Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации принято подразделять на налоговые и неналоговые.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

Под налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации понимаются те суммы денежных средств, которые поступают в доходы бюджетов этих субъектов на основании и в силу установленных государством налогов и иных обязательных платежей.

Бюджетный кодекс Российской Федерации делит налоговые доходы бюджетов Российской Федерации на следующие две группы доходов:

Первая группа доходов – собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от ых налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяется законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Сразу же отметим, что установление правила, согласно которому федеральный центр при принятии федерального бюджета может распределить налог субъекта Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, не только противоречит самому понятию «собственный дохода субъекта Российской Федерации», но и является, по нашему мнению, необоснованным ущемлением бюджетных прав субъектов Российской Федерации. Доход субъекта Российской Федерации потому называется «собственным», потому что этот доход поступает в собственность данного субъекта и он им распоряжается по собственному усмотрению и на основе собственного волеизъявления. Здесь же имеем ситуацию, когда федеральный центр распоряжается «чужим» налогом, «чужой» собственностью (то есть денежными средствами, собранными посредством налога субъекта Российской Федерации), ограничивая тем самым собственника (субъекта Российской Федерации) в его праве собственности.

В результате категория «постоянный доход», предусмотренная Бюджетным кодексом Российской Федерации, деление налогов на федеральные налоги и налоги субъектов Российской Федерации, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, а также институт права собственности субъектов Российской Федерации, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, фактически превращены в фикцию.

Мало того, что само разграничение государственных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в качестве постоянных доходов этих бюджетов произведено с явным перекосом в сторону федерального центра, но даже и в этой ситуации субъект Российской Федерации оказался лишенным права использовать свои постоянные доходы, которые и без того представляют мизерную величину, по собственному усмотрению.

Все это противоречит самому же Бюджетному кодексу Российской Федерации, согласно которому к ведению субъекта Российской Федерации относится распределение доходов от налогов и сборов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами (ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Вторая группа доходов – отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам (ст. 56 Налоговый кодекс Российской Федерации).

Таким образом, если иметь в виду налоги, то для доходов бюджетов субъектов Российской Федерации они подразделяются на постоянные и регулирующие.

К постоянным относятся налоги субъектов Российской Федерации, к регулирующим – федеральные, а точнее те из них, право на получение которых федеральный центр передает субъектам Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования бюджета субъекта Российской Федерации.

В качестве регулирующих налогов, используемых в качестве доходного источника бюджетов субъектов Российской Федерации, обычно применяются такие федеральные налоги, как налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, и, главным образом, – акцизы.

Естественно, что для нас в данном случае наибольший интерес представляют те налоги, которые отнесены к системе налогов субъектов Российской Федерации.

Говоря о налогах субъектов Российской Федерации, отметим, что им свойственна двухуровневая система правового регулирования: эти налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и законами Российской Федерации, однако вводятся они в действие на территории субъекта Российской Федерации законами этого субъекта. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения по данным налогам: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному налогу (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации, отдельно определяет отношения по установлению налогов и отношения по их введению. Другими словами, установление налогов и их введение представляет собой различные этапы налогообложения.

Федеральные налоги устанавливаются и вводятся непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

Введение же налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов производится законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления.

Как отмечается в литературе, принцип самостоятельности бюджетов различных уровней «может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти разного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность условий поступления денежных средств в бюджет». Между тем «межбюджетные отношения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных и местных бюджетов допускают проявление субъективизма, неравенство федеральных, территориальных и местных интересов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими».

Безусловно, единство налоговой системы и налоговый централизм упрощает организацию налогообложения на территории государства и даже, возможно, делает налогообложение экономически более эффективным. Но при этом нельзя упускать из виду, что Россия – федеративное государство и в ее состав входят публично-территориальные образования, имеющие право на свой бюджет, на свои собственные доходы, включая доходы, полученные за счет своих собственных налогов. Поэтому формирование налоговой системы и организация налогообложения, выступающего в качестве способа получения доходов бюджетов, должны осуществляться не только с политических позиций, когда бюджетные и налоговые системы призваны усилить «властную вертикаль», что практически означает усиление власти центра, и не только на основе финансово-экономических критериев и удобства управления денежными потоками центральными органами, но и с позиций государственного устройства страны.

В заключение отметим, что именно доходы от налогов субъектов Российской Федерации составляют основную массу доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, в бюджете Санкт-Петербурга они составляют 72 процента всех доходов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Виды налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Порядок установления и введения налогов субъектов Российской Федерации.

4. Система налогов субъектов Российской Федерации.

5. Общая характеристика налога на имущество организаций.

6. Субъект и объект налога на имущество организаций.

7. Общая характеристика транспортного налога.

8. Субъект и объект транспортного налога.

9. Общая характеристика налога с продаж.

10. Субъект и объект налога с продаж.

11. Общая характеристика налога на игорный бизнес.

12. Субъект и объект налога на игорный бизнес.

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

В эту группу включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей. Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет основные из них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: