Характеристика налоговой системы. Налоги являются важной составляющей рыночных отношений

Налоги являются важной составляющей рыночных отношений. Информация о том, когда и в каком размере платить налоги, необходима каждому, кто хочет зани­маться предпринимательской деятельностью.

Налоги, с одной стороны, стимулируют развитие экономики, а с другой - наполняют бюджет государства.

Налоги выполняют две функции: фискальную и ре­гулирующую.

Фискальная функция состоит в изъятии у предпри­нимателя и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства.

Регулирующая функция обозначает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопле­ние капитала, расширяя или уменьшая платежеспособ­ный спрос. Регулирующая функция выражается через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность организаци­онно-правовых норм и методов управления налогообло­жением, включая налоговые ставки, льготы, способы на­логообложения, санкции.

Государство придает налоговому механизму юридичес­кую форму посредством налогового законодательства. Таким образом, оно получает возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обраще­ния, обмена и потребления материальных и духовных благ. Налоги являются одной из форм управления ры­ночным хозяйством. Это достигается, если налоговый механизм обеспечивает следующие условия:

■ одинаковые экономические условия для всех юриди­ческих лиц любых организационно-правовых форм неза­висимо от доходности;

■ заинтересованность предпринимателя в получении дохода от своей деятельности;

■ стимулирование участия предприятий в деятельности по развитию производства, ускорению научно-техничес­кого прогресса, решению социальных задач.

Налоги различаются по субъектам, объектам, способам обложения, органам их взимания. Разнообразие налого­вых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообразных операций, оказывая влияние на раз­ные стороны хозяйственной деятельности.

Налоговая система — это совокупность всех обязатель­ных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, ме­тоды и принципы их построения. На нее оказывает вли­яние уровень экономического развития страны и госу­дарственная политика.

В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Существенные коррективы внесены в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро стоял вопрос о необходимости разработки проекта Налогового кодекса, который в основном является документом прямого действия.

Налоговая система Республики Беларусь по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Действующие в настоящее время в стране налоги и другие обязательные платежи можно объединить в следующие группы:

- прямые налоги. К ним относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли;

- косвенные налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки;

- смешанные налоги, участвующие в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеющие разнообразные объекты налогообложения. К ним относятся налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы, земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:

1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

местные налоги и сборы от выручки;

отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;

целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;

налог на прибыль;

налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;

подоходный налог с физических лиц;

налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);

3) налог на недвижимость;

4) налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;

5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:

чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;

земельный налог;

экологический налог;

плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);

плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;

плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;

плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню;

6) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;

Прочие сборы.

 

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обя­зательные и безвозмездные взносы в бюджеты разного уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодатель­ством.

В стране продолжается налоговая реформа, цель которой состоит в снижении налоговой нагрузки, улучшении налогового администрирования и повышении рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы .

Для уменьшения налоговой нагрузки продолжается работа по снижению или отмене отдельных налогов. Принимаются также меры по упрощению налоговой системы . В Беларуси завершена работа по переходу на общепринятый в мировой практике порядок налогообложения во внешней торговле. Со всеми странами мира Беларусь во внешней торговле применяет единый принцип взимания косвенных налогов.

 

В Беларуси все обязательные платежи разделены на две группы в зависимости от органа, кото­рый их устанавливает и взымает: республиканские и местные.

Кроме этих групп, существуют специ­альные налоги и сборы, формирующие государственные внебюджетные и бюджетные фонды (социальные — Пен­сионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования; экономичес­кие — дорожные).

Республиканские налоги являются ключевым ресурсом государства. В консолидированном бюджете доля этих налогов составляет почти 3/4 всех налоговых поступлений.

Республиканские налоги преследуют в первую очередь фискальные цели и являются важным инструментом эф­фективного воздействия на процесс производства.

Необходимо учитывать, что перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок за­числения их в бюджет или во внебюджетные фонды уста­навливаются законодательными актами.

Республиканские налоги взимаются на всей территории страны.

К ним относятся:

■ налог на добавленную стоимость;

■ таможенные пошлины;

■ акцизы;

■ платежи за пользование природными ресурсами (пла­та за пользование недрами, объектами животного мира, водными объектами);

■ государственная пошлина;

■ налог на прибыль;

■ подоходный налог с физических лиц;

■ налог на игорный бизнес;

■ налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте;

Все республиканские налоги взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц. Как правило пол­ностью в государственный бюджет поступают таможен­ные пошлины, акцизы, государственная пошли­на.

Местные налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в местные бюджеты.

Местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);

2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь;

3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);

4) налог на рекламу;

5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.
Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.

Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь).

Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.

Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор.
В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы.
Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь.

Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности.

В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Каждый налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы по месту своего нахождения. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства определяет Закон. Помимо административной и уголовной ответственно­сти предприятие несет экономическую ответственность, которая действует в трех формах:

■ взыскание сокрытого или заниженного дохода (прибы­ли) либо суммы налога за иной объект налогообложения;

■ штраф;

■ пеня за задержку уплаты налога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: