Это основополагающие начала функционирования российского государства, обусловленные особенностями территориального устройства, закреплённые в К. РФ.
Ч. 3 и 4 Ст. 5 К. закрепляет 5 принципов российского федерализма:
1. Принцип государственной целостности (запрет сецессии, единство экономического пространства – ст. 8)
2. Принцип единства системы государственной власти (РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, сохранение государственного строя в субъектах по аналогии с федерацией, должно существовать единство системы государственных органов)
3. Принцип равноправия субъектов в составе федерации – все субъекты должны иметь одинаковый юридический статус
4. Принцип самоопределения народов внутри РФ – возможность различных народов и национальностей иметь собственные формы
5. Принципа разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами
Предметы ведения – это конкретные сферы общественных отношений, закреплённые в К. РФ, в которых имеют право осуществлять свои полномочия либо исключительно РФ, либо исключительно субъекты РФ, либо совместно РФ и её субъекты
|
|
Полномочия – это совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется РФ, либо субъекты РФ, либо совместно РФ и её субъекты в конкретных сферах общественных отношений, составляющих предметы ведения.
К. РФ выделяет 3 сферы компетенции:
1) Исключительные предметы ведения РФ ст. 71 состоит из 18 пунктов. Ч. 1 ст. 76 – ФЗ и ФКЗ
2) Совместные предметы ведения РФ и её субъектов – ст. 72, состоит из 14 пунктов – ФЗ, НА субъектов РФ.
Одной из проблем реализации ст. 72 является отсутствие на законодательном уровне принципов разграничения полномочий в сфере совместного ведения. Согласно К. РФ, полномочия по предметам совместного ведения могут быть разграничены следующими способами:
· Законодательное регулирование – возможно издание рамочного закона на уровне федерации (нет такого закона). Если вопрос из сферы совместного ведения не урегулирован, то любой уровень государственной власти вправе издать собственный нормативный акт. Но в случае издания ФЗ законодательство субъекта по этому вопросу должно быть приведено в соответствие с ним
· Договорное регулирование – это возможность заключения соглашения между фед орг гос вл и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении полномочий в конкретной сфере общественных отношений, составляющих совместное ведение РФ и субъектов
3) Исключительные предметы ведения субъектов РФ ст. 73
Такой способ разграничения полномочий является кооперативным.