Наиболее распространенный метод получения необходимой для анализа информации – опрос потребителей, продавцов и экспертов.
Возникает проблема расчета интегрального показателя.
Средняя балльная оценка качества товаров:

- общий балл
- средние оценки i-основных свойств обследуемых товаров
- ранги важности этих свойств
Простейшим показателем, характеризующим соотношение цены и качества, является цена единицы качества (цена 1 балла).
K=P/B
B – средняя балльная оценка качества товара.
Обобщенный уровень качества может быть включен в модель самостоятельно, как факторный признак (цена – функция от среднебальной оценки).
Метод расчета конкурентоспособной по качеству цены основан на сравнении экспертных и потребительских оценок, а также характеристик ведущих параметров нового и базового товара.
Для анализа эталоном может выступать показатель соотношения цена/качество:
1) Средний для товаров основных конкурентов отрасли;
2) Аналогичного товара основного конкурента;
3) Аналогичного товара фирмы, занимающей значительную долю рынка;
4) Максимально близкого по качеству товара из ассортимента данного предприятия;
5) Успешно продающегося долгие годы товара из ассортимента данной фирмы.
Вопрос 4. Анализ ценовой эластичности (ЦЭ)
Ценовая эластичность (ЦЭ) – специфическое рыночное явление, обусловленное действием сил спроса и предложения.
Экономический смысл эластичности проявляется в изменении какого-либо фактора при сохранении остальных факторов неизменными и степени зависимости от такого изменения динамики анализируемого параметра.
Для оценки ЦЭ спроса применяются:
1. коэффициент эластичности, который характеризует процент изменения одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цене, доходу), показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
2. эмпирический коэффициент эластичности:

(формула используется, если наблюдается значительная разница базисного и других периодов)
, где Т – темп роста цены и количества реализуемого товара
3. теоретический коэффициент эластичности: в расчете строится модель зависимости объема продаж от цен, определяются параметры модели, рассчитывается теоретический объем эластичности


Вопрос 5. Прогнозирование динамики цен
1) Метод Дельфи – общее мнение экспертов (i) – средняя оценка относительной важности того или иного элемента.
x – оценка относительной важности
k – коэффициент компетентности i-того элемента


Чем меньше колеблемость, тем выше надежность (достоверность) мнения. Далее рассчитывается медиана и квартили. Медиана – 2 квартиль (50 процентиль) – это групповое мнение экспертов. От 1 до 2 квартиля – показатели согласованности мнения экспертов.

< а1 и > а3 – эксперты, чьи мнения отличаются от большинства.
2) Способ согласования оценок
Для оценки используются: среднее значение, медианное значение и модальное значение.
Для оценки согласованности мнения экспертов используют:
а) по 1 параметру – коэффициент вариации экспертных оценок, если не больше 33 %, то нормальное
б) по 2 параметрам – ранговый коэффициент корреляции Спирмана
в) по n-параметрам – коэффициент конкардации.
Кроме моделирования связей и экспертных методов используется метод распространения методов тенденция прошлого периода на будущий.
В условиях неустойчивой тенденции изменения цен, можно узнать приблизительный показатель.
Правило: нежелателен срок прогноза, превышающий 1/3 часть базы длинны база прогноза.
Срок прогноза – временной промежуток от базы прогноза до прогнозируемого периода.
База прогноза – прошлый период, однородный по закономерностям развития.
Экстраполяцию уровней цен проводят:
1) по среднему значению с учетом возможных ошибок прогноза
2) по среднему коэффициенту темпов роста
3) по трендовой модели и др.
· Если известна средняя цена за ряд периодов, то возможную ошибку прогноза можно рассчитать следующим образом:

где М – средняя ошибка.
· Если ценовой ряд имеет устойчивую тенденцию, то применяется методика по среднему темпу роста
· Если имеется возможность построения трендов модели, то прогноз осуществляется на основе аналитического уравнения.
Функция доверительного интервала при экстраполяции по трендовой модели:


p – точечный прогноз.
Основная оценка точности прогноза:
1) 
2)
* 
l – прогнозируемый период.
При 
от 20 до 50 – удовлетворительная.
больше 50 – низкая.
Основные методы прогнозирования уровня и динамики цен:
1) Моделирование связей – динамические регрессионные модели
2) Экспертные оценки – Дельфи, метод мозгового штурма, метод согласованных оценок
3) Экстраполяция – по темпу роста, по индексу цен, по трендовой модели.






