Вопрос 3. Правовое регулирование финансово-экономической основы местного самоуправления

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Правоведение»

Тема № 8. Основы муниципального права.

Вопрос 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления

Вопрос 2. Организационные основы местного самоуправления

Вопрос 3. Правовое регулирование финансово-экономической основы местного самоуправления

Одной из основных гарантий местного самоуправления, установленных Конституцией РФ (ст. 131), является право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Указанная норма Конституции РФ также указывает на специфику организации власти на местном уровне, в частности, на необходимость учитывать сложившиеся в том или ином регионе местные обычаи и традиции и представляет собой конституционную гарантию свободы выбора населением наиболее оптимального варианта организации структуры органов местного самоуправления.

Данные положения Конституции РФ естественным образом согласуются с принципом Европейская хартия местного самоуправления, заключающимся в наделении местных властей правом самостоятельно определять свои внутренние структуры (ст. 131).

Сознавая, что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти, утверждая, что это предполагает наличие местных органов самоуправления, которые располагают уполномоченными для принятия решений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка и средств ее осуществления и необходимых для этого ресурсов, под местным самоуправлением, согласно ст. 3 Европейской хартии, понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления, согласно ст. 4 Европейской хартии, устанавливаются конституцией или законом. В России общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

Положения Европейской хартии местного самоуправления устанавливают единственный критерий определения структуры местных органов — это соответствие местным потребностям и обеспечение эффективности управления. Представляется, что данное нормативное установление необходимо понимать как общий принцип, составляющий основу организации структуры местных органов.

Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, регулирует наиболее важные общественные отношения, устанавливая основополагающие принципы и механизмы государственно-правового регулирования. Из этого следует вывод, что Конституция РФ, закрепляя основные принципы и гарантии местного самоуправления (к которым относится самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления), предоставляет населению право непосредственно установить, в какой форме и какими способами будет осуществляться местное самоуправление на соответствующей территории.

Иначе говоря, самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления есть право населения самостоятельно устанавливать состав, порядок (способ) образования, взаимосвязи (иерархические и иные) органов местного самоуправления, включая их компетенцию и схему организации деятельности.

Следует отметить основополагающее требование к организации публичной власти — сочетание рационального управления и эффективного решения местных задач, т. е. определение структуры органов местного самоуправления должно включать установление предметов ведения и компетенции соответствующих органов и должностных лиц, а также форм их взаимодействия, обеспечивающих соответствие требованию оптимального решения вопросов местного значения.

Конституцией РФ в отношении государственной власти предусмотрена обязательность соблюдения принципа разделения властей. Однако в отношении организации муниципальной власти этот принцип не является обязательным.

В то же время муниципальная власть, как и любая иная публичная власть, должна быть обеспечена системой сдержек и противовесов, направленной на предотвращение властных злоупотреблений. Эффективное осуществление местного самоуправления базируется на внутреннем, органическом единстве системы органов местного самоуправления, что предполагает соответствующее нормативное регулирование возникающих в данной сфере отношений.

Представляется необходимым введение в федеральное законодательство системы правовых механизмов, не позволяющих одной ветви муниципальной власти влиять на деятельность другой ветви власти. В то же время в основе данной концепции должен лежать принцип единства муниципальной власти, исходящей из одного источника — населения муниципальных образований.

Реальное обеспечение рассмотренных конституционных гарантий местного самоуправления и принципов, установленных Европейской хартией местного самоуправления, возможно только при наличии соответствующих механизмов их исполнения, закрепленных в федеральном законодательстве.

Конституция РФ, указывая на осуществление местного самоуправления как формы народовластия, закрепляет за федеральным и региональным уровнями полномочия по установлению общих принципов организации местного самоуправления. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).

Таким образом, конституционная модель местного самоуправления предусматривает возможность определения форм и механизмов осуществления муниципальной власти в пределах установления общих принципов местного самоуправления и в целях защиты конституционных прав граждан. Представляется, что установление законодателем норм, препятствующих властным злоупотреблениям при осуществлении местного самоуправления, вполне отвечает требованиям и российской конституции, и норм международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: