Интегративность и преемственность предмета исследования

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интегрирующий характер по отношению к целому ряду отраслей научного знания. Речь вдет о культурологии, клубоведении, библиотековедении, музееведении, парковедении, краеведении и других исторически сложившихся научных дисциплинах, внесших свой вклад в теоретическое осмысление практического опыта развития социально-культурной сферы в стране. Без постоянной опоры на теоретический багаж смежных наук, на результаты многолетних фундаментальных исследований, проведенных не одним поколением ученых, было бы невозможно говорить о становлении и развитии научной дисциплины и учебной специальности «Социально-культурная деятельность».

Процессы демократизации и духовного обновления общества объективно связаны с повышением роли духовной культуры. Человек как носитель и творец культуры вправе рассчитывать на предоставление необходимых условий для свободного развертывания своей культурно-созидательной деятельности. Культура призвана стать движущей силой исторически необходимых перемен, средством интеграции общества.

• В то же время в конце 20-х годов в России в силу целого ряда исторических объективных и субъективных причин, требующих специального анализа, произошло размежевание культуры и образования на всех уровнях. Это размежевание было закреплено в государственных структурах соответствующего типа. Они не просто удвоились, а начали расти в геометрической прогрессии, поскольку каждая из подсистем единой культуры потребовала не только создания научно-методических подразделений, но и колоссального управленческого аппарата, который якобы «управлял» культурой и образованием, а в действительности препятствовал свободному духовному развитию народа. Возник парадоксальный перекос: в управленческих и научно-методических структурах, а также в огромной сети отраслевых организационных институтов культуры и просвещения оказался сосредоточенным непомерно многочисленный кадровый потенциал.

От просвещения и художественной культуры не отставали и другие сложившиеся сферы культурной деятельности: средства массовой информации, международный культурный обмен, народные промыслы и ремесла и т.д. В этих сферах разрастался бюрократический управленческий и научно-методический аппарат.

Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реализовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлинную гуманитаризацию всей системы образования, на деле воплотить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, досуга, спорта по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: