Память и личность 8 страница

Выделение послетрудовой стадии вызывает оживленные дискуссии в современной науке. Внимание к этой проблеме обусловлено тем, что в ходе исторического развития общества увеличивается продолжительность жизни людей, что приводит к увеличению удельного веса пожилых людей в структуре народонаселения. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал лиц, составляющих социальную группу пенсионеров. Существуют две полярные точки зрения на проблему социализации в пожилом возрасте.

Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период свертываются и никакого усвоения социального опыта или даже его воспроизводства, по их мнению, не происходит. Крайняя позиция этой точки зрения заключается в понятии «десоциализации», наступающей после завершения процесса социализации.

Представители противоположной точки зрения предлагают иной подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Так, по утверждению Б.Г. Ананьева, социализация осуществляется до конца жизни индивида. Об этом свидетельствуют результаты эмпирических исследований сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Широко известны пенсионеры — наставники молодежи, народные художники,, писатели, артисты, изобретатели и т.д. Люди пожилого возраста адаптируются к новым условиям жизни, вклю-

чаются в новые для себя социальные институты: советы ветеранов, домкомы и т.д.

Продолжение социализации в пожилом возрасте отмечается и в концепции Э. Эриксона, выделявшего восемь стадий развития личности, на каждой из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, связанное с соответствующими видами деятельности. Важнейшим в этой концепции является понятие психосоциальной идентичности, которое определяется как устойчивый образ «Я» человека, субъективное понятие о себе как индивидууме. Образ «Я» и соответствующие способы поведения личности вырабатываются в течение жизни личности и являются условием ее психического здоровья, а психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия. Лишь в последнем из возрастов периодизации Э. Эриксона — «зрелости» (период после 65 лет) — человек может обрести мудрость, что соответствует окончательному становлению его идентичности.

20.3. Факторы социализации личности

Существует несколько подходов к выделению факторов, определяющих процесс социализации. Одни ученые считают, что решающее влияние оказывает внутренний фактор, т.е. генетически обусловленные, физиологические и психические особенности человека. Другие исследователи ведущую роль в процессе социализации отдают внешней среде, рассматривая процесс социализации как усвоение «коллективных представлений», верований, эмоций, мыслей, т.е. накопленного человечеством опыта, традиций, обычаев через врожденное подражание. Третьи полагают, что формирование личности происходит за счет «надстраивания* социального опыта над биологическим.

Отечественная психология, видя в человеке существо биосоциальное, придает решающее значение в социализации личности социальным факторам. Но внешнее социальное воздействие на личность неоднократно преломляется через ее «внутренние условия* (С.Л. Рубинштейн), через призму внутреннего мира человека, его психофизиологические особенности и приобретенный социальный опыт. Все внутреннее проявляется и реализуется только посредством внешнего — материального и социального.

Социальные факторы принято разделять на макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические,

исторические, национальные и другие особенности развития личности, в том числе качество жизни, определяемое состоянием экономики, экологическую обстановку, наличие экстремальных и иных социальных обстоятельств.

Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. Термины «страна», «государство» и «общество» приняты для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономи-че-ских, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

К макрофакторам относится также культура как система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей.. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых и т.д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, культура, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. К ним относится этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием, т.е. сознанием своего единства и отличия от других. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

Оказывают влияние на процесс социализации человека и региональные условия его проживания, которые зависят от конкретной части страны, где он живет, и вносят свою специфику в его образ жизни, обычаи, привычки, традиции.

При анализе процесса социализации нельзя не учитывать социально-экономические различия города и деревни, поэтому тип поселения (село, поселок, город-мегаполис) также придает определенное своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Микрофакторы — это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении и т.п.).

Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, оказывают воздействие на личность на всех стадиях ее социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно (например, через средства массовой информации), или через группу, к которой принадлежит человек, через ее нормы и ценности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Здесь термин «институт» используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в обществе форма отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации ее институтами являются семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысляют первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа «Я». Роль семьи как института социализации естественно зависит от типа общества, его традиций и культурных норм, от национальной и социальной принадлежности, от других макро- и мезофакторов.

Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным ее институтом является школа, которая еше в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства.

Школа обеспечивает ученику систематическое, образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.

Институт школы подробно рассматривается в контексте возрастной и педагогической психологии (Я.Л. Коломинский, А.С. Чернышев и др.). Но здесь необходимы лонгитюдные и междисциплинарные исследования, отнесенные но всему комплексу проблем социализации.

Это относится и к другим институтам социализации: трудовому коллективу, референтной группе, различным общественным организациям.

Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, об-

раз жизни. Личность формируется в целостном обществе: макросреде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.

Проблема взаимодействия индивида и социальных факторов отражена в работах Б.Ф. Поршнева. Особое значение в социализации личности придается историческому развитию государства, так как каждый период и этап развития общества предъявляет свои требования к личности. В стабильные фазы развития общества личность в значительной мере нивелируется, подчиняется разного рода групповым (родовым, профессиональным, конфессиональным и др.) устремлениям и нормативам. У человека гипертрофированно развивается групповая идентичность (по терминологии Э. Эрнксона) как осознание себя членом какой-либо (большой или малой) социальной группы с принятием ее целей и морали в ущерб индивидуальным и общечеловеческим ценностям. К таким периодам относятся, например, Средневековье в Европе (А.Я. Гуревич), Средние века на Руси (Ю.М. Лотман). Затем в истории отмечается нарушение интегрированности человека со своей социальной группой, сословием, постепенно авдентрируется индивидуально-личностный слой его идентичности (Э. Фромм).

Предложенная Л.Н. Гумилевым концепция этногенеза иллюстрирует взаимосвязь процессов социализации и этапа развития общества. В стабильные периоды общественного развития социально более адаптированными являются люди, ориентированные на групповые ценности, т.е. с групповым уровнем идентификации. В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать новые ценности, акцентирующие значение риска и преуспевания в различных сферах общественной жизни. Активизируются личности разных типов: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческий, и индивидуально-личностный уровни идентичности; а с другой стороны, люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта. Каждая конкретная личность не только усваивает опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки (аттл-тюды), социальные ожидания (экспектации), ценностные ориентации. Усвоение общественно-исторического опыта субъективно и другим быть не может. Разные личности выносят из объективно одинаковых социальных ситуаций различный опыт.

Подчеркнем влияние этапа жизненного пути личности на особенности ее социализации. Согласно данным Л. Кольберга, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности.

К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда каждый поступок оценивается в зависимости от точки зрения референтной для ребенка группы. В стабильные периоды развития общества этот уровень идентичности и далее остается доминирующим, так как, по сведениям Л. Кольберга, только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, что означает одновременное наличие индивидуально-личностного и общечеловеческого уровней идентичности.

Иначе протекает процесс социализации в условиях общественного кризиса, который характеризуется нарушением «идеологической целостности» (Э. Эриксон), расшатыванием прежней системы ценностей. Трудности адаптации к новым социально-экономическим условиям испытывают все три возрастные группы: дети до подросткового возраста включительно; юношество и молодые люди; люди среднего и пожилого возраста.

Такая социальная ситуация характерна и для современной России.

(?) Контрольные вопросы

1. Какие стороны выделяют в понятии социализации?

2. Какова структура социализации?

3. В каких сферах происходит социализация личности?

4. Каковы критерии социализированное™ личности?

5. Какие факторы социализации принято выделять в отечественной социальной психологии?

6. Что такое институты социализации?

(Г) Тестовые задания

1. Социализация — это...

A. Процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы.

Б. Приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности.

B. Двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности.

Г. Приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.

2. Чем определяется содержание социализации?

A. Всей совокупностью социальных влияний на индивида и его отношением к этому влиянию.

Б. Влиянием культуры, средств массовой информации, политических программ.

B. Социальной ситуацией, в которой оказывается личность. Г. Национальной принадлежностью человека.

3. Факторы социализации — это...

A. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества.

Б. Генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека.

B. Общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив.

Г. Все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.

4. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии?

A. Первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная. Б. Дотрудовая, трудовая, после трудовая.

B. Раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подрост-ничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость.

Г. Предконвенционалъная, конвенциональная, постконвенцнональная.

Глава 21

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

21.1. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде

Социальная установка — категория социальной психологии по-разному определяемая исследователями. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд» (У. Томас, Ф. Знанецки), обозначающее состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в конкретных условиях; психологическое переживание социальной ценности и смысла объекта. Основные признаки аттитюда, или социальной установки: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность и эмоциональный компонент этих отношений, регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: институты общества, государства, явления, события, процессы, нормы личности.

Сущность социальной установки можно интерпретировать с позиции теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятельности организма: динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-либо полезного результата. Социальную установку можно назвать динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к социальному объекту.

Регулирующая функция социальной установки — это ее связь с «собственным» для данной установки социальным объектом. Социальные установки являются взаимосвязанными, взаимозависимыми

и нередко противоречивыми компонентами более сложной системы. Противоречивость социальной действительности порождает несоответствия в системе социальных установок, доходящие до борьбы между ними. Для обозначения таких противоречий возникли специальные понятия. Например, выделена перцептивная установка, означающая предрасположенность субъекта к определенной интерпретации воспринимаемой им действительности, зависящей от других аттитюдов личности.

М. Смит предложил трехкомпонентную модель аттитюда: когнитивный, содержащий знание и представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; конативный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение.

Возможность реализации поведения, соответствующего когнитивному и аффективному компонентам данного аттитюда, зависит от особенностей ситуации, взаимодействия с другими аттитюдами.

Структура социальной установки позволяет выделить две ее разновидности: стереотип и предрассудок, которые различаются содержанием когнитивного компонента..

Стереотип — это социальная установка с застывшим содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мыслительных усилий и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект подвержен изменению или требует творческого осмысления, а представления личности о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

Предрассудок — это социальная установка с неадекватно измененным содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом связан эмоционально насыщенный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие элементов действительности, но и неадекватные переживания.

Основная причина формирования предрассудков заключается в недостаточной развитости когнитивной сферы и личности в целом. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под воздействием родителей и ближайшего окружения формируется определенное эмоционально-оценочное отношение. Повлиять на

формирование или закрепление предрассудка может жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но не критично осмысленный и интерпретированный.

С точки зрения значимости для общества и личности отдельные социальные установки занимают неравноправное положение, образуют иерархию. Этот факт отражен в диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.

Выделено четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К первому уровню относятся установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму — социальные установки, которые вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения); на четвертом уровне располагается система ценностных ориентации личности.

Для каждого отдельного индивида существует субъективное соподчинение социальных установок, которое отнюдь не всегда совпадает с общественно принятой иерархией.

21.2. Социально-психологические представления

о развитии личности- в зарубежной

и отечественной психологии

Социальная психология рассматривает личность в контексте всех разнообразных социальных взаимодействий, связей и включенности в различные социальные группы.

Создатели различных теорий рассматривали личность как нечто единое целое, зачастую не разводя понятия различных наук о человеке и обществе.

Теоретической основой воззрений 3. Фрейда было его убеждение в том, что человек и общество всегда находятся в состоянии конфронтации и враждебности. Причина тому— плохо управляемые влечения Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и Супер-эго призваны лишь как-то примирить влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму. Одним из категориальных социально-психологических понятий у Фрейда является «Супер-эго». Именно оно и составляет личност-

ное содержание психики человека, поскольку включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, идеальное «Я» как образ, к которому надо стремиться. Понятие «Супер-эго» можно сопоставить с системой социальных установок личности. Роль Супер-эго выражается в том, что именно этим качеством психики человека обусловливается характер общества. Если в обществе преобладают люди с сильным, жестким Супер-эго, оно становится авторитарным.

Формирование социальных отношений в обществе зависит, по мнению Фрейда, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой подобных отношений является амбивалентность чувств. Мать как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности, даже ненависти. Подобная амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяется и чувство лояльности, и чувство враждебности.

Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. В качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, даже идея. Как отцу, так и лидеру отдается часть функций Эго, что означает передачу им ответственности индивида за те или иные его действия.

В итоге Фрейд пришел к выводу, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации: инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий людей, и инстинкт смерти (Танатос) как проявление агрессивности человека, враждебности всех против всех, которые препятствуют осуществлению программы цивилизации.

В понимании К. Юнга решающую роль в социальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию, осознанию.

Для А. Адлера центральным понятием являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности. Оно возникает у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психических переживаний. Социальное чувство отражает степень1 заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и смысле жизни в целом. Это чув-

ство задает стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. Стремление исключительно к превосходству порождает сверхкомпенсацию, которая при проявлении слабых сторон личности выражается в форме ухода в болезнь.

Свойства, с помощью которых обычно описывается личность, Э. Фром объединяет понятием «характер». Основным критерием дифференциации характеров выступает отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, способен испытывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов. Все остальные типы характеров («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофи-лический») — это «бегство», отчуждение человека от самого себя, подчинение себя чему-то или кому-то и в итоге — «бегство от свободы». Доминирующий тип характера в конкретном обществе составляет «социальный характер», определяющий отношения между личностью и обществом, между людьми.

А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом» н что смысл его развития заключается в актуализации этой природы. Человеку изначально заданы не только биологические свойства, но и те социальные свойства и потребности, система ценностей, Которые обычно связываются с понятием «личность». Самоактуализация обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри». Поэтому общество, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль. Основная их задача (гуманистическая) заключается в том, чтобы не мешать росту.

В отечественной социальной психологии Б.Д. Парыгин предложил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимается «отвлеченная от реально функционирующей личности, абстрактная модель, характеризующая основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида». Под второй — «одномоментная фотография психического состояния и поведения человека, которая моделирует механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида».

Для вычленения параметров статической структуры автор предлагает единое основание — степень представленности компонентов психики в структуре личности. В результате выделяется три категории:

• общечеловеческие психические свойства индивида (необходимый комплекс основных психических свойств и состояний, подчи-

няющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам);

• социально-специфические особенности личности (социально-специфический опыт и его усвоение);

• индивидуально-неповторимые особенности, свойственные конкретной личности.

Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфический, индивидуально-неповторимый).

Изучать социально-специфический опыт личности необходимо через:

■/ социальные роли личности, «ее права и обязанности, которые заданы ее социальным положением»;

S социальные нормы, «правила и модели поведения, санкционированные и ожидаемые социальными группами»;

S ценностные ориентации общества, в той или иной мере усвоенные индивидом;

S символы как средства закрепления санкционированной системы ценностей, соединяющие «рациональный смысл, субъективное переживание».

Усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий:

-» знание как система усвоенных социальных значений;

-» социально-психологический стереотип восприятия как валентное отношение к культивированному значению;

-* установка как готовность, предрасположенность действовать в соответствии со значением;

> побуждение как наличие мотивации, иногда волевого усилия для перерастания готовности в реальное действие.

В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности, ее отношение к системе норм, правил, формируется самосознание личности.

Модели динамической структуры личности построены, исходя из существования внутренних (интроспективных) и внешних (поведенческих) аспектов психики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности (представлен эмоциональным состоянием и умонастроением, системой мотивации) и стереотип социального поведения.

В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать объектно-субъектные аспекты личности как целостность по отношению к условиям деятельности, сформировавшиеся в предшествующем опыте

н на основе личностных свойств. Он предложил диспозиционную концепцию личности. Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые представлены в виде иерархических систем. «Встреча» потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку). Набор диспозиций образует иерархическую систему. К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социально фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей, включения индивида в первичные группы и конкретных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Этот уровень диспозиций формируется на основе всех социальных условий жизнедеятельности человека.

Г.М. Андреева утверждает, что для социальной психологии главными ориентирами в исследовании личности являются взаимоотношение личности с конкретной группой и результат, который от этого получается. Необходимо изучать группы, через которые общество влияет на социализацию личности, ее жизненный путь. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, или проблему социальной установки. Г.М. Андреева выделяет три содержательные сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

(?) Контрольные вопросы

1. Как можно охарактеризовать социальную установку?

2. Кто предложил четырехкомпонентную модель аттитюда?

3. Кем была предложена диспозиционная концепция личности?

4. Какой отечественный ученый считает, что взаимодействие общества и индивида можно представить в виде схемы: «общество влияет на индивида».

5. Как можно описать процесс усвоения личностью социального опыта?

6. Какие модели личности предложил рассматривать Б.Д. Парыгин?

© Тестовые задания

1. Понятие «аттитюд» было интегрировано в социальную психологию...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: