Ход учебного занятия

Урок по МХК в 9 классе по теме «Синтез искусств в театре»

Программа: Искусство 8-9 класс /Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е. Д. Критская/

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Цель учебного занятия: Мотивировать учащихся к дальнейшей самостоятельной поисковой работе по изучению культуры театра опираясь на впечатления от полученной информации.

Задачи:

1. Формирование представлений о синтезе искусств в театре. Научится понимать художественную-образную природу зрелищных видов искусств.

2. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления.

3. Воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры. Создание условий для использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

 

Тип учебного занятия: комбинированный урок

 

Оборудование: учебный класс с персональным компьютером (ПК), демонстрационным проектором, ЦОР «МХК», экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

§ Презентация на основе ЦОР

 

Ход учебного занятия.

Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
I.Организационный момент. 2 мин. Настроить учащихся на восприятие нового материала. Знать правила поведения на уроке, подготовка к уроку. Умение готовить к уроку, умение концентрироваться на изучении нового материала. словесный фронтальная нет
Деятельность учителя Деятельность ученика
Приветствие учащихся. Инструктаж о ходе работы на уроке. Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
II. Знакомство с новым материалом. 25 мин. Знакомство с синтезомискусств Знакомство с материалом с демонстрационного экрана, выборка интересной информации. Анализировать полученную информацию, сравнивать пройденный материал с новым материалом. Работа с репродуктивным материалом. Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения. Беседа, фронтальная, эвристического обучения. ЦОР «МХК»
Деятельность учителя Деятельность ученика
Через проектор с монитора ПК проводится демонстрации подобранного материала по теме урока Органическое соединение различных видов искусств в единое целое образует синтез искусств. Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные. В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств:
  • синтез пластических искусств: его основу составляют архитектурные сооружения (здания, дополняемые произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства);
  • театральный синтез искусств: он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, созданного писателем, поставленного режиссером с исполнением музыки, применением декораций, пантомимы, хореографии;
  • кинематографический синтез искусств: его основу составляют принципы монтажа и полифонии (музыкального многоголосия).
Основные художественные средства киноискусства – изображение и звук – объединяют в себе множество элементов разных искусств: литературы (речь главных героев, текст от автора), живописи (композиция, колорит, светотень), театра (игра актеров, мизансцены). Как возник синтез искусств? В Средневековье он был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения. В искусстве последующего времени главной целью становиться создание жилой среды. Стройность пространственных композиций в 17–18 веках сменяются сложными архитектурными стилями, пластичностью объемов. В динамичные ритмы сооружений включаются декоративные скульптуры и живопись. Синтез искусств, происходивший в искусстве на рубеже веков, проявлялся в том, что изобразительные приемы, свойственные одним видам искусства, начинали использовать и другие виды искусства. Прежде всего, это проявилось в синтезе литературы и музыки, музыки и изобразительного искусства. Подлинный синтез достигается, когда элементы различных искусств гармонически согласованы общностью идейного замысла, содержащие предпосылки для стилистического единства. Рассмотрим пластический синтез искусств на примере средневековой архитектуры. (Просмотр презентации) Художественному идеалу в Средние века суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианской религии в Европе. Иными стали представления людей о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства подчеркивалась духовная сущность человека, его суровый, аскетический облик. Архитектура романского периода отличается сочетанием простых форм с мощью каменных построек, которые своим величием оказывали подавляющее влияние на человека. Название периода и архитектурного стиля в 11–12 веках указывает на центр католического вероисповедания – Рим и связан с утверждением христианства как основной религиозной системы. Главными ее распространителями были соборы, а также монастыри. Романские сооружения богато украшены скульптурой на библейские сюжеты, которая выражала представления средневекового человека об устройстве мироздания. В 11–13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю. Главной их особенностью стали остроконечные арки над дверями, окнами и крышами. В это время возродилась скульптура, украсившая порталы культовых сооружений, капители колонн. Монументальная живопись захватывает не только стены, но и своды, купола и окна, где появляется разноцветные витражи. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира. Этот образ дополнялся звучанием песнопений. Русская храмовая архитектура сочетает в себе элементы западноевропейского искусства с ярко выраженной самобытностью. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма. При Ярославе Мудром строится собор Святой Софии в Киеве – самый древний из дошедших до нас храмов. Но его ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами, не имеет прообраза в византийской архитектуре. Многочисленные красочные фрески, искрящиеся золотом мозаики, покрывали сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды, столбы и придавали храму особую парадность и торжественность.
Смотрят демонстрационный материал и по ходу беседы отвечают на вопросы по пройденному материалу.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
III. Работа в группе (по два – три человека) или индивидуально. 13 мин. Проверка степени усвоения материала. Работа с тестовыми материалами. Применять полученные знания в изображении и зарисовках. Эвристический. Самопроверка. Работа с ПК и презентацией урока (индивидуально или в группе). Путь: ЦОР «МХК» - альбом «Николай Рерих и театр».
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организует выполнение контролирующих заданий. ПРОБЛЕМНЫЙВОПРОС Почему театр можно назвать синтетическим видом искусства?
Частные вопросы (в рамках учебной темы) Темы исследований
1. Что такое театр, сцена, спектакль? 1. Понятие «театр». 2. Понятие «сцена». 3. Понятие «спектакль»
2. Как и с кем работает художник-постановщик? 1. Этапы работы над декорацией. 2. Театральные службы и цеха (творческая работа «Эскиз декорации»)
3. Что входит в театральный костюм? 1. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска (творческая работа «Эскиз грима»)
4. Чем отличается перчаточная кукла от марионетки? 1. Виды театральных кукол и способы работы с ними. 2. Происхождение куклы. Из истории кукольного театра.
Работа на местах и с ПК (индивидуально и группами).     Отвечают на поставленные вопросы
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
IV.Подведение итогов. 5 мин. Подведение итогов проверки знаний. Использование нового материала. Оценивать свою работу и высказывать собственные суждения. Обсуждение итогов творческих работ. Фронтальная и индивидуальная. .
Деятельность учителя Деятельность ученика
Итог урока в форме Синквейна 1.Театр – это….. 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Фраза 5. Синоним темы   На доске помещены высказывания о театре как итог урока Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. К. Станиславский   Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг... Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра. Роллан Р.   Домашнее задание: Выполнить поиск материала по возникновению театрального искусства в Челябинской области, Узнать какой вклад в его развитие внесла наша землячка Л. Н. Сейфуллина Защита собственного мнения по театральному материалу.

Список литературы и других источников:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2006, Искусство 8-9 класс /Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е. Д. Критская/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: