Комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14) не слишком высокая точность ракет отчасти компенсировалась мощными ядерными боеголовками, вполне пригодными для уничтожения скопления войск противника или крупных площадных целей.
Однако применение тактического ядерного оружия грозило перерасти во взаимное ядерное уничтожение, да и в "большой войне" использование ядерного оружия не всегда целесообразно. Поэтому в 80-е годы в СССР велись работы по повышению точности комплекса путём создания управляемой боевой части ракеты в рамках ОКР «Аэрофон».Отделяемая боевая часть 9Н78 массой 1017 кг в обычном снаряжении наводилась на цель на конечном участке траектории по командам оптической ГСН. Максимальная дальность для модернизированной ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность поражения отделяемой БЧ 9Н78 — 50-100 м. Точность стрельбы доработанного комплекса 9К72-1 сильно зависела от качества и масштаба аэрофотоснимков и метеоусловий в районе цели. В 1990 году комплекс был принят в опытно-войсковую эксплуатацию, но серийно не строился. К тому моменту жидкостные ракеты Р-17 безнадёжно морально устарели, их производство в Воткинске было завершено в 1987 году.
|
|
Средства ПВО
Зенитно-ракетная система С-300П. |
Предназначено для поражения в условиях интенсивного радиопротиводействия массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения во всех условиях их боевого применения:
- самолетов стратегической и тактической авиации, многоцелевого назначения, носителей высокоточного оружия, постановщиков помех, радиолокационного дозора и наведения, разведывательно-ударных комплексов, в том числе самолетов, выполненных по технологии «стелс»;
- стратегических крылатых ракет, в том числе совершающих полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности;
- авиационных ракет с баллистической траекторией полета;
- тактических и оперативно-тактических баллистических ракет;
- противорадиолокационных ракет.
Каждая ЗРС может функционировать как в составе группировки ПВО, так и автономно с придаваемой РЛС обнаружения. В состав типовой группировки входят средства управления (СУ) и до шести ЗРС.
- всепогодны, эксплуатируются в различных климатических зонах.
Основные характеристики
ЗРС | С-300ПМУ | С-300ПМУ1 | С-300ПМУ2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество поражаемых целей, одновременно находящихся в полете | до 6 | до 6 | до 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одновременно наводимых ракет | до 12 | до 12 | до 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зона поражения, км: | 7 - 75 | 5 - 150 | 3 - 200 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость поражаемых целей, м/с | 50 - 1200 | 0 - 2800 | 0 - 2800 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развертывания (свертывания), мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Темп стрельбы, с | 3 - 5 | 3 - 5 | 3 - 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость передвижения, км/ч: по шоссе по грунтовым дорогам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода без дозаправки средств, км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок службы, годы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевой расчет, чел. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автономная войсковая зенитная ракетная система «Тор-М1» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предназначена для эффективного прикрытия войск, гражданских и промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего высокоточного оружия, а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.
Ракета выполнена по схеме «утка», стартует вертикально с помощью пороховой катапульты на высоту 15 - 20 метров, затем происходит ее склонение в сторону цели и включение основного твердотопливного двигателя.
Организационно 4 боевые машины ЗРС «Тор-Ml» входят в состав ракетной батареи, которая является минимальным тактическим подразделением.
ЗРС «Тор-М1» перевозится всеми видами транспорта, включая воздушный транспорт.