Тип рынка | Число фирм | Характер продукта | Контроль над ценой | Условия вхождения в отрасль |
Чистая монополия(газовые и электрич. комп.) | одна | Однородная продукция, не имеющая субститутов | полный | высокие |
Дуополия | две | Однородная | частичный | высокие |
Олигополия (МТС,Билайн,Мегафон) | несколько | Однородная или стандар-тизованная продукция | частичный | высокие |
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта | много | Дифференцированный продукт | слабый | низкие |
3. Антимонопольное регулирование: опыт развитых стран и становление в России (ФАС и ее функции)
АНТИМОНОПОЛЬНОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ — деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.
Содержание и виды антимонопольной политики
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления (аспекта):
1)разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2)формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
В экономической юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принятого различать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будет негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действия антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.
Европейская модель в отличие отамериканской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели использует правило разумного подхода. Которого провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие. Регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.
В последствие десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учета социально-экономических и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.