Прежде чем приступить к разработке экспертной системы, инженер по знаниям должен рассмотреть вопрос – следует ли разрабатывать ЭС для данного приложения.
ЭС следует использовать тогда, когда разработка возможна, оправдана и методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.
Чтобы разработка ЭС была возможна для данного приложения, необходимо выполнить следующие требования:
1) Существует эксперты в данной области, которые решают данную задачу значительно лучше начинающих специалистов;
2) Эксперты должны сходится в оценке предполагаемого решения, иначе нельзя будет оценить качество системы;
3) Эксперты должны уметь выразить на естественном языке (вербализовать) и объяснить используемые ими методы, иначе трудно будет рассчитывать на то, что их знания будут извлечены и вложены в экспертную систему;
4) Задача, возложенная на ЭС, требует только рассуждений, а не действий;
5) Решение данной задачи должно занимать у эксперта несколько часов, а не дней или недель;
6) Решение задачи не должно в значительной степени использовать здравый смысл, т.е. широкий спектр знаний о мире;
|
|
7) Задача должна относиться к достаточно понятной и структурированной области, т.е. должны быть выделены основные понятия, отношения и способы принятия решений.
Использование ЭС может быть оправдано в случае выполнения хотя бы
одного из условий:
1) Решение задачи принесет пользу в поиске полезных ископаемых;
2) Использование человека-эксперта не допустимо, либо из-за отсутствия достаточного количества экспертов, либо из-за необходимости выполнять экспертизу в различных местах;
3) При передаче эксперту происходят недопустимые потери времени или информации;
4) При необходимости решать задачу во враждебной для человека обстановке.
Приложение соответствует методам экспертных систем, если решаемая
задача обладает совокупностью характеристик:
1) Может быть естественным образом решена посредством символьных рассуждений, а не числами;
2) Должна иметь эвристическую, а не алгоритмическую природу, т.е. должна решаться с выполнением эвристических правил;
3) Должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты;
4) Должна быть достаточно узкой, чтобы решаться методами инженерии знаний.
При разработке ЭС используется так называемая концепция быстрого
прототипа:
- разработчики не пытаются сразу создать конечный продукт.
На начальном этапе они создают прототипную ЭС.
Прототип должен удовлетворять 2 требованиям:
1) С одной стороны решать задачи конкретного приложения;
2) С другой стороны время его разработки должно быть незначительно, чтобы можно было запараллелить процесс отладки знаний с процессом выбора программных средств.
|
|
Прототип должен продемонстрировать пригодность методов
инженерии знаний. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа.
В случае неудачи можно разработать новый прототип.
Не…чность вывода – это свойство характерное для вывода в открытой системе и базе знаний, состоящее в том, что ранее выводные значения могут перестать быть выводными при появлении новых фактов.