Административно-правовые нормы подразделяются:
- 1) по целевому назначению — регулятивные и охранительные;
- 2) по методу воздействия — обязывающие и запрещающие;
- 3) по пределам действия:
- а) действующие на определенной территории;
- б) обязательные только для определенного круга лиц;
- в) внутриаппаратные;
- г) общеобязательные;
- 4) по юридической силе — имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа власти, который принимает эти нормы. Например, нормативно-правовые акты, принимаемые областным законодательным собранием, имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания РФ;
- 5) по степени значимости — законные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы. Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов исполнительной власти, например, постановлениях Правительства РФ, они являются подзаконными;
- 6) по уровню обобщенности — общие и специальные. Например, нарушение правил торговли — это общая норма, а нарушение правил торговли огнестрельным оружием — специальная норма. В случае несоответствия общей и специальной норм применяется специальная норма;
- 7) по характеру правового режима — материальные и процессуальные. Большинство норм административного права являются материальными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений. Процессуальные нормы определяют процедуры реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами административного права.
Структура норм административного права аналогична структуре других отраслей права (гипотеза, диспозиция,санкция). Однако нормы административного права имеют свою специфику.
|
|