Механизм ценообразования представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой таким образом, что происходит установление цен, обеспечивается выполнение рынком его функций, происходит саморегулирование рыночной системы. Основными элементами рыночного механизма выступают предложение, спрос, цена.
Предложение — количество товаров и услуг, которое продавец может и готов продать на рынке по конкретной цене в определенный период времени.
Спрос — количество товаров и услуг, которое потребители хотят и готовы приобрести по конкретной цене в определенный период времени.
Кривая спроса — графическая взаимосвязь между ценой и величиной спроса. Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в определенный момент времени. На спрос влияют не только цены, но и неценовые факторы. К неценовым факторам, оказывающим влияние на спрос, относят:
■ изменение вкусов и предпочтений потребителей;
■ рост или снижение доходов потребителей;
■ изменения взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров;
■ ценовые и дефицитные ожидания;
■ изменения расходов на рекламу и маркетинг;
■ изменение количества покупателей.
При рассмотрении механизма ценообразования необходимо учитывать наличие взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров.
Взаимозаменяющие товары (субституты) — группы товаров, для которых рост цен одной товарной группы приводит к росту спроса на другую товарную группу и наоборот.
Взаимодополняющие товары (комплементы) — группы товаров, для которых рост цен одной товарной группы приводит к падению спроса на другую товарную группу и наоборот.
Изменение величины спроса представляет собой изменение количества товара, которое потребитель хочет и может приобрести, происходящее в результате изменения цены товара.
Изменение спроса представляет собой изменение количества товара, которое потребитель хочет и может приобрести, происходящее в результате изменения неценового фактора.
Спрос в ту иили другую сторону может изменяется по следующим причинам:
■ рост цен на замещающий товар;
■ снижение цены на дополняющий товар;
■ рост дохода потребителя (применительно к товарам стабильного спроса);
■ снижение дохода потребителя (применительно к товарам низкого спроса);
■ рост спроса на товар.
■ снижение цены замещающего товара;
■ увеличение цены дополняющего товара;
■ снижение дохода потребителей (применительно к товарам стабильного спроса);
■ увеличение дохода потребителя (применительно к товарам низкого спроса);
■ предпочтение товара покупателями снижается.
В рамках этого вопроса необходимо сформулировать законы спроса и предложения.
Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная (обратная) связь между ценой и величиной спроса.
Таблица предложения — табличная схема, отражающая связь между ценой товара и его количеством, которое производители хотят и могут предложить на рынке.
Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и его количеством, которое производители хотят и могут предложить на рынке.
На предложение влияют не только цены, но и неценовые факторы. К таким факторам относят:
■ размер налогов и субсидий;
■ цены на факторы производства, ресурсы;
■ используемые технологии;
■ количество продавцов;
■ ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.
Изменение величины предложения представляет собой изменение количества товара, которое производители хотят и могут предложить на рынке, происходящее в результате изменения цены товара. Изменение величины предложения изображается движением вдоль кривой предложения от одной точки к другой.
Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители хотят и могут предложить на рынке, происходящее в результате изменения неценового фактора.
Рассмотрим факторные величины смещающие кривую спроса в различном направлении. Так, на сдвиг кривой предложения влево влияют:
■ рост цен на ресурсы (рабочую силу, сырье);
■ рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и определенный товар.
На сдвиг кривой предложения вправо влияют:» снижение цен на ресурсы;
■ появление технологий, позволяющих снизить затраты на производство;
■ снижение цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и определенный товар. Закон предложения — при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему сокращению величины предложения. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему возрастанию и величины предложения. Следовательно, существует положительная (прямая) связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Изменение предложения и спроса во многом зависят от уровня их эластичности.
Цена равновесия — рыночная ситуация, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга.
Равновесие на рынке — такая ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители совершают покупки, будет соответствовать тому количеству товара, которое производители поставляют на рынок.
Виды цен
Виды цен классифицируются по следующим параметрам:
■ по характеру проявления в обороте;
■ по степени рыночного ограничения;
■ по времени действия.
По характеру проявления в обороте цены подразделяются на оптовые, закупочные, розничные, строительные, цены и тарифы на услуги населению, ценовые тарифы грузового и пассажирского транспорта.
Оптовая цена — цена товара при условии его продажи мелкими, средними и крупными партиями. Оптовая цена ниже розничной, так как при оптовой продаже всегда ниже издержки обращения на единицу реализуемого товара.
Закупочная цена — цена сельскохозяйственной продукции, по которой сельхозпроизводители реализуют ее государству иЛи организациям, являющимся его представителями.
Розничная цена — цена за товар, реализуемый поштучно или в небольших количествах для потребления населению.
Строительные цены — цены товара, определяемые строительными организациями на свою конечную продукцию. Они отражаются в установлении сметной стоимости, прейскурантной цены, договорной цены.
Цены на тарифы и услуги населению — цены, устанавливаемые на виды деятельности, в процессе которых не создается новый, ранее не существовавший вещественный продукт, а оказывается услуга в форме определенной деятельности. К ним относятся цены в системе коммунальных, бытовых, культурно-воспитательных, образовательных услуг, лечения.
Ценовые тарифы грузового и пассажирского транспорта — цены, устанавливаемые в виде платы за перевозку пассажиров и различных грузов.
По степени рыночного ограничения цены подразделяются на свободные, регулируемые, фиксируемые.
Свободные цены — цены, которые складываются на рынке под воздействием регулирующего механизма государства, т. е. через установление ставок ограничения роста или снижения, регламентации нормы прибыли.
Фиксируемые цены — цены, строго определенные государством. Фиксируемые цены чаще всего устанавливаются на тарифы за коммунальные услуги.
По времени действия цены подразделяются на постоянные, текущие, скользящие, сезонные.
Постоянные — твердые цены, не меняющиеся на протяжении действия всего контракта поставки.
Текущие — цены, которые установлены на текущий период поставки, в течение действия контракта поставки. Текущие цены могут изменяться время от времени.
Скользящие — цены на товары длительного срока изготовления (промышленное оборудование, самолеты).
Сезонные — цены, действующие в течение определенного временного сезона.
При установлении цены могут использоваться ценовые скидки. Ценовая скидка — это уменьшение цены по заранее установленным параметрам.
Существуют следующие виды ценовых скидок.
1. Количественная скидка — скидка, устанавливаемая в зависимости от партии покупаемых изделий.
2. За оплату наличными.
3. Дилерская скидка — производитель предоставляет дилеру скидку за услуги по реализации продукции.
4. Бонусная скидка — предоставляется постоянным покупателям.
5. Сезонная скидка — скидка при покупке несезонного товара или за покупку товара в период массовой распродажи.
6. Скрытая скидка — предоставляется в форме дополнительных услуг или подарка покупателям при покупке определенного вида товаров.