Роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека





Какова же роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека?

Каково её влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?


Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются.
На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как:

§ привычка тормозить своё поведение,

§ преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач,

§ от использования благоприятных возможностей.

Неадаптивным оказывается процесс старения у людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социально-психологические стереотипы старости.
Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться» в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:
а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;
б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;
в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;
г) Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;
д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания.


В других случаях поведение пожилых людей определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными.
Функции органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи.





В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами федеральной, региональной и муниципальной власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека.
Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несёт в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.


3. Старость как социальная проблема

3.1 Проблемы старения
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте.

С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при решении вопросов, связанных с пожилыми людьми?


Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения.



Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми.

В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей.

В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли.

Разумеется, в разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному.


В современном обществе успешно существует и развивается специальная наукагеронтология , изучающая феномен старения и все те проблемы, явления, которые с этим феноменом связаны. Также существует специальная профессия – геронтолог, носящая медико-социальный характер. Главной задачей геронтолога является специализированный подход к решению медико-психологических проблем, возникающих у пожилых людей. Решением социально-медицинских проблем пожилых людей занимаются социальные геронтологи .

3.2 Проблема роста доли людей пожилого возраста


Перед современной Россией, как и большинством индустриально развитых стран, в ХХ веке остро встала проблема роста доли людей пожилого возраста. Это связано с двумя основными причинами: увеличением средней продолжительности жизни населения и резким сокращением рождаемости.
В индустриально развитых странах происходит резкое снижение естественного воспроизводства населения, т.е. количество рождающихся детей не восполняет естественных пропорций демографической стабильности общества, что приводит к сокращению доли молодого поколения по отношению к доле людей старшего возраста. Подобные тенденции характерны для подавляющего большинства современных индустриально развитых обществ. Рост уровня жизни приводит к тому, что люди начинают по иному относиться к проблеме воспроизводства населения.

Интересы людей в подобных обществах переносятся с проблемы количества (главное – больше детей в семье) на проблему качества (главное – в каких условиях будут жить дети или ребёнок), следствием чего является ситуация, когда подавляющее большинство семей имеют либо одного, либо двоих детей.


Кроме этого в индустриально развитых странах с высоким уровнем жизни и стабильной экономико-политической системой наблюдается феномен увеличения средней продолжительности жизни, что является заслугой более благоприятных материальных условий жизни, а также достижений современной медицины. В среднем в данной категории стран доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% от общей численности населения[23].
В целом в индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединённых Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости населения в этой части мира будет означать начало активного старения населения во всём мире, что проявится уже в ближайшие десятилетия. По прогнозам ООН к 2025 году доля пожилых людей составит около 20% от общемировой численности населения

3.3 Социальная теория старения


Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально-философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.
1. Теория разъединения, освобождения. В ней утверждается, что со старением человека происходит разрушение его социальных связей, освобождение от различного рода обязанностей, вызывающее определённое отдаление пожилого человека от общества, подготовку этого человека к последнему этапу его жизни – смерти.
2. Теория активности. Её сторонники считают, что при нормальном процессе старения человек должен сохранять и даже по возможности увеличивать свои контакты с окружающими, поскольку с отходом от трудовой деятельности у него высвобождается масса свободного времени.
3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиции этой теории, индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе и старость, как этап, ничем не отличается от предыдущих.
4. Теория маргинальности (Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами) представляет старость как состояние девиантности.

 

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития

Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности, из чего следует предписание пожилым людям пассивной роли в жизни общества.
5. Теория возрастной стратификации. (Социальная стратификация — деление общества на социальные слои) Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е., по их мнению, общество разделено в возрастном и социальном отношении.

3.4 Глобальное старение современного общества.


Процессы старения населения, являясь своего рода приметой нашего времени, характеризуют начало нового этапа развития демографических отношений и вызывают серьёзные демографические, экономические, общественные, социально-психологические, культурные и медицинские последствия.

Можно выделить четырегруппы проблем, которые влечёт за собой глобальное старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:

o показатель рождаемости;

o продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количества пожилых людей, которые хотели бы достичь их;

o распределение материальных ресурсов меду представителями различных поколений;

o отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качества жизни пожилых людей;

o уровень производительности труда.

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:

§ в структуре семейно-родственных отношений;

§ в системе поддержки друг друга разных поколений;

§ в характере выбора будущей профессии;

§ в структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, в частности:

изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

встанет вопрос о профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и проблеме выхода на пенсию;

изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

обострится социальный характер проблемы безработицы и потребуются новые подходы к её решению;

повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвёртых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечёт серьёзные последствия для социальных служб. Так, например, можно предположить, что:

v расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

v пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества;

v изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

v произойдут серьёзные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей .


Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества.

К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».


Но, несмотря на всё вышесказанное, процесс глобального старения населения, всё-таки, имеет свои отрицательные стороны, поскольку сопровождается резким снижением уровня рождаемости, что в перспективе ведёт к резкому дисбалансу количества людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Однако, постоянно увеличивающаяся производительность труда даёт основание предполагать, что совершенствование технологий производства компенсирует все недостатки данного явления.





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 1963; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8851 - | 8370 - или читать все...

 

3.233.239.102 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.