Конкурентоспособность товара – его способность успешно продаваться в условиях наличия в продаже конкурентных товаров.
2 аспекта проблемы ценового обеспечения конкурентоспособности товара:
1) цена как фактор конкурентоспособности товара;
2) цена как результат конкурентоспособности товара по качеству.
Задача обеспечения конкурентоспособности товара связана с проблемой разновекторного влияния на нее цены и качества: чем выше качество (что повышает конкурентоспособность), тем выше цена (что в определенной степени снижает конкурентоспособность). На практике эта проблема решается четким выделением одного (единственного) аргумента: или цены (речь идет о стандартном качестве), или качества (тогда высокая цена выступает его индикатором). В условиях монополистической конкуренции особое позиционирование товара может сделать цену второстепенным признаком товара.
Показатели конкурентоспособности товара:
1) индекс конкурентоспособности товара
ik=D1/D0
D – часть товаров в общем объеме сравниваемых периодов
|
|
2) коэффициент конкурентоспособности товара:
K=ГП1/ГП2
ГП – групповой показатель;
di- отношение фактического значения i-го параметра к желаемому;
ai – доля значимости рассматриваемых параметров, определяемых экспертно.
Для обоснования тактики конкурентной борьбы на товарном рынке необходимо использовать следующие границы преимущества коэффициента конкурентоспособности:
А) если преимущество по конкурентоспособности до 30% → конкурентоспособность товара низкая;
Б) от 30% до 50% → стойкость товара на рынке;
В) 50-70% → успешная работа, необходимость наращивать темпы;
Г) более 70% → возможность контролировать рынок этого товара.
3) Показатель соотношения цен товаров-субститутов:
k=p1/p0
p1 – цена фирмы на товар
p0 – цена базового товара
4) Индекс физического объема товарооборота
5) Темп роста прибыли после изменения цены.