они как раз и обеспечивают перевод образования из режима простого функционирования и воспроизводства в режим развития.

Концептуализация педагогических идей и опытно-экспериментальных разработок поможет выявить их общеобразователь­ный и общекультурный контекст. При этом подразумевается проектирование образовательных систем - региональных систем образования, новых образовательных институтов, новых содержаний и технологий образования, а также технологизация образовательных процессов и процессов в сфере образования (например, процессов организации и управления образовательными системами).

Реализация образовательных проектов в конкретных местах и условиях жизни людей (запуск, поддержка и коррекция деятельности определенной образовательной системы) предполагает и авторский надзор, и педагогический мониторинг, и текущую диагностику, и контроль за функционированием спроектированной образовательной системой.

Одним из условий развития регионального образования является, например, научно обоснованная работа экспериментальных образовательных площадок (ЭОП), на которых проектируются, разрабатываются, создаются качественно новые типы содержания практики образования, новые технологии обучения и системы воспитания. На ЭОП за счет высокой концентрации сил и средств практико-ориентированной науки создаются экспериментальные модели и первые образцы новых форм образования - как ориентационных точек, очерчивающих зону его ближайшего развития, для учительства и работников образования. Затем уже на их основе выращивается многомерная, встроенная в региональные процессы общественного развития, новая практика образования. Координирующим органом проектирования, разработки и реализации новых типов содержания практики образования и мог бы выступить Центр развития регионального образования.

Условием научного обеспечения регионального образования является создание информационного образовательного банка, в котором были бы обобщены и скоординированы основные, результаты развития сферы образования.

Общими направлениями научного обеспечения развития образовательной структуры региона могут стать научное обеспечение реализации региональной программы образования и научно-методическая работа по формированию в государственной системе образования альтернативных образовательных структур.

В научном руководстве нуждается экспериментально-исследовательская и внедренческая деятельность в учреждениях образования, а также обеспечение инфраструктур образования (психологической, диагностической, методической, воспитательной и др. служб).

Более глубокой научной проработки требует лицензирование, экспертиза, рецензирование, аттестация, редактирование деятельности соответствующих структур регионального образования, постановка социологических исследований.

С появлением специализированных региональных лабораторий по проблемам образования возникает необходимость в координации научной деятельности вузов, ИПК и других научных структур по проблемам развития образования.

Таким образом, региональная система образования складывается под воздействием ряда факторов, связанных с кардинальными изменениями социально-экономических и политических отношений в обществе и обусловленных определенными культурными, историческими, экологическими особенностями.

Основными в первой группе факторов являются процессы демократизации и гуманизации общественной жизни, условия вхождения системы образования в систему рыночных отношений, общая неблагоприятная демографическая ситуация.

В этой связи управление должно учитывать в стратегическом плане динамичное и опережающее развитие образования как важного компонента общих социально-экономических преобразований. В плане решения общих задач – это, прежде всего, выработка новой идеологии образования, основанной на развитии способностей и признании самоценности личности, приоритета ее интересов, на общечеловеческих ценностях. В числе первоочередных проблем — не только поддержание стабильного функционирования системы образования, но и создание условий для ее развития, что обуславливает:

- совершенствование управления образования путем создания на всех уровнях образовательной системы организационных механизмов управления, функции которых ориентированы на ее развитие;

- смещение акцентов на управление процессами развития, формирование единого регионального органа управления образования;

- развитие инновационной деятельности во всех подсистемах единого образовательного пространства, направленной на обновление и преобразование.


Вопросы для самоконтроля

(к главе 4)

1. Раскройте суть понятий «региональная образовательная система» и «муниципальная образовательная система». Укажите их различия

2. Охарактеризуйте организационно-управленческую модель региональ-ной образовательной системы

3. Охарактеризуйте принципы регионализации образования

4. Как происходит моделирование развития регионального образования?

5. В чем состоят цели регионализации образования?

6. Раскройте понятия «образовательные потребности» и «образовательные услуги»

7. Охарактеризуйте наиболее устоявшиеся принципы маркетинга на рынке образовательных услуг

8. Каким образом социально-экономические, национально-культурные особенности региона влияют на развитие образование?

9. Назовите проблемы управления региональной образовательной системы

10. Охарактеризуйте типологию региональных систем управления и развития образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: