Конституционно – правовой статус автономных образований в составе РФ

1 автономная область - Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В КРФ указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Статус Аоб и статус Аокр определяются КРФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РA и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами.

Согласно КРФ (ст. 66) по представлению законодательных и исполнительных органов Аоб, Аокр может быть принят федеральный закон об АОб, Аокр.

Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты; имеют свой административный центр.

Действующая КРФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в ГД и входят по 2 представителя в СФ. Представительные органы власти Аоб и Аокр пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, Аобл, Аокр.

К совместному ведению РФ и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения РФ и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению РФ и автономий относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

РФ и автономии совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти Аобл, Аокр могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий

Ф


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: