Органы государственной власти в РФ

1. Понятие и принципы построения органов государственной власти РФ.

2. Система органов государственной власти.

3. Конституционные принципы построения деятельности государственных органов.

4. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

1.

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти, как звена государственной аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями. Орган государственной власти имеет задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства, создается только государством и действуют от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирование этих органов. Наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить. Устанавливают их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения. Органы государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти. Но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти это составная относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручениям. Обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности. Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти РФ наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами. Конституционно правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти. Но органами государственной власти не являются. Прежде всего органы государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке, он создается в соответствие с нормами конституции, законами или другими нормативно-правовыми актами. Это обозначает, что вне установленного порядка образования органов государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует это принцип, определяя в статье, что никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ. Конституция определяет способы, порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют президент РФ, федеральное собрание (совет федерации, государственная дума), правительство РФ, суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой конституции РФ. Вместе с тем, конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов четной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя счетной палаты назначает совет федераций. Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти. Для органов государственной власти характерно, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности РФ. Так, например федеральное собрание является представительным и законодательным органом РФ. Президент является главой государства, а правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяется их конституциями, уставами и другие законодательными актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций объема компетенций правового статуса. Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека, например президент РФ, президенты республик в составе РФ, генеральный прокурор РФ, уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действует в силу конституционных норм или на основе закона, и несут ответственности только перед теми, кто их избрал или назначил. В зависимости от принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия или на принципах коллегиальности.

2.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

По уровню деятельности:

1. федеральные органы - на федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя президента РФ, федеральное собрание РФ, правительство РФ, конституционный суд РФ, верховный суд РФ, высший арбитражный суд РФ, а так же федеральные органы исполнительной власти и суды РФ

2. органы субъектов РФ – в субъектах РФ государственная власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти структура и компетенция, которых определяются последними самостоятельно.

По характеру выполняемых задач органы государственной власти подразделяются на:

1. Органы законодательной власти, избираемые населением обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов органы законодательной власти это федеральное собрание РФ, парламенты это законодательные и представительные органы в составе РФ основная их функция это осуществление общефедерального, регионального законодательства принятие законов.

2. Органы исполнительной власти основная форма деятельности, которых это исполнительно-распорядительная. Органы исполнительной власти - это правительство РФ, правительство республик в ее составе, правительство в ряде субъектах, городах федерального значения и другое, администрации краев областей автономных кругов. Кроме того к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти. Включая их подразделения в субъектах РФ. Основное назначение органов исполнительной власти – деятельность по организации исполнения конституции РФ, других законов и иных нормативно-правовых актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы так же обладают полномочиями распорядительного характера, т. е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т. д. Органы исполнительной власти подразделяются на:

a. органы общей компетенции - правительство РФ, субъектов РФ, администрации краев, областей и т. д.

b. органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу: министерства, агентства, службы и другое

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и её субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъекта федерации.

3. Органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение, т. е. судебная власть независима от законодательной и исполнительной. Судебная система установлена конституцией РФ (глава 7), ФКЗ «о судебной системе в РФ» и другие ФЗ. В соответствии с ФКЗ «о судебной системе в РФ» судебная система включает в себя конституционной суд РФ, Верховный суд, Высший арбитражный суд, одноименные суды республик РФ, краевые, областные и арбитражные суды края, области, городов федерального значения и т. д., районные суды, мировые и военные суды. Закон регулирует порядок создания и упразднения судов. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд создаются только в соответствии с конституцией РФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в конституцию РФ

4. Органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц, с точки зрения законности и целесообразности. По срокам полномочий органы государства делятся на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия и временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

a. Конституции РФ

b. ФКЗ и ФЗ

c. Указов президента РФ

d. Постановлений правительства РФ

e. Законодательных актов субъектов РФ

3.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в РФ – это закрепленные в конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов. Такими принципами выступают:

1. Принцип приоритета прав человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по их соблюдению и их охране от всевозможных посягательств.

2. Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ сообщает соответствующие полномочия на их же определенных условиях

3. Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов, а так же в том, что во взаимоотношении с федеральными органами все субъекты федерации между собой равноправны.

4. Принцип разделения властей предполагает, что основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и контрольная корреспондирует соответствующим органам государства с целью предотвратить злоупотребление и все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Деление властей действует как по горизонтали (федеральное собрание, правительство, суды), так и по вертикали (федеральные органы и органы власти субъектов РФ). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.

5. Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он так же предполагает, что законы и иные нормативно-правовые акты, применяемые в РФ не должны противоречить конституции РФ.

6. Принцип деидеологизации деятельности органов государственностей власти имеет лаконичную, конституционную форму, т. е. никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Органы государственной власти не в праве насильственно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

7. Принцип суверенитета государственной власти, государственная власть полностью независима внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой непосредственной и представительной демократии

8. Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела

9. Принцип единства системы государственных органов – это вся система органов государства должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне.

10. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Конституция РФ определяет компетенцию самой федерации и совместную компетенцию федерации и её субъектов.

4.

Важное значение при характеристики системы органов государственной власти РФ имеет установление особенностей в организации деятельности органов законодательной и органов исполнительной власти РФ. Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ об общих принципах законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируется конституцией РФ, ФЗ, конституциями республик, уставами других субъектов федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В ФЗ «об общих принципах органов государственной власти» четко определены общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

1. Государственная и территориальная целостность РФ

2. Распространение суверенитета РФ на всю территорию

3. Верховенство конституции РФ

4. Единство государственной власти

5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий и большей их части в ведении одного органа государственной власти, либо должностного лица

6. Разграничение предметов ведения

7. Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов принадлежащих им полномочий и другие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: