Принципы российского федерализма

Это основополагающие начала функционирования российского государства, обусловленные особенностями территориального устройства, закреплённые в К. РФ.

Ч. 3 и 4 Ст. 5 К. закрепляет 5 принципов российского федерализма:

1. Принцип государственной целостности (запрет сецессии, единство экономического пространства – ст. 8)

2. Принцип единства системы государственной власти (РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, сохранение государственного строя в субъектах по аналогии с федерацией, должно существовать единство системы государственных органов)

3. Принцип равноправия субъектов в составе федерации – все субъекты должны иметь одинаковый юридический статус

4. Принцип самоопределения народов внутри РФ – возможность различных народов и национальностей иметь собственные формы

5. Принципа разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами

Предметы ведения – это конкретные сферы общественных отношений, закреплённые в К. РФ, в которых имеют право осуществлять свои полномочия либо исключительно РФ, либо исключительно субъекты РФ, либо совместно РФ и её субъекты

Полномочия – это совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется РФ, либо субъекты РФ, либо совместно РФ и её субъекты в конкретных сферах общественных отношений, составляющих предметы ведения.

К. РФ выделяет 3 сферы компетенции:

1) Исключительные предметы ведения РФ ст. 71 состоит из 18 пунктов. Ч. 1 ст. 76 – ФЗ и ФКЗ

2) Совместные предметы ведения РФ и её субъектов – ст. 72, состоит из 14 пунктов – ФЗ, НА субъектов РФ.
Одной из проблем реализации ст. 72 является отсутствие на законодательном уровне принципов разграничения полномочий в сфере совместного ведения. Согласно К. РФ, полномочия по предметам совместного ведения могут быть разграничены следующими способами:

· Законодательное регулирование – возможно издание рамочного закона на уровне федерации (нет такого закона). Если вопрос из сферы совместного ведения не урегулирован, то любой уровень государственной власти вправе издать собственный нормативный акт. Но в случае издания ФЗ законодательство субъекта по этому вопросу должно быть приведено в соответствие с ним

· Договорное регулирование – это возможность заключения соглашения между фед орг гос вл и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении полномочий в конкретной сфере общественных отношений, составляющих совместное ведение РФ и субъектов

3) Исключительные предметы ведения субъектов РФ ст. 73

Такой способ разграничения полномочий является кооперативным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: