
Задачи считаются структурированными, если лицу, принимающему решение (ЛПР), известны все их элементы и взаимосвязи между ними.
Задачи, по которым ЛПР не удается выделить отдельных элементов и установить связи между ними, называют неструктурированными.
![]() | |||
![]() |
ИС для решения неструктурированных задач подразделяются на два вида. Первый из них ориентирован на обработку данных (поиск, сортировку, фильтрацию) формирует специальные управленческие отчеты. Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Второй вид ИС разрабатывает альтернативные решения и принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
ИС могут оказывать лицу, принимающему решения три вида поддержки: информационную, экспертную и модельную.
Информационная поддержка обеспечивает доступ пользователя к информации и ее частичную обработку. Функции информационной поддержки сводятся к обеспечению пользователя первичными данными и данными различной степени сжатия. (информация сжатого типа представляет собой вторичные или обработанные данные, получаемые в результате решения задач сортировки, фильтрации и т.д.)
На основе модельной поддержки, реализуемой через построение модели проблемной ситуации, пользователь может получить недостающую ему для принятия решений информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Модельная поддержка связана с предоставлением пользователю математических, статистических, финансовых и других моделей, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Основными функциями модельной поддержки пользователя являются:
¾ возможность работы в среде типовых экономико-математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «Как сделать, чтобы?», «Что будет, если?», анализ чувствительности и т.д.
¾ достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
¾ оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
¾ возможности графического отображения динамики модели;
¾ возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертная поддержка также обеспечивает выработку и оценку возможных альтернатив, но не за счет использования моделей, а за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний







