Русское сопротивление

 

Но нашлись на Руси люди готовые пойти на всё ради спасения родного государства.

Патриарх Гермоген пользовался большим авторитетом по всей Руси. Он разослал большое число записок, призывающих русских людей объединяться, вооружаться и биться с поляками. Поляки заметили это и арестовали его. Они хотели, чтобы он при помощи своего авторитета призывал русских принимать католичество и чтобы сам это сделал. Патриарх Гермоген решительно отказался и поляки его за это насмерть заморили голодом.

Однако, труды этого замечательного патриота своей родины и доблестного защитника своей веры не были напрасны. Записки патриарха произвели большое впечатление на русский народ. Они дали людям большой заряд нравственных, моральных сил для борьбы с захватчиками.

Первое русское ополчение во главе с Ляпуновым быстро рассеялось. Центром создания нового ополчения стал Нижний Новгород. Набором войска занимались Купец Козьма Минин и опытный воевода Пожарский, они призывали отдать всё ради победы.

Народное ополчение Минина и Пожарского на огромной волне патриотизма двинулось к столице. В его рядах были истинные патриоты своей родины. В 1612 г. под Москвой состоялась битва между русским народным ополчением Минина и Пожарского и польско-литовским войском. Противостояние их было очень напряженным. За битвой следили казаки Заруцкого, они занимались грабежами и не вмешивались. Инициатива в сражении постепенно переходила к более опытным в военном искусстве полякам, но вдруг на помощь ополченцам прискакали казаки Заруцкого. Вместе они разбили поляков и освободили от них Москву. Польская интервенция провалилась. "Ляхи" были изгнаны из России, Новгород тоже вернули.

Смута на Руси закончилась. Наше государство по итогам мирного договора с Польшей потеряло свои западные земли (Смоленск, Чернигов).

В 1613 г. на престол взошёл Михаил Романов. Наше государство отстояло свою независимость.

Смутное время в России для нашего народа послужило хорошим уроком. Династия Романовых на русском престоле просуществовала ещё более 300 лет. Роль Минина и Пожарского в освобождении родины от иноземцев велика, если не сказать больше. За их заслуги им поставили памятник. Они, патриарх Гермоген и остальные русские бившиеся против поляков за свободу своей земли – настоящие герои государства российского.

Сельское хозяйство

С конца 10-х - начала 20-х годов, после Столбовского мира и Деулинского перемирия, изгнания шаек мародеров-интервентов, окончания действий повстанческих отрядов, русские люди приступают к восстановлению нормальной хозяйственной жизни. Оживает Замосковный край - центр Европейской России, уезды вокруг русской столицы, на западе и северо-западе, северо-востоке и востоке. Русский крестьянин продвигается на окраины - к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, в Западную Сибирь. Здесь возникают новые поселения. Крестьяне, бежавшие сюда из центра от своих владельцев - помещиков и вотчинников, монастырей и дворцового ведомства или переведенные в эти места, осваивают новые земельные массивы, вступают в хозяйственные, брачные, бытовые контакты с местным населением. Налаживается взаимный обмен опытом хозяйствования: местные жители перенимают у русских паровую систему земледелия, сенокошение, пасечное пчеловодство, соху и прочие приспособления; русские, в свою очередь, узнают от местных жителей о способе долгого хранения необмолоченного хлеба и многое другое.

Сельское хозяйство восстанавливалось не скоро, причинами того были маломощность мелких крестьянских хозяйств, низкая урожайность, стихийные бедствия, недороды. Развитие этой отрасли хозяйства сильно и долго тормозили последствия «литовского разорения». Об этом говорят писцовые книги - поземельные описи того времени. Так, на 1622 г. в трех уездах к югу от Оки - Белевском, Мценском и Елецком - у местных дворян сидело на землях 1187 крестьян и 2563 бобыля, т.е. безземельных или совсем маломощных бобылей было вдвое больше собственно крестьян. Земледелие, испытавшее крайний упадок в начале столетия, приходило в прежнее состояние очень медленно. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - с.518

Это отражалось на экономическом положении дворян, их служебной пригодности. В ряде южных уездов многие из них не имели земли и крестьян (однодворцы), а то и усадеб. Некоторые же из-за бедности становились казаками, холопами у богатых бояр, монастырскими служками или, по словам тогдашних документов, валялись по кабакам.

К середине столетия в Замосковном крае около половины земель, местами и более половины, писцы относят к категории «живущей», а не пустой пашни.

Главный путь развития сельского хозяйства этого времени - экстенсивный: в хозяйственный оборот земледельцы включают все большее количество новых территорий. Быстрыми темпами идет народная колонизация окраин.

С конца 50-х - 60-х годов переселенцы во многом числе идут в Поволжье, Башкирию, Сибирь. С их приходом земледелием начинают заниматься в тех местах, где его раньше не было, например, в Сибири.

В Европейской России господствующей системой земледелия было трехполье. Но в лесных районах Замосковного края, Поморья, да и в северных районах южной окраины применялись подсека, перелог, двухполье, пестрополье. В Сибири на смену перелогу во второй половине века постепенно пришло трехполье.

Больше всего сеяли рожь и овес. Далее шли ячмень и пшеница, яровая рожь (ярица) и просо, гречиха и полба, горох и конопля. То же - в Сибири. На юге пшеницы сеяли больше, чем на севере. В огородах выращивали репу и огурцы, капусту и морковь, редьку и свеклу, лук и чеснок, даже арбузы и тыкву. В садах - вишню, красную смородину, крыжовник, малину, клубнику, яблони, груши, сливы. Урожайность была невысокой. Часто повторялись неурожаи, недороды, голод.

Основой развития животноводства являлось крестьянское хозяйство. Из него феодалы получали тяглых лошадей для работы на своих полях и столовые запасы: мясо, живую и битую птицу, яйца, масло и проч. Среди крестьян имелись, с одной стороны, многолошадные, многокоровные; с другой - лишенные какого-либо скота. Скотоводство особенно развивалось в Поморье, на Ярославщине, в южных уездах.

Рыбу ловили везде, но особенно в Поморье. В северных районах, Белом и Баренцевых морях ловили треску и палтуса, сельдь и семгу; промышляли тюленей, моржей, китов. На Волге и Яике особую ценность представляли красная рыба, икра.

В натуральном сельском хозяйстве господствовало мелкое производство. Отсюда - плохая обеспеченность крестьянина продовольствием, хронические голодовки. Но уже тогда рост общественного разделения труда, хозяйственная специализация отдельных районов страны способствовали увеличению товарного обращения. Избыток хлеба, поступавшего на рынок, давали южные и поволжские уезды.

В ряде случаев царь, бояре, дворяне, монастыри расширяли собственную запашку, занимались наряду с этим предпринимательской деятельностью и торговлей.

1.2 Ремесло

В процессе восстановления экономики страны важное место занимало ремесло. Возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не заказ, т.е. производство становилось мелкотоварным. Феодалы предпочитали покупать ремесленные изделия на городских рынках, нежели использовать не очень качественные изделия своих сельских мастеровых. Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что приводило к росту внутреннего спроса и предложения.

В отдельных городах 30 - 40% жителей занимались ремеслом. Рост ремесленного производства и расширение рынков сбыта привели к специализации отдельных районов и территориальному разделению труда:

Обработкой металла занимались в Москве, Ярославле, Великом Устюге; кожу обрабатывали в Вологде и Ярославле, в Казани и Калуге; гончарное производство сосредоточивалось в Москве, Ярославле, Великом Устюге; обработка дерева была распространена в Двинском уезде, Сольвычегодской, Великоустюжской и Вятской землях. Ювелирное дело процветало в Великом Устюге, Москве, Новгороде, Тихвине, Нижнем Новгороде. Значительными центрами производства текстильных изделий стали Новгородско-Псковская земля, Москва, Ярославль; льна - Ярославль и Кострома; соли - Сольвычегорск, Солигалич, Прикамье с Соликамском, а со второй половины XVII в. - соляные озера Прикаспия. Центрами ремесленного производства становятся не только города, но и ряд оброчных сел (Павлово на Оке, Иваново, Лысково, Мурашкино и др.). Османов А.И. История России. IX-XX вв.: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2001 - с.78

Среди ремесленников наиболее многочисленную группу составляли тяглые - ремесленники городских посадов и черносошных волостей. Они выполняли частные заказы или работали на рынок. Дворцовые ремесленники обслуживали нужды царского двора; казенные и записные работали по заказам казны (строительные работы, заготовка материалов и др.); частновладельческие - из крестьян, бобылей и холопов - изготовляли все необходимое для помещиков и вотчинников. Ремесло в довольно больших размерах перерастало, прежде всего у тяглецов, в товарное производство. Но в разных отраслях это протекало по-разному.

Мастер как самостоятельный производитель-ремесленник имел учеников. По «житейской записи», последние рядились на учебу и работу у мастера лет на пять-восемь. Ученик жил у хозяина, ел и пил у него, получал одежду, выполнял всякую работу. По окончании обучения ученик какой-то срок отрабатывал у мастера, иногда «из найма». Ученики, которые приобрели необходимый и значительный опыт или прошли испытание у специалистов, сами становились мастерами.

Пополнение корпуса ремесленников производилось и за счет вывоза посадских людей из других городов в Москву на постоянную или временную работу. Для нужд казны, дворца из других городов высылали в столицу оружейников и иконописцев, серебряников, каменщиков и плотников.

1.3 Мануфактуры

Заметный рост русского ремесла в XVII в., превращение значительной его части в мелкое товарное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.

Увеличилось число мануфактур - крупных предприятий, основанных на разделении труда, остающегося по преимуществу ручным, и применении механизмов, приводимых в движение водой. Это свидетельствует о начале перехода к раннекапиталистическому промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.

Если в Западной Европе развитие мануфактур происходило на основе найма вольных работников, то в России свободных людей почти не было, поэтому так называемые вотчинные мануфактуры основывались на использовании крепостного труда. Крепостных ремесленников и крестьян заставляли работать на предприятиях в порядке феодальной повинности, заработная плата им почти не выплачивалась. К мануфактурам нередко приписывались целые села и тогда крепостные крестьяне становились крепостными рабочими. В крепостных мануфактурах переплетались буржуазные и феодальные отношения: предприниматель одновременно был помещиком - ему принадлежали мануфактура, земля и рабочие, а рабочий не имел средств производства и существовал за счет принудительной продажи своей рабочей силы. Такие мануфактуры существовали в России до середины XIX века.

Мануфактурное производство («заводы») развивалось в основном в металлургии (литье пушек, пушечных ядер, колоколов). Некоторые процессы труда были механизированы при помощи водяных двигателей, поэтому эти заводы обычно строились на реках, перегороженных плотинами.

Первая мануфактура была построена в 1631 году на Урале: Ницинский медеплавильный завод. Около Тулы возникли металлургические заводы голландцев А. Виниуса, П. Марселиса,

Ф. Акема и др. С целью ускорения технического прогресса правительство приглашало иностранных специалистов и предпринимателей из Германии, Голландии, Англии и других стран Западной Европы для обустройства оружейных, железоделательных, текстильных предприятий в Москве, Туле, Костроме и других городах. Вместе с ними в Россию хлынул поток иноземцев: купцов, ремесленников, а также ученых, докторов, аптекарей и т.д. В Москве им разрешали селиться вдали от центра, за рекой Яузой, в так называемой Немецкой слободе. Впоследствии обитатели этой слободы оказали большое влияние на многие стороны российской жизни: экономику, науку, технику, книгопечатание, военное дело, искусство и т.д. В Москве существовало несколько государственных (казенных, посессионных) мануфактур, принадлежащих Дворцовому приказу: Монетный, Печатный, Хамовный (полотняный) дворы. Но в целом мануфактуры еще не занимали большого удельного веса среди предприятий, их общее количество к концу XVII века составляло всего два десятка. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 3-е, стереотипное. - М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999. - с.54

В этот же период развивалась рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура - скупщик, то есть торговый посредник между ремесленниками и рынком. Скупщики из числа разбогатевших ремесленников и купцов распределяли заказы по домам производителей, предъявляя определенные количественные и качественные требования к продукции.

Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда, нередко в долг, под будущие изделия. Тем самым скупщики постепенно отрезали производителей и от рынка сбыта, и от рынка сырья. Этот вид мануфактур просуществовал в России до конца XIX века, особенно вокруг крупных городов, где формировался постоянно высокий спрос на изделия повседневного быта: кожаную и валяную обувь, деревянные ложки и посуду, кадушки, глиняную посуду и др.

Заметное место начали занимать отхожие промыслы, особенно в Нечерноземье. Крестьяне осенью и зимой уходили на заработки в города, на строительство храмов и мостов, становились речными бурлаками и работниками на соляных промыслах, но весной они возвращались в деревню на полевые работы. Феодалы поощряли такую деятельность, поскольку крестьяне платили им денежный оброк, что было выгодно в условиях нарождающегося рынка.

Наряду свотчинными и казенными появлялись купеческие мануфактуры, на которых использовался труд свободных горожан, оброчных крестьян, отпущенных на отхожие промыслы, а также привлекались и иностранные мастера. Так, на различных промыслах Строгановых (соляных, поташных) было занято около 10 тыс. вольных людей.

1.4 Торговля. Начало формирования всероссийского рынка

XVII век - важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, начало формирования всероссийского национального рынка. По мере развития торговли продолжал развиваться класс купечества. Высшей привилегированной корпорацией купечества в России были гости. Они вели крупные торговые операции как внутри страны, так и за рубежом, назначались на ответственные посты в центральные и местные хозяйственные и финансовые органы. Например, в Москве их было около тридцати человек. Кроме того, имелись купеческие корпорации - гостиная сотня и суконная сотня.

Понимая, что внешняя торговля - важный источник доходов, правительство Алексея Михайловича всячески поощряло ее развитие. Это благотворно сказалось на развитии торговли с европейскими (Швецией, Англией) и азиатскими странами (Ираном, Индией, Китаем).

Россия вывозила пушнину, лес, деготь, поташ, кожи, канаты, холсты. Ввозила (для феодальных верхов) вина, пряности, зеркала, сукна, оружие, металлические изделия, бумагу, краски и другие товары.

Проявляя заботу о развитии внутренней торговли, правительство всемерно поддерживало купечество, что нашло отражение в принятом в 1653г. Таможенном уставе. Разнообразные пошлины, взимавшиеся с продавцов товаров, были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с оборота. Во владениях светских и духовных феодалов взимание проезжих пошлин было запрещено. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 3-е, стереотипное. - М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999. - с.59

На внутренних рынках России во второй половине XVII в. сложилось засилье иностранного капитала. Испытывая трудности конкуренции, русские купцы неоднократно обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой об ограничении доступа иностранных торговцев на российские рынки. В связи с этим в 1667 г. был принят Новоторговый устав, который предусматривал для иностранцев ряд ограничений: им не разрешалось производить торговые операции во внутренних городах России; они могли торговать только в пограничных городах: Архангельске, Новгороде, и Пскове и только во время работы ярмарок. Для торговли за пределами этих городов требовалось специальное разрешение (грамота). Иноземные купцы должны были платить пошлину в размере 6% с продажной цены, а с предметов роскоши (например, вин) 15%. История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1999. - с.278

Новоторговый устав, проект которого был подготовлен выдающимся экономистом и крупным государственным деятелем А.Л. Ордын-Нащекиным, носил протекционистский характер и имел целью монополизировать внутренний рынок в руках крупных русских купцов-оптовиков.

Экономическое развитие страны в XVII в. привело к слиянию всех земель и княжеств в одно экономическое целое, предопределенному усиливающимся объемом товаров, объединением небольших местных рынков в один всероссийский рынок. На всю страну были известны такие ярмарки, как Макарьевская недалеко от Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская за Уралом.

Образование всероссийского рынка означало преодоление экономической замкнутости отдельных территорий и слияние их в единую экономическую систему. Этим завершился длительный процесс образования Российского централизованного государства.

На западе внешняя политика России серьезных успехов не имела. Об этом свидетельствовала неудачная война с Польшей за Смоленск (1632 - 1634). Однако по-другому обстояло дело на востоке. В необычайно короткий срок русские землепроходцы, продолжая походы казацкого атамана Ермака, прошли от Оби до Тихого океана, Камчатки и Курил. В 1645 г. В. Поярков вышел к Амуру и совершил плавание по Охотскому морю. С. Дежнев с двадцатью пятью казаками обогнул северо-восточную оконечность Азии и открыл пролив между Азией и Северной Америкой (1648 - 1649). В 1649 - 1653 гг. Е. Хабаров с отрядом казаков совершил ряд походов на Амур. История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1999. - с.279

Казаки-первопроходцы закладывали города и остроги. За ними шли предприимчивые купцы, промышленники, крестьяне и разные «вольные» люди. В конце XVII в. численность русского населения Сибири составляла около 150 тыс. человек. Местное население должно было платить государству ясак дань пушным зверем, особенно соболиными шкурками. К концу XVII в. сибирское земледелие стало производить столько хлеба, что его хватало для пропитания всего населения Сибири.

В конце XVII в. Россия занимала огромную территорию от Архангельска до Каспия и от Левобережной Украины до Тихого океана. Население страны составляло 10,5 млн. человек.

Завершение экономического объединения страны, складывание всероссийского рынка, начало мануфактурного производства создавали объективные возможности для преодоления относительной отсталости России.

Глава 2: Социальное развитие

Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Бо-лотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феода-лов, государства на народные низы, прежде всего оконча-тельным закрепощением крестьянства, основной массы насе-ления России. Логика, диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление государства - результат тру-довых и ратных усилий народных низов - сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.

Всякое действие порождает противодействие, в том чис-ле и в обществе, во взаимоотношениях классов и сословий. Во всяком обществе не могут не возникать социальные про-тиворечия, которые, в свою очередь, в периоды крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они принимают разные формы - от ежедневной борь-бы (невыполнения или плохого выполнения повинностей, борь-бы в судах за землю) до открытых восстаний, вплоть до наивысшей их формы - гражданских войн больших масштабов.

XVII столетие в истории России современники недаром назвали «бунташным веком». Еще одна гражданская война (Разинское восстание), сильные городские восстания, осо-бенно в Москве - святая святых самодержавия российско-го, выступления раскольников, множество местных, локаль-ных движений. Социальные потрясения охватили страну от её западных рубежей до Тихого океана, от северной тайги до южных степей. Современники-иностранцы не только с удив-лением наблюдали за разливом народных мятежей в России, соседней Украине (Б.Хмельницкий), но и сопоставляли их с аналогичными событиями в Западной Европе (народные вос-стания в Англии, Франции, Нидерландах, Германии XVI--XVII вв.).

В основе всего этого - «усиление социального неравен-ства», которое «еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы». (В.О. Ключев-ский) Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. -c. 528. С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой - социальная приниженность крепост-ных крестьян и холопов. Эти два социальных полюса - крайние точки, между которыми лежали другие, промежу-точные слои, положение которых варьировалось в зависимо-сти от статуса в иерархической системе государства.

2.1 Бояре и дворяне

Среди всех классов и сословий гос-подствующееместо безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по ук-реплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению». Служилые люди по отечеству оформились в XVII в. в слож-ную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служ-бой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре; окольничие, думные дворяне и дум-ные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне мос-ковские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городо-вые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В течение всего столетия правительства с одной стороны, раздавали феода-лам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вот-чину. Переписные книги 1678 г. насчитали по стране 888 тыс. тяглых дворов, из них около 90 % находилось в крепост-ной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тыс. дворов (9.3 %), церкви - 118 тыс. (13.3 %), боярам - 88 тыс. (10 %), более же всего дворянам - 507 тыс. дворов (57 %) История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1999. - с.275.

В XVII в. немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Бурный и неспокойный XVII век во многом потеснил старую аристократию.

Уложение 1649 г. содержало ряд положений, принятых в интересах дворянства. Дворяне получили право в ряде случаев передавать поместья по наследству.

2.2 Крестьяне и холопы

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. сущест-венно ухудшилось. Из частновладельческих лучше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу фе-одалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» - от двух до че-тырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных (богатые и «семья-нистые» крестьяне работали больше дней в неделю, «скуд-ные» и «одинокие» - меньше), количества у них земли. «Столовые запасы» - хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды - возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живо-писцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заво-дах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.д. и т.п. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. Положение зависимых от феодалов кре-стьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказ-чиков сопровождались неприкрытыми насилиями, издевательствами, унижением человеческого достоинства.

После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых кре-стьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам.

Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по нескольку сот человек. Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, со-кольники и «певчие ребята». К концу века произошло слия-ние холопства с крестьянством.

Снизился средний уровень благосостояния русского кре-постного крестьянства. Сократилась, например, крестьян-ская запашка: в Замосковном крае на 20-25 %. Одни кре-стьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных случалось по нескольку де-сятков десятин земли. Они брали на откуп господские вино-курни, мельницы и др. Выходили в торговцы и промышлен-ники, подчас весьма крупные. Из крепостных Б.И. Морозова вышли, например, ставшие подрядчиками-судовладельцами, а затем крупными солеторговцами и рыбопромышленниками Антроповы. А Глотовы, крестьяне кн. Ю.Я. Сулешева из села Карачарова Муромского уезда, стали богатейшими купцами первой половины столетия.

Лучше жилось государственным, или черносошным, кре-стьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от фео-дального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

2.3 Посадские люди

Процесс восстановления, возрожде-ния затронул после Смуты и ремесло, промышленность, тор-говлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень круп-ные и решительные по масштабам, но весьма заметные.

К середине столетия в стране числилось более 250 горо-дов, а дворов в них, пo неполным данным, - более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - с.531

Крупные города располагались на важных торговых пу-тях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Ка-зань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Вели-кий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчиты-валось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволж-ских уездах), но и в них постепенно появились посады - предместья, населенные торгово-ремесленным людом.

Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю тор-говцев и ремесленников в общем количестве жителей Рос-сии, они играли весьма существенную роль в ее хозяйствен-ной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.

Ведущий центр ремесленного, промышленного производ-ства, торговых операций - Москва. Здесь в 40-е годы рабо-тали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового дела (примерно l00 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и го-ловных уборов, много другого - всего, что нужно большому многолюдному городу. Арсланов Р.А., Блохин В.В., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Мосейкина М.Н. История отечества с древнейших времен до конца XX века. М.:Поматур,2000.- с.122

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ре-месленников работала на государство, казну. Часть ремес-ленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленни-ки). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и плати-ли налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремес-ленники из посадских тяглецов от работы по заказу потреби-теля зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появи-лась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, ко-тельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гуже-вом.

Развитие ремесленного производства, его профессиональ-ной, территориальной специализации вносит большое ожив-ление в хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII в. относится начало кон-центрации местных рынков, складывания на их основе все-российского рынка. Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужали власти деньга-ми.

Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников за-правляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «мень-шими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в по-вседневной жизни городов, особенно во время городских вос-станий и гражданских войн «бунташного века».

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, при-надлежавших боярам, патриарху и прочим иерархам, мона-стырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и пр. Занима-лись они, помимо обслуживания владельцев, и торговлей, ремеслами. Причем, в отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и монастырям людей, в данном случае - ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.

Посадские люди на Земских соборах, в челобитных тре-бовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и тор-говлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.

2.4 Социальные противоречия

В стране по-прежнему не хватало средств на содержание армии. Правительство видело выход в повышении налогов. Из прямых налогов преобразования затронули поземельное обложение. Поскольку посошное обложение не учитывало соотношение обрабатываемых и пустующих земель, которых становилось все больше, была введена подворная подать. Это расширило число налогоплательщиков. Была изменена и система других прямых налогов.

В этот период в России широко внедряется система откупов, когда сбор налогов передавался купцам, которые за это право получали «наддачу», являвшуюся источником первоначального накопления капитала. Налоги выросли настолько, что крестьяне, не имевшие возможности их выплачивать, целыми деревнями скрывались в лесах, а посадские люди селились в городах на «белые земли», тягло с которых не взималось. Сбежавших крестьян, если их обнаруживали, возвращали своим феодалам, а горожан - в тягловые слободы.

Рост налогов, дальнейшее закрепощение крестьянства обостряли классовые противоречия в стране и послужили причиной ряда восстаний. Наиболее крупным было восстание в Москве в 1648 г., получившее название «Соляной бунт».

Волна восстаний прокатилась по городам России: Великий Устюг, Новгород, Воронеж, Курск, Владимир и др. Восстаниями было охвачено около 30 городов.

Царское правительство, напуганное размахом восстаний, в 1649 г. приняло Соборное Уложение, имевшее около 1000 статей, сгруппированных в 25 глав. История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1999. - с.276 Этот свод законов предоставлял феодалам права бессрочного розыска бежавших крестьян. Уложение окончательно отменяло Юрьев день и полностью закрепощало крестьян. Феодалы получили право полностью распоряжаться личностью и собственностью крестьянина. Крепостное право распространялось на черносошных и дворцовых крестьян. Им запрещалось покидать свои общины. Уложением ограничивались и церковные землевладения, в чем нашла отражение тенденция подчинения церкви государству. Оно сыграло большую роль в усилении самодержавия и подготовило условия для перехода к абсолютизму.

Принятие Соборное Уложение 1649г. не внесло успокоения в общественную жизнь. В 1662 г. произошло новое крупное восстание - «Медный бунт». Затем в 1670 г. вспыхнуло Разинское восстание. Крестьянская война была потоплена в крови. Но она явилась сигналом к переменам в социально-экономической жизни и подтолкнула государственные власти к преобразованиям.

Церковная реформа

Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон

Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней:

казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше - «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.

При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за "исправление" церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

Церковные реформы Никона

По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

земные поклоны заменялись поясными;

устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

иначе стали писать имя Христа - Иисус вместо старого Исус;

"Аллилуйя" стали произносить трижды, а не дважды;

заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники - упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в ТлатинствеУ и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за "многое бесчинство". О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом "Житии...". В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен "за великие на царский дом поношения".

Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов - Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении "царства" и "священства". В результате горячих прений было принято решение: Тцарь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковныхУ. Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы

В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.

Социальные движения

Современники назвали XVII век «бунташным», так как народные восстания часто потрясали страну. При изучении социальных движений XVII века надо иметь ввиду, что они порождались не классовыми противоречиями, а совокупностью социальных, национольных и религиозных причин, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII–XVIII веков свободное казачество боролось с московским правительством, стремившимся их закрепостить, бедные казаки – с богатыми, мелкое дворянство – с потомственной аристократией, национальные меньшинства – с русской колонизацией, старообрядцы – с никоновскими реформами, крепостные крестьяне – с помещиками, периферия страны – с центром.

В середине XVII века восстания охватили многие города страны. Самое крупное городское восстание известное под названием «соляной бунт» произошел в Москве в 1648 году. Причиной к восстанию стало введение правительством особого налога и соль, что привело к повышению цен. Крайняя непопулярность этого налога вызвало его отмену, но убытки казны правительство попыталось компенсировать увеличением других налогов. Это решение стало поводом к восстанию. В восстании приняли участие городская чернь. Требования восставших были: снижение налогов, наведение порядка в работе приказов, ликвидация взяточничества и самоуправства чиновников, ликвидация в городах белых слобод (городских районов свободных от уплаты городских налогов и подчинявшихся отдельным аристократам), равномерного распределения городских налогов и повинностей среди белых и черных слобод. К восставшим присоединились дворяне и зажиточные горожане. Дворяне требовали неограниченного срока сыска беглых крестьян, зажиточные горожане присоединились к требованиям городской черни. В создавшейся обстановке правительству пришлось пойти на уступки толпе. Оно выдало народу на расправу затребованных им бояр – «изменников» и в сентябре 1649 года созвало Земский Собор. Результатом деятельности Собора стало Соборное Уложение 1649 года.

В 1650 году восстали Новгород и Псков. В 1662 году по Москве прокатился «медный бунт». Причиной стала девальвация (снижение стоимости) рубля. Из-за войны с Польшей правительство выпустило медные деньги по цене серебряных, но сбор налогов продолжался в серебряной монете. Это привело к обесцениванию меди и значительному подорожанию серебра. Движущей силой восстания стали стрельцы и солдаты «новых полков» получавшие жалование в медной монете. Восстание было подавленно военной силой, но правительству пришлось прекратить денежные махинации.

В начале 1670-х годов крупное восстание казаков прошло на Дону. Во главе восстания встал Степан Разин. Причиной к восстанию стало нерегулярность снабжения продовольствием и оружием (казаки защищали южные границы от крымских татар и Ногайской орды. В этих условиях казаки были вынуждены существовать за счет грабительских походов среди степняков. После того, как турки укрепили Азов и закрыли выход с Волги в Каспийское море, казаки остались без средств к существованию. Поводом к восстанию стал карательный поход правительственных войск против разбойничавших на Волге казаков. Весной 1670 года восставшие захватили Царицын и Астрахань и решили двигаться на Москву. К восставшим присоединялись крепостные крестьяне, городские низы и поволжские народы. В сентябре 1670 года расширение территории восстания удалось остановить, а в начале 1671 года Степан Разин был выдан правительству. Причиной поражения было: 1) распыленность сил восставших, 2) отсутствие однородности среди восставших.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: