По определению МОТ, социальный диалог включает все типы переговоров, консультаций и обмена информацией между представителями правительств, работодателей и работников по вопросам, представляющим взаимный интерес и связанные с социально - экономической политики.
В Украине социальный диалог осуществляется на национальном, территориальном и локальном (предприятие, учреждение, организация, транснациональная категория) уровнях на трехсторонней или двусторонней основе.
Существуют две основные модели социального диалога трипартизм и бипартизм.
«Сильной» формой социального диалога являются коллективные переговоры. Цель коллективных переговоров - заключение коллективных соглашений и договоров. В Украине на национальном уровне представители работодателей, наемных работников и государства заключают Генеральное соглашение, в которой скрепляют достигнуты договоренности об установлении размеров социальных стандартов и гарантий их обеспечения в сфере социально - трудовых отношений.
|
|
На отраслевом уровне представители работодателей, наемных работников и государства заключают Отраслевое соглашение.
Законом существенно конкретизированы требования к содержанию коллективного договора, который заключается непосредственно на производстве, организации, учреждении.
Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия, и как следствие, на этой почве возникает конфликт.
Рекомендации МОТ «О добровольном примирении и арбитраже» (1952), «О рассмотрении жалоб" (1967), Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» регулируют вопросы мирных способов разрешения трудовых конфликтов.
Примирительная комиссия состоит из представителей сторон и имеет целью производство решения, способного удовлетворить стороны трудового спора (конфликта).
Трудовой арбитраж - это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и который принимает решение по сути трудового спора (конфликта).