Классификация ИС по признаку структурированности решаемых задач


Задачи считаются структурированными, если лицу, принимающему решение (ЛПР), известны все их элементы и взаимосвязи между ними.

 

Задачи, по которым ЛПР не удается выделить отдельных элементов и установить связи между ними, называют неструктурированными.

       
 
 
   

 


ИС для решения неструктурированных задач подразделяются на два вида. Первый из них ориентирован на обработку данных (поиск, сортировку, фильтрацию) формирует специальные управленческие отчеты. Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Второй вид ИС разрабатывает альтернативные решения и принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

ИС могут оказывать лицу, принимающему решения три вида поддержки: информационную, экспертную и модельную.

Информационная поддержка обеспечивает доступ пользователя к информации и ее частичную обработку. Функции информационной поддержки сводятся к обеспечению пользователя первичными данными и данными различной степени сжатия. (информация сжатого типа представляет собой вторичные или обработанные данные, получаемые в результате решения задач сортировки, фильтрации и т.д.)

На основе модельной поддержки, реализуемой через построение модели проблемной ситуации, пользователь может получить недостающую ему для принятия решений информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Модельная поддержка связана с предоставлением пользователю математических, статистических, финансовых и других моделей, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Основными функциями модельной поддержки пользователя являются:

¾ возможность работы в среде типовых экономико-математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «Как сделать, чтобы?», «Что будет, если?», анализ чувствительности и т.д.

¾ достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

¾ оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

¾ возможности графического отображения динамики модели;

¾ возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

 

Экспертная поддержка также обеспечивает выработку и оценку возможных альтернатив, но не за счет использования моделей, а за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: