В предпринимательской деятельности конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Система российского антимонопольного законодательства основана в первую очередь на Конституции РФ. Основной Закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установление юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. ст. 34, 55, 74 Конституции РФ).
Можно выделить следующие признаки конкуренции. Во-первых, в большинстве случаев она является естественным регулятором цен на рынке, во-вторых, она становится предпосылкой для реализации прав потребителей, в-третьих, она является правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Противоположным конкуренции выступает понятие «монополия». В законодательстве отсутствует легальное определение монополии, однако подразумевается, прежде всего, исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. К монополии можно отнести и исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.
Конкурентные отношения можно регулировать двумя способами. Американское (антитрестовское) право исходит из презумпции «вредности» монополий, поэтому их деятельность формально запрещена. Компания (группа компаний) может доказать, что монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешена. Европейское (картельное) право допускает существование монополий, но под жестким законодательным контролем. Если будет доказано, что монополия приносит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запрещена.
Российское законодательство более близко к европейской модели регулирования конкурентных отношений; оно основано на принципах контроля за злоупотреблением рыночной властью, но в то же время в нем имеются и черты американской модели, так как монополистические действия считаются нарушением закона.
Как экономическая категория конкуренция может быть классифицирована на отдельные виды.
Так, например, в литературе, с учетом количества и «удельного веса» на рынке производителей, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию (в форме чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии). С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную.
Недобросовестная конкуренция и незаконная конкуренция - несовпадающие понятия. Недобросовестная конкуренция может противоречить не только законодательству и обычаям делового оборота, но и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Субъекты конкурентных отношений определяются в антимонопольном законодательстве как хозяйствующие субъекты, то есть, в первую очередь, с позиции ведения ими согласованной экономической политики. Поэтому единым хозяйствующим субъектом могут признаваться объединения организаций, которые не обладают гражданско-правовой правосубъектностью.
Можно выделить три вида хозяйствующих субъектов: коммерческая организация; некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход; и индивидуальный предприниматель. Специальными разновидностями хозяйствующих субъектов являются финансовая организация и группа лиц.
Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии.
Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью
В статье 9 ФЗ «О защите конкуренции» раскрывается понятие и признаки группы лиц как особой разновидности хозяйствующего субъекта. Законодательством установлены 15 признаков, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать нескольких лиц (физических, юридических лиц) как единую группу. Определение группы лиц возможно посредством использования сущностного критерия (через наличие у ее участников общего экономического интереса), или формального критерия (путем законодательно установленного перечня лиц, составляющих группу).
Таким образом, группа лиц: во-первых, она состоит из двух и более физических и (или) юридических лиц; во-вторых, состав ее участников не является постоянным и может быть изменен вплоть до прекращения признания совокупности лиц в качестве группы; в-третьих, группа лиц является участником только антимонопольных правоотношений.
ФЗ «О защите конкуренции» использует общий понятийный аппарат для различного рода рынков. Так, понятие «товар» включает в себя любые объекты гражданских прав, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот (в т.ч. работы, услуги, ценные бумаги).
Все товары, работы, услуги объединены термином «товарный рынок», под которым понимается сфера обращения товара (в т.ч. иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Особому регулированию подлежат финансовые услуги, перечень которых установлен исчерпывающим образом. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.