Представления о Вселенной

Со времен древних греков считалось, что центром мироздания была Земля и что Солнце, Луна и звезды вращались вокруг нее. В 1543 г. польский астроном Коперник написал книгу, из которой следовало, чтоцентром Вселенной было Солнце, а не Земля. Многие люди отказывались этому верить.Изобретение телескопа в начале XVIIв. означало, что люди теперь могли лучше разглядеть звезды и планеты. Итальянский астроном Галилей сконструировал телескоп, достаточно мощный для того, чтобы через него различить отдельные звезды Млечного Пути. Галилей поддерживал теорию Коперника, но католическая церковь запрещала ему преподавать и распространять ее. Всеобщий интерес к науке привел к образованию различных научных обществ и постройке специальных зданий для научных занятий, как, например, это здание Королевской обсерватории под Лондоном, построенной для наблюдения за звездами. Открытия, сделанные английским ученым, сэром Исааком Ньютоном, изменило представления людей о мире. Здесь показан один из его опытов, с помощью которого он определил, что луч света состоит из разных цветов.

Основные даты:

1444-1510 - годы жизни итальянского художника Боттичели.

1452-1519 - годы жизни итальянского художника и изобретателя Леонардо да Винчи.

1454 - Гутенберг изобретает печатный станок.

1466-1536 - годы жизни нидерландского ученого Эразма Роттердамского.

1469-1527 - годы жизни итальянского писателя Макиавелли.

1473-1543 - годы жизни польского астронома Коперника.

1475-1564 - годы жизни итальянского художника и скульптора Микеланджело.

1514-1564 - годы жизни бельгийского врача Везалия.

1564-1642 - годы жизни итальянского астронома Галилея.

1578-1657 - годы жизни английского врача Гарвея.

Около 1600 - изобретение телескопа и микроскопа.

1642-1727 - годы жизни английского учёного Ньютона.

Черты барокко

Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века. К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку. Эти 10 симптомов могут говорить, что у вас рак Знаете ли вы, что яблоки... Узнайте о 5 растениях, которые должны быть в вашем доме Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света. Эпоха барокко дала жизнь науке. Именно в это время начинают свое развитие биология, анатомия, физика и химия, другие дисциплины. Ранее их изучение жестоко каралось служителями церкви. Войны, эпидемии различных болезней, таких как чума и оспа, различные религиозные конфликты привели к тому, что человек чувствовал себя незащищенным и растерянным. Его будущее было неопределенным. Все больше и больше умы охватывали различные суеверия и страхи. В это же время церковь раскалывается на два религиозных лагеря - протестантов и католиков, что также порождает немало склок и баталий. Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым. Эпоха барокко также характеризуется активной колонизацией - образовываются английские поселения в Старом и Новом Свете. Архитектура того времени богата колоннадами, изобилием различных украшений на фасадах и в интерьере. Также преобладают многоярусные купола сложной, многоуровневой структуры. К наиболее известным архитекторам того времени относятся Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерна, Николай Султанов. Боли, которые нельзя игнорировать ни в коем случае Что произойдет, если делать "планку" каждый день? Как отказаться от сахара и алкоголя, и что будет через месяц В живописи этой эпохи преобладают религиозные и мифологические мотивы, а также парадные портреты. Довольно часто на картинах изображалась Мадонна, окруженная ангелами. Наиболее знаменитые художники эпохи барокко - Микеланджело Меризи, ИасентоРиго, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс. Именно в это время зарождаются такие музыкальные жанры, как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной. Композиторы эпохи барокко - Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Джованни Габриели. Как видно, много выдающихся личностей творило в то время. Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир. Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия.

13. Просветительский классицизм

Просветительский классицизм стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. В литературе – роман, в архитектуре – реализм, стремление к научному эксперименту

Черты просветительского классицизма еще более отчетливо проступают в так называемом «революционном классицизме», возникшем во Франции в годы буржуазной революции конца века. Философская трагедия здесь сменяется политической, аналогии с современностью еще более откровенны, а борьба против «старого режима» дополняется идеей «народного блага». Для «революционного классицизма» характерно и более органичное, чем прежде, освоение античной темы, причем писатели обращаются преимущественно к истории не императорского, а республиканского Рима.

Расцвет просветительского реализма относится к зрелому этапу Просвещения. Выдвигая, как и классицисты, принцип «подражания природе», писатели-реалисты истолковывали его гораздо шире своих предшественников. Этот принцип, хотя и истолковывался в духе метафизического материализма, означал вместе с тем признание, во-первых, способности искусства достоверно воспроизводить реальность; во-вторых, необходимости изображать в художественных произведениях все сферы действительности – и высокие, и низкие; в-третьих, огромной преобразующей роли искусства в жизни человека и общества.

Характерной особенностью просветительского реализма является предпочтение современности как объекта изображения. При этом социальная и географическая среда и сам человек получают здесь гораздо более детализированное конкретно-историческое воплощение, чем в ренессансной и барочной литературе.

Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров; появляются новые жанры, взрывающие классицистские каноны, например мещанская трагедия и драма, «слезная комедия».

На первый план выдвигается роман, понимаемый как «эпос частной жизни» и обогащающийся многими новыми жанровыми разновидностями. Именно в романе с особой полнотой раскрывается универсальный, всеобъемлющий характер социальной критики в просветительском реализме. В нерасторжимом единстве здесь предстают отрицание всех тех сторон жизни общества и поведения человека, которые не соответствуют требованиям разума и чувства («естественной природы»), и утверждение просветительской нормы как позитивной программы. С этим связаны и такие важные особенности просветительского реализма, как оптимистическая вера в торжество здорового нравственного начала, откровенная тенденциозность, демократизм в выборе героя.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Впервые столь систематически и настойчиво писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека, обнаруживая в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. При этом характер героя дается во взаимодействии с окружающей его общественной средой. В просветительском романе характер героя нередко представлен в эволюции под воздействием различных жизненных перипетий. Подобное динамичное восприятие человеческого характера и породило просветительский жанр «воспитательного» романа.

Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, Англия – родина Просвещения, страна, где в XVIII веке реальная власть уже принадлежала буржуазии, и буржуазная идеология имела самые глубокие корни. Во-вторых, возникновению романа в Англии способствовали особые обстоятельства английской литературы, где в течение полутора предыдущих веков постепенно в разных жанрах складывались эстетические предпосылки, отдельные элементы, синтез которых на новой идеологической почве и дал роман. Из традиции пуританской духовной автобиографии в роман пришла привычка и техника интроспекции, приемы изображения тонких движений внутреннего мира человека; из жанра путешествий, описывавшего плавания английских моряков, – приключения первопроходцев в дальних странах, опора сюжета на приключения; наконец, из английской периодики, из эссеистики Аддисона и стиля начала XVIII века роман усвоил приемы изображения нравов повседневности, бытовых подробностей.

Роман, несмотря на его популярность у всех слоев читателей, еще долгое время считался “низким” жанром.

Исторически позднее других в Просвещении появляется третье направление – сентиментализм. Сентиментализм возникает в эпоху, когда реальность уже начинает все более решительно опровергать просветительские надежды на движение человечества к царству разума. Развитие буржуазных отношений сперва в Англии, где осуществляется промышленный переворот, а затем и во Франции, обнаруживает в новом, складывающемся строе черты такого же эгоизма и своекорыстия, как и в феодальном обществе. В этих условиях начинает меркнуть оптимистическая вера просветителей в возможность разрешения общественных противоречий с помощью разума. В противовес разуму выдвигается новый критерий – чувство. Оно – естественное проявление человеческой природы; как и разум, оно противопоставляется искажающим характер человека предрассудкам – политическим, сословным, религиозным. Очень точно охарактеризовала сентиментализм М. Л. Тронская: «Сила разума и непосредственность чувства равно обращены против одного врага – феодального произвола; культ чувства не есть отказ от завоеваний разума, это лишь протест растущего человека против централизованной опеки разума, испытание разума чувством»

Сентиментализм приобрел в различных странах весьма своеобразные черты: родившись прежде всего в Англии, во Франции он представлен главным образом творчеством Руссо и его последователей, а в Германии – движением «Бури и натиска» (Фридрих Клингер, Иоганн Готфрид Гердер, Якоб Ленц, Генрих Вагнер, Готфрид Бюргер). При всем конкретном разнообразии его идей и художественных форм в мировоззрении и творчестве сентименталистов неизменно наличествуют три важнейших элемента: культ чувства; культ природы, острое ощущение ее благости и красоты; культ человеческой личности. В связи с этим решительно пересматривается сентименталистами проблема воспитания: целью его объявляется формирование чувствительности, т. е. особой восприимчивости к красоте природы, непосредственным движениям души, состраданию и т. п.

У сентименталистов акцент переносится с изображения объективной социальной действительности, присутствующей в их произведениях лишь как враждебная человеку губительная сила, на исследование внутреннего мира героя, его переживаний. Углубляется психологический анализ; весьма важную роль приобретает пейзаж, одухотворенный человеческим чувством и нередко становящийся зеркалом этих чувств.

Писатели сентименталистского направления особенно демократичны в выборе героя: нередко это простолюдин, труженик, которого отличает близость к природе, естественность и чувствительность, столь недостающие «цивилизованному» горожанину. Сентименталисты много сделали для возрождения интереса как к народной поэзии, так и к творчеству Шекспира и Рабле, которых особенно ценили за верность природе и народность.

Ослабление оптимистической веры в силу разума и в его грядущее торжество придает произведениям сентименталистов оттенок грусти, меланхолической созерцательности, идиллического восприятия природы.

Конечно, среди сентименталистов не было полного единства. Исходя из общих посылок – культа чувства, природы и личности, писатели приходили к весьма несходным выводам: одних попрание этих ценностей в современном обществе влекло не только к резкой критике его, но нередко и к поискам самых радикальных мер переустройства общества; другие прославляли идеализированный патриархальный быт, проповедовали уход от социальных бурь на лоно природы. Но и те, и другие отвергали корыстолюбивое, продажное и эгоистическое общество, в котором жили.

Менее значительную, чем эти три направления, но все же заметную роль в просветительском искусстве играет течение рококо, возникшее еще в XVII в. в рамках классицистского направления. И в классицизме, и в Просвещении литература рококо оттеснена на периферию. Для этой литературы характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии, например, писатели рококо разрабатывают преимущественно жанры сонета, мадригала, рондо, баллады, эпиграммы), шутливое или шутливо-ироническое содержание и ориентация на узкий круг читателей-посетителей аристократических салонов. Но из этого не следует, что искусство рококо – свидетельство «заката феодальной культуры», как еще недавно полагали. Верно, что для писателей рококо характерны гедонистические настроения, галантная игра, шутка. Действительно, они предпочитают воспевать дары Вакха и Венеры и весьма далеки от прославления гражданских идеалов. В «легкой», «поверхностной» поэзии и прозе рококо отразился не только очевидный упадок культуры феодальных классов, но и глубоко скептическое неприятие безрадостной реальности, притом как «старого режима», так и формирующегося нового общества, неприятие любой абсолютизированной нормы – будь то разум или чувствительность. Выстраивая иллюзорный мир, они осознают эту иллюзорность ничуть не меньше, чем их критики. Они шутят, но на краю пропасти, и это ощущение хрупкости, эфемерности создаваемого ими мира приоткрывает затаенный трагизм их мировосприятия.

Рококо

РОКОКО (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль),— стилистическое направление, получившее развитие главным образом в архитектуре и убранстве интерьера, декоративно-прикладном искусстве, отчасти также в изобразительном искусстве в 1-й половине и середине 18 в. во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах. Утончённое, лишённое глубокого идейного содержания, аристократическое искусство рококо возникло во Франции в пору кризиса абсолютизма. Характерные для художественной культуры 17 века монументальные формы барокко утрачивают в искусстве рококо свою образную силу и превращаются в манерную, часто вычурную декорацию, носящую причудливый, поверхностно орнаментальный характер. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725, т. н. «стиль регентства») изогнутые поверхности и плавные слитные линии придаются предметам обстановки, дробный линейный орнамент вводится в отделку стен и потолков. Развитое рококо (т. н. «стиль Людовика XV») культивирует сложные сплетения резного и лепного орнамента, причудливо изогнутые линии, завитки, разорванные картуши, стилизованные мотивы раковин (рокайли), маски-головки амуров и т. п. В убранстве помещений большую роль играют рельефные картуши и живописные панно в сложных обрамлениях, располагаемые над дверями и окнами, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкой, как бы колеблющейся декорации стен. Тяготение к слитности плоскостей и линий, к сложной прихотливой орнаментике, к нарочитой асимметричности композиций, пренебрежение ясностью и чёткостью архитектурных членений — типичные черты интерьеров рококо. Мебель, посуда, осветительные приборы, кованые решётки, ограды и т. д. в искусстве рококо характеризуются преобладанием сложных извилистых линий, введением в отделку завитков и рокайлей, нерасчленённостью несущих и несомых частей. Поверхностно-декоративный характер стиля рококо не позволил ему сколько-нибудь глубоко влиять на общую композицию и наружный облик сооружений или ансамблей. Можно говорить лишь об отдельных элементах рококо в архитекторе французских особняков («отелей»). Отчётливее они выразились в оформлении дворцовых и парковых зданий в Германии (Цвингер в Дрездене, СанСуси в Потсдаме, Амалиенбург в Баварии и др.).

Виднейшие мастера архитектуры рококо во Франции: Р. Декотт (1656—1735), Ж. М. Оппенор (1672—1742), Ж. О. Мейссонье (1693 или 1695—1750),Ж. Бофран (1667—1754). В Германии к формам и декоративным мотивам рококо обращались: М. Д. Пёппельман (1662—1736), И. Б. Нейман(1687—1753), Г.В.Кнобельсдорф(1699—1753). Блестящее виртуозное мастерство, изысканность и прихотливость отделки отличают произведения декоративно-прикладного искусства рококо (крупные мастера во Франции: ювелир Т. Жермен, около 1673—1748, бронзовщик Ж. Каффиери, 1678—1755, мастер железных изделий Ж. Л амур, 1698—1771, резчик по дереву Н. Пино, 1684—1754, мебельщик Ш. Крессан, 1685—1768, и др.).

В русской архитектуре середины 18 века применялись лишь отдельные декоративные и орнаментальные мотивы рококо, главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, а также в лепных деталях на фасадах некоторых зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др. В целом же стиль рококо не занял значительного места в русской художественной культуре, хотя и получил известное отражение в декоративно-прикладном искусстве.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерны равнодушие к общественной жизни, стремление уйти от действительности в мир вымыслов и интимных переживаний, преобладание салонно-эротических, мифологических и пасторальных сюжетов, театральность и манерность образов, камерность и утончённая декоративность художественных решений. Живопись рококо (станковые картины, панно, росписи, гобелены) отличается дробностью и асимметричностью композиции, обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием нарядных, обычно светлых, блёклых красок (во Франции— Н.Ланкре, 1690 — 1743 или 1745, Ф. Лемуан, 1688—1737, Ж. М. Натье, 1685—1766, Ш. А. Куапель, 1694—1752, Ш. Ж. Натуар, 1700—77, Ф. Буше, 1703—70, и др.) Отдельные черты рококо присущи многим произведениям выдающегося французского художника А. Ватто (1684—1721); однако в целом его творчество принципиально отлично от этого направления. Своеобразное отражение особенностей стиля рококо можно видеть и в ряде произведений крупнейшего итальянского мастера монументальной живописи 18 в. Дж. Б. Тьеполо (1696—1770), а также некоторых живописцев, работавших в Германии (А. Пен, 1683—1757), Австрии (Ф. А. Маульперч, 1724—96) и др.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками, группами, бюстами (в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора и т. д.) и отличается изяществом и нарядностью, поверхностной идеализацией образов, мягкостью и живописностью манеры (Ж. Б. Лемуан, 1704—78, во Франции, И. И. Кендлер, 1706—75, в Германии, и др.). Стиль рококо выработал богатую орнаментику, часто использующую мотивы экзотического, главным образом китайского, искусства (К. Одран, 1658—1734, К. Гюэ, ум. 1759, во Франции, и др.). С 60х гг. 18 в., с развитием идей буржуазного просветительства и общим распадом аристократической культуры, стиль рококо во Франции и других странах Европы вытесняется классицизмом.

15.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: