Доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Доходы, полученные субъектом Российской Федерации от реализации имущества, находящегося в собственности данного субъекта, относятся к числу постоянных (закрепленных) доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

Характеризуя две названные выше группы доходов, отметим, что субъект Российской Федерации может получать доходы различными путями. В одних случаях используется метод принудительного изъятия денег (налоги и другие обязательные платежи), в других – вступает с плательщиком в товарно-денежные отношения, передавая ему пользование то или иное государственное имущество либо реализуя это имущество. Сюда же относятся доходы от деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений. Естественно, что правовой режим платежей в бюджет во всех случаях является различным.

Необходимо отметить, что данное обстоятельство было установлено давно. Следствием этого было деление доходов, которое и поныне применяется во многих зарубежных странах как в практике бюджетной деятельности, так и при ее научном анализе, на: 1) частно-хозяйственные, которые государство получает своей собственной деятельностью, своим собственным хозяйством (доходы от государственных имуществ и государственных предприятий). Такого рода доходы в свое время именовались «механическими», а в историческом плане их называли «домены»[1][1]. Получая их, субъекты Российской Федерации не пользуются прерогативами публичной власти – они действуют как частные лица; 2) государственно-хозяйственные или публичные доходы (налоги, сборы, обязательные платежи и т. п.). Собирая их, государство действует как субъект публичной власти, используя прерогативы одностороннего властвования и принуждения. Такого рода доходы именовались (а в некоторых странах именуются и сейчас) «органическими». Данное название возникло в силу того, что государство получает эти доходы в силу своей якобы «органической» связи с народом[2][2]. При этом известный дореволюционный теоретик и цивилист Г. Ф. Шершеневич писал, что доходы государство может добывать как частный хозяин, и это является областью гражданского права. Но «когда государство прибегает в добывании средств к своей власти и извлекает доходы принудительным путем – здесь уже область финансового права»[3][3].

Представляется, что данные суждения не утратили своего научно-практического значения и для наших дней. Поэтому следует согласиться как с данной классификацией доходов, так и с оценкой их правового режима.

Действительно, при продаже или сдаче в наем имущества, находящегося в составе казны субъекта Российской Федерации, возникают отношения, являющиеся по своей экономическое природе товарно-денежными, а по правовой – гражданско-правовыми. Субъект Российской Федерации выступает здесь на началах юридического равенства с иными участниками этих отношений.

Сказанное означает, что субъект Российской Федерации может добывать бюджетные доходы как посредством финансовой деятельности, в процессе которой возникают отношения, регулируемые нормами финансового права, так и посредством хозяйственной деятельности, в процессе которой возникают отношения, регулируемые гражданским правом. В финансово-правовых отношениях субъект Российской Федерации, представленный соответствующим органом, выступает в качестве властвующего субъекта, в гражданско-правовых этот субъект действует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Однако сам акт распоряжения доходом, полученным в результате гражданско-правовой сделки, является финансовым актом.

Таким образом в данном случае возникает два правоотношения. Первое правоотношение, возникающее между субъектом Российской Федерации и его контрагентом по данному отношению, будет гражданско-правовым. Предметом этого отношения выступают хозяйственная деятельность субъекта Российской Федерации в виде продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сдачи его в пользование и т. п. Второе правоотношение, возникающее между субъектом Российской Федерации в лице, как правило, соответствующего финансового органа, и того лица, которое представляло субъекта Российской Федерации в гражданско-правовом отношении, будет финансово-правовым. Предметом этого правоотношения будет обеспечение движения денежных средств, полученных в результате гражданско-правовой сделки, в доход бюджета субъекта Российской Федерации. Данное правоотношение регулируется нормами бюджетного законодательства и как вид финансового правоотношения будет бюджетным.

Несколько иная картина будет при таких операциях, как обращение в доход бюджета доли прибыли государственных унитарных предприятий, принадлежащих субъекту Российской Федерации. Получение государственным унитарным предприятием прибыли является результатов его производственно-хозяйственной деятельности, в ходе которой оно реализует производимый им товара (работы, услуги) своим покупателям. Эти отношения являются гражданско-правовыми. Одновременно возникает финансовое правоотношение, субъектом которого является субъект Российской Федерации, с одной стороны, и государственное унитарное предприятие, с другой. Предметом этого отношения является обращение части прибыли предприятия в доход бюджета субъекта Российской Федерации. Как вид финансового правоотношения оно будет материальным бюджетным правоотношением, так как опосредует движение денежных средств от государственного унитарного предприятия в бюджет субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что определение правовой природы общественных отношений, возникающих соответственно в процессе хозяйственной деятельности субъекта Российской Федерации, регулируемой нормами гражданского права, и бюджетной деятельности, регулируемой нормами бюджетного права, вызывает определенные трудности. Между тем чрезвычайно важно, чтобы правовая конструкция платежа в бюджет субъекта Российской Федерации соответствовала его экономической сути.

Отметим, что доходы от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в рамках неналоговых доходов занимают ведущее место. Так, в бюджете Санкт-Петербурга они составляют 93 процента от общей массы неналоговых поступлений.

 

Финансовая помощь

Выше уже отмечалось, что применительно к межбюджетным отношениям понятием «финансовая помощь» охватываются те денежные средства, которые вышестоящий бюджет передает нижестоящему бюджету на безвозвратной и безвозмездной основах. Основными формами финансовой помощи выступают дотация, субвенция и субсидия. Средства, полученные из вышестоящего бюджета, выступают для бюджета-получателя в качестве его дохода.

В связи с этим Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что финансовая помощь от федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи денежных средств подлежит учету в доходах бюджета субъекта Российской Федерации как получателя этих средств (ст. 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Денежные средства, полученные бюджетом субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, следует рассматривать в качестве регулирующих доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: