double arrow

Становление владельца в процессе приватизации

Становление владельцев средств производства и изго товленных товаров (продуктов) осуществляется в процессе при приватизации.

Приватизация - это явление переходной экономики, которое заключается, во-первых, в коренной трансформации (изм и нет) дер ной собственности, а во-вторых, в создании частных соб ников как рыночных субъектов. При этом приватизация всегда означает превращение отдельного человека в собственном ка.

Приватизация является формой распределения экономической отвечает ности между теми гражданами, которые БАЖ а ют взять на себя эту ответственность.

В ходе приватизации происходит формирование собственных ков двух видов:

- собственника-предпринимателя (социально-экономическая роль его была подробно рассмотрена в теме 7); им может стать только ограниченное количество людей, которые имеют для этого от щие способности, склонности и капитал;

- собственника-гражданина; им может стать большинство членов общества; это человек, который сам не занимается предпринимательской деятельностью, но доходы которой от собственности являются весомыми для него самого; ра с мер дохода от соб ности и выступает гарантом ее социальной безопасности.

Собственник-гражданин - человек, обладающий правами собственника, индивидуально присваивает д в ход от собственности и стремится к эффективному использованию и приумножению своей собственности, хотя и не является предпринимателем.

Простая замена формы собственности не является универсальным средством решения всех экономических пр в проблем. Главной целью приватизации является не просто формирование новых собственных ков, а повышение (на основе мотивации собственников) экономических ной эффективности производства, привлечения дополнительных инвестиций, улучшение опер а тивности управления.

Проблемы приватизации должны быть рассмотрены нами потому, что без выяснения их сути невозможно понять социально -экономические явления и процессы нашего современного сплошь ства.

Очевидно, что при определении конкретных направлений приватизированные зации нельзя игнорировать реалии н а шего общества, культурно-историческую специфику экономического роз развития Украины, систему ценно с тей, которые сложились в обществе. В основе программы приватизации не могут лежать чисто политические (и даже идеологические) подходы, каким бы важным ни было формирование класса собственников для достижения социально - экономического равновесия и общественно политической стабильности в обществе.

В силу особенностей нынешней экономической ситуации в Украине процесс приватизации не может быть одновременным и общим. Переход от государственной к негосударственной форм собственности объективно п в должен осуществляться в соответствии с требованиями повышения эффективности производства. Такая ве лика экономическая с и стема, как государственная собственность может ре формироваться только по мере накопления необ д них предпосылок. Поэтому на всех этапах проведения приватизации (и особенно начальных) должен обеспечиваться раке в нальной характер преобразования отношений собственности. Нэп рипустимо, чтобы экономическое поведение новых владельцев сохраняла старые черты, такие, как отсутствие стимулов для повышения эффективности в и производства, содерж ские настроения и тому подобное.

Первый опыт реализации приватизационных программ показывает, что они осуществляются стихийно. Спонтанно происходит передача государственной собственности в руки узкого круга людей. В том хаосе, который создается, часто все решают личные связи и зависимости. Становится зрозу милим, что процесс приватизации следует наполнить экономических ним содержанием. Это возможно только при условии предоставления в ходе прив а ции равных экономических возможностей всем чле нам общества. В этом случае смена собственника г. е ально приведет и к изменению системы управления производством, а также мотивации поведения хозяйств ь ких субъектов.

Пока что предложенные схемы приватизации не способны создать эффективных собственников. Эти схемы означают простую и фактически бесплатную "дележ" большей части бывшего общенародного достояния. Подобный ши рокомасштабний перераспределение прав собственности никак создает частных пи д предпринимателями или других эффективных собственников. Собственность как была, так и остается чужой для перева же ной большинства населения. В связи с этим становится очевидным, что абсолютизация лишь одного принципа приватизации - общей и бесплатной передачи (деления) государственного имущества в частные руки - не может считаться оптимальной. Такой принцип приватизации не создает новых стимулов к подъему изд бы водства; он популистский характер, сохраняя иждивенческую психо логию людей.

Нельзя следующий день проснуться владельцем - им необходимо стать. Приватизация, которая происходит, приносит пока ни широкого слоя свободных собств икив, ни роста предпр и нимательской активности на подп приятия, ни увеличение инвестиций в производство и его финанс в вого оздоровления, ни роста эффективности производства.

Становление человека как собственника в ходе проведения п Приватизация означало бы, с одной стороны, что она получает право распоряжаться средствами производства и присваивать произведенный продукт, а с другой, что она начинает нести полную материальную ответственность за результа ты своей работы и с а известные убытки (вплоть до прекращения деятельности предприятия - его банкротства), когда эко номической г. и зык оправдывается будущей коммерче ной выгодой.

На крупных предприятиях человек становится владельцем большей части как член акционерного общества (владелец-акционер). Акционирование позволяет решить проблему ограниченности капитала отдельных приватизирован т них владельцев. В результате создаются условия для более высоких доходов акционными ров-собственников.

Особое значение в процессе организации акционер обществ приобретает проблема форми н ния прослойки менеджеров как владельцев и управленцев хозяйственными делами акционеров. Речь идет об участии в процессе прива тизации администрации всех уровней на государственных предпри ятиях. Продажа в а гомо доли акций менеджерам будет выступать важным средством их материального стимулирует ния в деле повышения эффективности управленческой работы (решающей для развития производства) в условиях ограниченных возможностей для предпринимательской деятельности. Активное участие администрации гос а в них предприятий в их приватизации может стать одним из основных путей фор мирования национальных кадров предпринимателей, прямо заинтересованные в повышении эффективности производства и его рас и нии. Предприниматель-владелец-менеджер проявление ляется заинтересованным в стабилизации своего положения, он ориентирован на развитие и увеличение своей собственности на предприятии, где он работает.

"Трудовая" приватизация. Одним и из самых простых и лег ко осуществляемых способов проведения приват и зации государственной собственности является так называемая "трудовая" (иногда ее называют "внутренняя") приватизация, которая пр и водит к образованию коллективной формы собственности. Основой "трудовой" приватизирован ции является преференциал ь ный режим при покупке собственности и акций, когда акции продаются или обмениваются на приватизирован тизационных сертификаты только (или в основном) ра кам приватизируемого.

Экономика, которая управляется трудом, или коллективная собственность имеют немало положительного, н а самперед и с точ ки зрения демократизации производства - непосредственной участия рабочих во всех спр а вах предприятия (фирмы). Чрезвычайно важным для наших условий является то, что кол ная собственность в ум в вах ухудшение производственной ситуации способствует "тушению" нежелательных социальных явлений и процессов. Однако необходимо видеть и то, что "трудовая" приватизация чрезвычайно уязвима в плане соке а ной равенства. В ней может участвовать только персонал предприятия, которая приватизируется, другие же члены общества, как и раньше, проявление ляються смещенными от собственности (то есть отсутствуют уровне возможности приватизации).

"Публичная" приватизация. Нет сомнения, что "трудо ва" приватизация и коллективная собственность не м в могут быть реальной альтернативой "публичной" (иногда ее называют "внешней") приватизации. Под "публичной" приватизацией понимается свободную продажу акций на открытых тор гах или их передача лицам, не относящихся к персоналу этого предприятия. Суть "публичной" приватизирован т и зации заключается в наделении гражданина частью нацио нального богатства (в стоимостном выражен н ни в форме ценных бумаг). "Публичная" приватизация, особенно ее бе зоплатний вариант, может значительно расширить круг с в бьек тов собственности. Вместе и с тем, и с точки зрения экономического эффекта, бесплатная "публичная" приватизация не выглядит достаточно корректной.

Человек реально будет владельцем только при условии, что она чувствует риск и рыночную невизначе е ность. Риск - один и из главных критериев, указывающих на изменение отношений собственности и присвоения. Если человек не чувствует ры зику, не воспринимает его, то она не является собственником.

Пока реальная ситуация с приватизацией такова, что человек, превратившись в мелкого акцион е ра, по сути, не получила реальных прав на участие в управлении. Не ведут себя как эффективные собственники д и ректоры и менеджеры под предприятий, которые приватизируются. Они больше заинтересованы возможностями бесконтактные в рольной распоряжение финансовыми средствами предприятий для краткосрочных спекулятивных операций.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: