Перестройка» 1980-х гг. и распад СССР. Современное демократическое строительство в России

Основные направления внешней политики 1985 - 1991 годы. С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла уже упомянутая философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

Концепция нового политического мышления. Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной Европы.

Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 — 1988 годах была предложена концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну». Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.

В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987 — 1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.

В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Важнейшие события
Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.
Распад СССР
Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой было сохранение союзного государства. Центробежные тенденции стали доминирующими. Они усугублялись все большим расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к другу. Без взаимности действовали и государственные органы: Верховные Советы СССР и РСФСР, правительства СССР и России. Хотя союзное руководство предпринимало усилия вернуть утраченный авторитет, попытки были малоэффективными. Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9+1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью любым способом изменить ситуацию.
18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И.Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.
Сопротивление путчистам возглавило руководство России. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. Путчисты растерялись. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В.Руцким и председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые освободили М.С.Горбачева. Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политических органов и партийных организаций в Вооруженных Силах. 24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета министров СССР. Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории России. После августовских событий Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики. В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Белоруссии ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский Союз прекратил свое существование.
Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем – в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней и внешней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире. Эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества. Кроме того, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость. Говоря об особенностях российской демократии, прежде всего необходимо отметить сложносоставную структуру общества. Она наиболее точно отражает фундаментальные отличия современной Российской Федерации от большинства стран Европы.

Россия - целый континент, освоенный людьми за многие столетия. Страна имеет ярко выраженные евразийские истоки. Симбиоз Востока и Запада красной нитью проходит через всю ее историю. Византия и Золотая Орда сыграли решающую роль в становлении Киевской Руси и средневековой Московии, а европейская цивилизация определила основы политического устройства Российской империи начиная с петровских времен. СССР был построен на фундаменте западного идеологического течения - марксизма.

На территории современной России существовало большое количество древних государств. Государственность многих народов России имеет многовековые корни. Прирост территории в основном шел путем образования союза государств и народов. Трудно представить сегодня другую страну, которая бы объединяла столь различные традиции. Даже после распада СССР Российская Федерация остается одним из самых многонациональных государств мира. Понимание нации в нашей стране существенно отличается от западного. Большинство населения по-прежнему воспринимает нацию не как политическое или общегражданское понятие, а этнокультурное, историческое, традиционное. Попытки утвердить концепцию российского народа как политико-гражданской нации встречают естественное недопонимание у части общественного мнения. К тому же в памяти еще жива и концепция советского народа как новой исторической общности людей. Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли "механического большинства", а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации. Полиэтничность России дополняется и ее многоконфессиональностью. Особый интерес представляют отношения православия как религии большинства россиян и развивающегося ислама. Это не искусственное соединение, а симбиоз, сформировавшийся в течение многих сотен лет. На фоне острых политических конфликтов с исламо-христианским контекстом, поразивших многие страны мира на рубеже тысячелетий, опыт России может быть востребованным и актуальным. Особенно четко это осознается у нас, в Республике Татарстан, где число традиционных приверженцев обеих религий примерно равно. Исламо-православный диалог является важнейшей основой гражданского согласия и межэтнического мира на татарстанской земле, без чего демократические ценности практически теряют свой смысл.

Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма через децентрализацию и "парад суверенитетов" к современной федерации. При этом важно отметить, что российский федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. И следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов. И если этого не происходит, а тем более если идет деформация общественных устоев, с чем мы и столкнулись в свое время в Чечне, да и в целом на Северном Кавказе, то опасность нарастает как снежный ком. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности. В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах. У всякого политического устройства есть и человеческое измерение. При демократической системе его роль многократно возрастает, поскольку носителями прав и свобод являются конкретные люди. Поэтому особенности менталитета и мироощущения каждой социальной и этнической группы неизбежно накладывают свой неповторимый отпечаток на становление и развитие политического устройства той или иной страны. Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека. Испокон веков для российского жителя существовало понятие "внутренней свободы", которое позволяло оставаться независимой личностью в самой несвободной среде. До сих пор нам самим трудно понять такие феномены российской истории, как подъем отечественной литературы и общественной мысли в годы николаевской реакции XIX века, достижения науки и техники в период апогея режима личной власти Сталина. Если подходить чисто умозрительно - ничего подобного быть не должно. Конечно, проявления свободомыслия в несвободном обществе приобретали суррогатные формы: политические анекдоты и слухи, творчество "в стол" и "на полки", переписывание запрещенного и самиздат. Но все это было и сыграло огромную роль в раскрепощении общественного сознания в России. Помимо "внутренней свободы" с советских времен осталось осознание самостоятельной значимости так называемых социально-экономических прав и свобод. Для многих наших соотечественников право на труд, жилище, отдых, пенсионное обеспечение, доступность образования и здравоохранения по-прежнему имеет гораздо большее значение, чем политико-юридические свободы. Однозначно сказать, хорошо это или плохо, по-видимому, нельзя, но такова реальность. Кроме этого, особая приверженность коллективизму остается особенностью менталитета населения, или по крайней мере его большинства. И коммунизм лишь старался эксплуатировать в своих политических интересах этот феномен. Во многом он имеет естественные корни, уходящие в глубь веков, когда выжить и хозяйствовать в условиях нашей страны можно было только сообща. Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. К тому же, в России эмоциональная составляющая в отношениях власти, общества и личности всегда играла огромную роль. Трепет и преклонение перед властью легко переходят в отчуждение от власти, страх перед нею, в крайние формы протеста, ненависть к конкретным носителям и представителям власти. И это тоже реальность. Не все из российских традиций может устраивать нас самих, с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет.


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: