Построение экспертной системы

Прежде чем приступить к разработке экспертной системы, инженер по знаниям должен рассмотреть вопрос – следует ли разрабатывать ЭС для данного приложения.

ЭС следует использовать тогда, когда разработка возможна, оправдана и методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.

Чтобы разработка ЭС была возможна для данного приложения, необходимо выполнить следующие требования:

1) Существует эксперты в данной области, которые решают данную задачу значительно лучше начинающих специалистов;

2) Эксперты должны сходится в оценке предполагаемого решения, иначе нельзя будет оценить качество системы;

3) Эксперты должны уметь выразить на естественном языке (вербализовать) и объяснить используемые ими методы, иначе трудно будет рассчитывать на то, что их знания будут извлечены и вложены в экспертную систему;

4) Задача, возложенная на ЭС, требует только рассуждений, а не действий;

5) Решение данной задачи должно занимать у эксперта несколько часов, а не дней или недель;

6) Решение задачи не должно в значительной степени использовать здравый смысл, т.е. широкий спектр знаний о мире;

7) Задача должна относиться к достаточно понятной и структурированной области, т.е. должны быть выделены основные понятия, отношения и способы принятия решений.

Использование ЭС может быть оправдано в случае выполнения хотя бы

одного из условий:

1) Решение задачи принесет пользу в поиске полезных ископаемых;

2) Использование человека-эксперта не допустимо, либо из-за отсутствия достаточного количества экспертов, либо из-за необходимости выполнять экспертизу в различных местах;

3) При передаче эксперту происходят недопустимые потери времени или информации;

4) При необходимости решать задачу во враждебной для человека обстановке.

Приложение соответствует методам экспертных систем, если решаемая

задача обладает совокупностью характеристик:

1) Может быть естественным образом решена посредством символьных рассуждений, а не числами;

2) Должна иметь эвристическую, а не алгоритмическую природу, т.е. должна решаться с выполнением эвристических правил;

3) Должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты;

4) Должна быть достаточно узкой, чтобы решаться методами инженерии знаний.

При разработке ЭС используется так называемая концепция быстрого

прототипа:

- разработчики не пытаются сразу создать конечный продукт.

На начальном этапе они создают прототипную ЭС.

Прототип должен удовлетворять 2 требованиям:

1) С одной стороны решать задачи конкретного приложения;

2) С другой стороны время его разработки должно быть незначительно, чтобы можно было запараллелить процесс отладки знаний с процессом выбора программных средств.

Прототип должен продемонстрировать пригодность методов

инженерии знаний. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа.

В случае неудачи можно разработать новый прототип.

Не…чность вывода – это свойство характерное для вывода в открытой системе и базе знаний, состоящее в том, что ранее выводные значения могут перестать быть выводными при появлении новых фактов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: