Виды административно-правовых норм и их особенности

Административно-правовые нормы подразделяются:

  1. 1) по целевому назначению — регулятивные и охранительные;
  2. 2) по методу воздействия — обязывающие и запрещающие;
  3. 3) по пределам действия:
  1. а) действующие на определенной территории;
  2. б) обязательные только для определенного круга лиц;
  3. в) внутриаппаратные;
  4. г) общеобязательные;
  1. 4) по юридической силе — имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа власти, который принимает эти нормы. Например, нормативно-правовые акты, принимаемые областным законодательным собранием, имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания РФ;
  2. 5) по степени значимости — законные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы. Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов исполнительной власти, например, постановлениях Правительства РФ, они являются подзаконными;
  3. 6) по уровню обобщенности — общие и специальные. Например, нарушение правил торговли — это общая норма, а нарушение правил торговли огнестрельным оружием — специальная норма. В случае несоответствия общей и специальной норм применяется специальная норма;
  4. 7) по характеру правового режима — материальные и процессуальные. Большинство норм административного права являются материальными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений. Процессуальные нормы определяют процедуры реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами административного права.

Структура норм административного права аналогична структуре других отраслей права (гипотеза, диспозиция,санкция). Однако нормы административного права имеют свою специфику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: