Механизм ценообразования

Механизм ценообразования представляет собой сово­купность элементов, взаимосвязанных и взаимодейству­ющих между собой таким образом, что происходит уста­новление цен, обеспечивается выполнение рынком его функций, происходит саморегулирование рыночной сис­темы. Основными элементами рыночного механизма вы­ступают предложение, спрос, цена.

Предложение — количество товаров и услуг, которое продавец может и готов продать на рынке по конкретной цене в определенный период времени.

Спрос — количество товаров и услуг, которое потре­бители хотят и готовы приобрести по конкретной цене в определенный период времени.

Кривая спроса — графическая взаимосвязь между ценой и величиной спроса. Кривая спроса пока­зывает, какое количество товара готовы приобрести по­купатели по разным ценам в определенный момент вре­мени. На спрос влияют не только цены, но и неценовые факторы. К неценовым факторам, оказывающим влия­ние на спрос, относят:

■ изменение вкусов и предпочтений потребителей;

■ рост или снижение доходов потребителей;

■ изменения взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров;

■ ценовые и дефицитные ожидания;

■ изменения расходов на рекламу и маркетинг;

■ изменение количества покупателей.

При рассмотрении механизма ценообразования необ­ходимо учитывать наличие взаимозаменяющих и взаи­модополняющих товаров.

Взаимозаменяющие товары (субституты) — группы то­варов, для которых рост цен одной товарной группы приво­дит к росту спроса на другую товарную группу и наоборот.

Взаимодополняющие товары (комплементы) — груп­пы товаров, для которых рост цен одной товарной груп­пы приводит к падению спроса на другую товарную груп­пу и наоборот.

Изменение величины спроса представляет собой изме­нение количества товара, которое потребитель хочет и мо­жет приобрести, происходящее в результате изменения цены товара.

Изменение спроса представляет собой изменение ко­личества товара, которое потребитель хочет и может при­обрести, происходящее в результате изменения нецено­вого фактора.

Спрос в ту иили другую сторону может изменяется по следующим причинам:

■ рост цен на замещающий товар;

■ снижение цены на дополняющий товар;

■ рост дохода потребителя (применительно к товарам стабильного спроса);

■ снижение дохода потребителя (применительно к това­рам низкого спроса);

■ рост спроса на товар.

■ снижение цены замещающего товара;

■ увеличение цены дополняющего товара;

■ снижение дохода потребителей (применительно к то­варам стабильного спроса);

■ увеличение дохода потребителя (применительно к то­варам низкого спроса);

■ предпочтение товара покупателями снижается.

В рамках этого вопроса необходимо сформулировать законы спроса и предложения.

Закон спроса: при неизменности всех прочих пара­метров снижение цен ведет к соответствующему возрас­танию величины спроса. И, наоборот, при прочих рав­ных условиях повышение цены ведет к соответствующе­му уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная (обратная) связь между ценой и величиной спроса.

Таблица предложения — табличная схема, отражаю­щая связь между ценой товара и его количеством, кото­рое производители хотят и могут предложить на рынке.

Кривая предложения — графическое выражение за­висимости между ценой товара и его количеством, кото­рое производители хотят и могут предложить на рынке.

На предложение влияют не только цены, но и нецено­вые факторы. К таким факторам относят:

■ размер налогов и субсидий;

■ цены на факторы производства, ресурсы;

■ используемые технологии;

■ количество продавцов;

■ ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.

Изменение величины предложения представляет со­бой изменение количества товара, которое производите­ли хотят и могут предложить на рынке, происходящее в результате изменения цены товара. Изменение величины предложения изображается движением вдоль кривой пред­ложения от одной точки к другой.

Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители хотят и могут предложить на рынке, происходящее в результате изменения нецено­вого фактора.

Рассмотрим факторные величины смещающие кривую спроса в различном направлении. Так, на сдвиг кривой предложения влево влияют:

■ рост цен на ресурсы (рабочую силу, сырье);

■ рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и определенный товар.

На сдвиг кривой предложения вправо влияют:» снижение цен на ресурсы;

■ появление технологий, позволяющих снизить затра­ты на производство;

■ снижение цены товара, производимого из тех же ре­сурсов, что и определенный товар. Закон предложения — при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему со­кращению величины предложения. И, наоборот, при про­чих равных условиях повышение цены ведет к соответ­ствующему возрастанию и величины предложения. Сле­довательно, существует положительная (прямая) связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Изме­нение предложения и спроса во многом зависят от уров­ня их эластичности.

 

Цена равновесия — рыночная ситуация, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга.

Равновесие на рынке — такая ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители совершают покупки, будет соответствовать тому количеству товара, которое производители постав­ляют на рынок.

 

 

Виды цен

Виды цен классифицируются по следующим пара­метрам:

■ по характеру проявления в обороте;

■ по степени рыночного ограничения;

■ по времени действия.

По характеру проявления в обороте цены подразде­ляются на оптовые, закупочные, розничные, строитель­ные, цены и тарифы на услуги населению, ценовые тари­фы грузового и пассажирского транспорта.

Оптовая цена — цена товара при условии его продажи мелкими, средними и крупными партиями. Оптовая цена ниже розничной, так как при оптовой продаже всегда ниже издержки обращения на единицу реализуемого товара.

Закупочная цена — цена сельскохозяйственной про­дукции, по которой сельхозпроизводители реализуют ее государству иЛи организациям, являющимся его пред­ставителями.

Розничная цена — цена за товар, реализуемый поштуч­но или в небольших количествах для потребления насе­лению.

Строительные цены — цены товара, определяемые строительными организациями на свою конечную про­дукцию. Они отражаются в установлении сметной сто­имости, прейскурантной цены, договорной цены.

Цены на тарифы и услуги населению — цены, уста­навливаемые на виды деятельности, в процессе которых не создается новый, ранее не существовавший веществен­ный продукт, а оказывается услуга в форме определен­ной деятельности. К ним относятся цены в системе ком­мунальных, бытовых, культурно-воспитательных, обра­зовательных услуг, лечения.

Ценовые тарифы грузового и пассажирского транс­порта — цены, устанавливаемые в виде платы за пере­возку пассажиров и различных грузов.

По степени рыночного ограничения цены подразде­ляются на свободные, регулируемые, фиксируемые.

Свободные цены — цены, которые складываются на рынке под воздействием регулирующего механизма госу­дарства, т. е. через установление ставок ограничения ро­ста или снижения, регламентации нормы прибыли.

Фиксируемые цены — цены, строго определенные го­сударством. Фиксируемые цены чаще всего устанавлива­ются на тарифы за коммунальные услуги.

По времени действия цены подразделяются на посто­янные, текущие, скользящие, сезонные.

Постоянные — твердые цены, не меняющиеся на про­тяжении действия всего контракта поставки.

Текущие — цены, которые установлены на текущий период поставки, в течение действия контракта постав­ки. Текущие цены могут изменяться время от времени.

Скользящие — цены на товары длительного срока из­готовления (промышленное оборудование, самолеты).

Сезонные — цены, действующие в течение определен­ного временного сезона.

При установлении цены могут использоваться цено­вые скидки. Ценовая скидка — это уменьшение цены по заранее установленным параметрам.

Существуют следующие виды ценовых скидок.

1. Количественная скидка — скидка, устанавливае­мая в зависимости от партии покупаемых изделий.

2. За оплату наличными.

3. Дилерская скидка — производитель предоставляет дилеру скидку за услуги по реализации продукции.

4. Бонусная скидка — предоставляется постоянным покупателям.

5. Сезонная скидка — скидка при покупке несезонного товара или за покупку товара в период массовой рас­продажи.

6. Скрытая скидка — предоставляется в форме допол­нительных услуг или подарка покупателям при покупке определенного вида товаров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: