Налоги являются важной составляющей рыночных отношений. Информация о том, когда и в каком размере платить налоги, необходима каждому, кто хочет заниматься предпринимательской деятельностью.
Налоги, с одной стороны, стимулируют развитие экономики, а с другой - наполняют бюджет государства.
Налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция состоит в изъятии у предпринимателя и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства.
Регулирующая функция обозначает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос. Регулирующая функция выражается через налоговый механизм.
Налоговый механизм — это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая налоговые ставки, льготы, способы налогообложения, санкции.
|
|
Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Таким образом, оно получает возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Налоги являются одной из форм управления рыночным хозяйством. Это достигается, если налоговый механизм обеспечивает следующие условия:
■ одинаковые экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от доходности;
■ заинтересованность предпринимателя в получении дохода от своей деятельности;
■ стимулирование участия предприятий в деятельности по развитию производства, ускорению научно-технического прогресса, решению социальных задач.
Налоги различаются по субъектам, объектам, способам обложения, органам их взимания. Разнообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообразных операций, оказывая влияние на разные стороны хозяйственной деятельности.
Налоговая система — это совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения. На нее оказывает влияние уровень экономического развития страны и государственная политика.
В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.
|
|
Существенные коррективы внесены в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро стоял вопрос о необходимости разработки проекта Налогового кодекса, который в основном является документом прямого действия.
Налоговая система Республики Беларусь по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.
Действующие в настоящее время в стране налоги и другие обязательные платежи можно объединить в следующие группы:
- прямые налоги. К ним относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли;
- косвенные налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки;
- смешанные налоги, участвующие в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеющие разнообразные объекты налогообложения. К ним относятся налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы, земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды.
В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:
1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
местные налоги и сборы от выручки;
отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;
2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;
налог на прибыль;
налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;
подоходный налог с физических лиц;
налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);
3) налог на недвижимость;
4) налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;
5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;
земельный налог;
экологический налог;
плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);
плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;
|
|
плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;
плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню;
6) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
Прочие сборы.
Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обязательные и безвозмездные взносы в бюджеты разного уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
В стране продолжается налоговая реформа, цель которой состоит в снижении налоговой нагрузки, улучшении налогового администрирования и повышении рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы .
Для уменьшения налоговой нагрузки продолжается работа по снижению или отмене отдельных налогов. Принимаются также меры по упрощению налоговой системы . В Беларуси завершена работа по переходу на общепринятый в мировой практике порядок налогообложения во внешней торговле. Со всеми странами мира Беларусь во внешней торговле применяет единый принцип взимания косвенных налогов.
В Беларуси все обязательные платежи разделены на две группы в зависимости от органа, который их устанавливает и взымает: республиканские и местные.
Кроме этих групп, существуют специальные налоги и сборы, формирующие государственные внебюджетные и бюджетные фонды (социальные — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования; экономические — дорожные).
Республиканские налоги являются ключевым ресурсом государства. В консолидированном бюджете доля этих налогов составляет почти 3/4 всех налоговых поступлений.
Республиканские налоги преследуют в первую очередь фискальные цели и являются важным инструментом эффективного воздействия на процесс производства.
Необходимо учитывать, что перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами.
|
|
Республиканские налоги взимаются на всей территории страны.
К ним относятся:
■ налог на добавленную стоимость;
■ таможенные пошлины;
■ акцизы;
■ платежи за пользование природными ресурсами (плата за пользование недрами, объектами животного мира, водными объектами);
■ государственная пошлина;
■ налог на прибыль;
■ подоходный налог с физических лиц;
■ налог на игорный бизнес;
■ налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте;
Все республиканские налоги взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц. Как правило полностью в государственный бюджет поступают таможенные пошлины, акцизы, государственная пошлина.
Местные налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в местные бюджеты.
Местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:
1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);
2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь;
3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);
4) налог на рекламу;
5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);
6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.
Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.
Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь).
Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.
Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор.
В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы.
Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь.
Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности.
В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Каждый налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы по месту своего нахождения. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства определяет Закон. Помимо административной и уголовной ответственности предприятие несет экономическую ответственность, которая действует в трех формах:
■ взыскание сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной объект налогообложения;
■ штраф;
■ пеня за задержку уплаты налога.