Разгерметизация линейной части МТП

Если имеется свищевое отверстие в стенке трубопровода, то ликвидация утечки возможна как с остановкой, так и без остановки перекачки в зависимости от ситуации. Потери продукта при этом рассчитывают по уравнению 5.3.

Если повреждена линейная часть на выкиде одной из ПС, то перекачка может быть остановлена аварийно в следующих случаях:

- резкое падение давления на выкиде станции, которое сопровождается ростом расхода и увеличением силы тока в сети двигателя, а также резким падением давления на приеме следующей ПС. Давление на приеме этой же станции и на выкиде предыдущей падает или остается без изменений в зависимости от характера аварии. Это значительный порыв трубопровода. ДЦУ, ДРУ дают команды о немедленной остановке трубопровода;

- падение давления на выкиде станции более 0,1 МПа, это падение держится в последующий период, расход увеличивается на 20-50 м3/час или имеет место небаланс перекачки, на последующей станции давление медленно снижается. Это или повреждение или хищение;

- сообщение о выходе продукта от ремонтных бригад или посторонних лиц, когда приборы его не регистрируют.

 

Последние два случая не очень ясны, поэтому диспетчер РУ, ДЦУ могут привлекать службу эксплуатации, руководство управления для решения вопроса о немедленной остановке или эта остановка будет произведена после осмотра трассы ремонтными службами.

Дополнительно к вышесказанному анализируются данные по давлению и расходу на других станциях.

 

Если авария произошла на приеме станции, то имеют место следующие изменения:

- давление на приеме (по манометру) падает;

- расход на приеме падает (по расходомеру);

- нагрузка на электродвигатель, то есть сила тока в цепи электродвигателя, уменьшается (по амперметрам);

- на предыдущей станции давление на выкиде снижается (по манометру);

- на предыдущей станции увеличивается расход;

- нагрузка на электродвигатель на предыдущей станции растет.

 

После остановки диспетчер РУ дает команды о выезде ремонтной службы на трассу для обнаружения места аварии, ставит в известность ДЦУ и администрацию управления. После обнаружения места аварии, о чем сообщает высланная заранее бригада, вопросами ремонта начинает заниматься служба эксплуатации.

До уточнения места аварии задвижки на МТП, на конечной станции остаются открытыми для схода продукта.

Если после уточнения места аварии становится ясно, что сход нефтепродукта в емкости ближайших ЛПДС, нефтебаз невозможен по профилю, то диспетчер дает команду ремонтной службе ещё до приезда основных бригад перекрыть ближайшие к месту разрыва линейные задвижки.

Кроме естественного схода нефтепродукта может использоваться вариант, когда продукт из поврежденного трубопровода откачивается подпорным или основными насосами ближайшей станции или нефтебазы в резервуары этой станции или нефтебазы.

Количество продукта, которое может выйти из трубопровода на рельеф после остановки перекачки, ориентировочно оценивается по профилю трубопровода (рис. 5.5).

 

Рис. 5.5 – Схема возможного выхода продукта в условиях статики

 

Если авария произошла в точке А′, то продукт может сойти с участков АД и А′В. Объем сошедшего продукта, как показано на данном рисунке, будет равен

, м3

Если приемный резервуар на конечной станции по профилю выше места аварии, его закрывают в возможно короткие сроки.

 

После остановки задачи диспетчера:

- уточнить место аварии и площадь растекания продукта;

- проверить по профилю трассы и у ремонтной службы наличие водоемов, населенных пунктов, близость железной дороги к месту аварии;

- дать распоряжение об огораживании места аварии предупредительными знаками, при необходимости через администрацию населенных пунктов предупредить жителей об осторожном пользовании огнем;

- дать сообщение диспетчеру железной дороги, если железная дорога проходит близко и создается опасность от разлива продукта для движения поездов.

 

Затем задача диспетчера – сбор информации и её передача по инстанциям о ходе ликвидации аварии. После ликвидации аварии осуществляется пуск трубопровода, как это было рассмотрено выше.

 

Вторым этапом после пуска трубопровода является определение потерь продукта при аварии. Один из методов определения потерь регламентируется РД 153-39.2-076-01. Согласно РД количество потерянного нефтепродукта определяется по уравнению5.4:

 

П = А + Б – В – Г, (5.4)

где П - потери нефтепродукта в результате аварии, т;

А - количество продукта, необходимое для заполнения трубопровода после аварии, т;

Б – количество продукта, откачанного в МТП от момента разрыва до момента остановки трубопровода, т;

В - количество продукта, поступившего в резервуары ЛПДС и нефтебаз от момента разгерметизации трубопровода до закрытия приёмных задвижек, т;

Г - количество продукта, собранного с места аварии, т.

 

Определение слагаемого А производится расчетом количества откачанного в МТП продукта от момента пуска трубопровода после аварии до момента поступления его в резервуар конечной станции продукта.

 

Гораздо труднее определить слагаемое Б, так как бывает достаточно трудно заметить точно время разгерметизации трубопровода. Слагаемое Б определяют на основании анализа диспетчерского журнала и картограмм самопишущих приборов.

 

Величина В достаточно точно будет определена, если часы всех работников, вступивших в смену, будут сверены перед началом смены и если достаточно быстро до каждого будет доведено время (момент), с которого необходимо вести отсчет поступающего продукта.

 

Величину П можно также рассчитать по концентрации продукта в грунте и по количеству испарившегося продукта (уравнение 5.5):

П = Vн. гр. ×. Спр.+mисп., т, (5.5)

где Vн. гр – объем грунта, насыщенного продуктом, м3;

Спр – концентрация продукта в грунте, кг/м3.

mисп – масса продукта, потерянного от испарения. Потери от испарения рассчитываются по методикам, действующим в системах МТП.

Полученные значения величины П должны быть равны друг другу.

 

Определением площади, залитой продуктом, глубины пропитки, выдачей заданий на отбор проб грунта и определение в нём нефтепродукта занимается комиссия по расследованию аварий, она же выясняет причины аварии, определяет виновных лиц.

Комиссия назначается приказом территориального органа Госгортехнадзора РФ или по согласованию с ним – приказом ОАО МТП или ПО ОАО. Комиссию возглавляет представитель территориального органа Госгортехнадзора РФ, главный инженер (руководитель) ПО ОАО или главный инженер (руководитель) ОАО.

За последние 10 – 15 лет на МТП получило большое распространение явление, которое называется "несанкционированные врезки с целью хищения" нефти или нефтепродуктов.

Несанкционированные врезки – это также разгерметизация МТП, имеющая место при авариях. Наибольший ущерб наносят врезки с негерметичными вентилями или кранами, через которые наряду с самими хищениями происходит постепенная утечка до момента устранения врезки.

Аварийная разгерметизация или несанкционированная врезка требуют быстрого реагирования всех служб для их устранения. К настоящему времени разработано много систем по обнаружению и определению местоположения утечек.

Работа таких систем основана на определении времени, которое требуется для прохождения возмущения от изменения давления или расхода, или шумового возмущения, возникающих при образовании утечек от места утечки до высокочувствительных датчиков, установленных между ЛПДС на линейной части и на самих ЛПДС. По скорости распространения волны и разности времени подхода сигнала к датчикам определяют место утечки.

Недостатком таких систем является их реагирование на любые возникающие в процессе перекачки возмущения, связанные с изменениями давления, расхода, шумовых факторов при отсутствии разгерметизации МТП, поэтому системы по обнаружению утечек дополняются блоками сравнения возникающих возмущений со среднестатистическими значениями, рассчитанными за несколько лет эксплуатации трубопровода. Сигнал об утечке появляется лишь в том случае, если возникшее возмущение превышает среднестатистическое значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: