Тема 5. Системы стерео и объемного звукового вещания.
Цели и задачи изучения темы
Цели:
1. Ознакомить студентов с базовыми принципами построения систем стереовещания и перспективами их развития.
2. Разъяснить перспективные пути развития систем объемного звукового вещания.
З адачи:
1. Изучить свойства и принцип записи стерео сигналов.
2. Рассмотреть сущность аналоговых стандартов стереовещания и перспективы их применения.
3. Выяснить перспективные технологии записи и воспроизведения сигналов объемного звукового вещания.
4. Изучить принципы формирования телевизионных сигналов звукового сопровождения в стерео формате.
Системы записи стереозвука.
Современная аудиотехника активно развивается в настоящее время в направлении создания, внедрения и совершенствования различных пространственных систем звукозаписи, передачи и воспроизведения (Dolby-Surround, Binaural, Ambiophonic, Wave Field и др). Соответственно для обеспечения многоканальной записи разрабатываются специальные микрофонные системы, особенно много новых и достаточно сложных систем появилось за последние годы.
Впервые идея использовать систему из двух микрофонов для записи стереосигналов была предложена в 1931 г. Блюмляйном (это была совмещенная система из двух направленных микрофонов) и реализована в производстве в 1950 г. фирмой Neumann.
Большинство выпускаемых в настоящее время микрофонных стереосистем можно разделить на следующие группы:
· стереосистема АВ;
· стереосистема XY;
· стереосистема MS;
· бинауральные стереосистемы (Binaural stereo).
Рассмотрим принципы построения и характеристики этих систем.
Стереосистема АВ
Сам по себе стереоэффект определяется двумя факторами: разностью во времени прихода сигнала к левому и правому уху и разностью интенсивностей бинауральной пары сигналов. На первый взгляд кажется, что наиболее полно эти два фактора будут реализованы в системе АВ,в которой два микрофона А и В с одинаковыми характеристиками располагают симметрично по двум сторонам помещения (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Микрофонная система АВ
Сигналы с выходов микрофонов по отдельным каналам поступают к двум громкоговорителям, расположенным справа и слева относительно слушателя.
Достижение стереофонического эффекта достигается тем, что звук, принимаемый ближним к источнику звука микрофоном, имеет более высокий уровень и опережает по времени тот же звук, принимаемый другим микрофоном. Это соотношение уровней и временных сдвигов сохраняется и в звуках, воспроизводимых соответствующими громкоговорителями для слушателей, находящихся в так называемой зоне стереоэффекта. Она располагается вдоль оси симметрии громкоговорителей и постепенно расширяется по мере удаления от них. При перемещении источника звука между микрофонами изменяются уровни и временные сдвиги звуков, воспринимаемых микрофонами. Соответственно изменяются условия воспроизведения звуков в помещении для прослушивания. На слух это будет восприниматься как перемещение кажущегося источника звука между громкоговорителями. Одним из основных недостатков системы АВ является невозможность удовлетворить требование совместимости, которое технически сводится к тому, чтобы сумма левого и правого сигналов стереопары давала бы полноценное монофоническое звучание. Но, как нетрудно видеть, при сложении сигналов, принимаемых микрофонами А и В, неизбежны частотные искажения, связанные с разностью хода звуковых волн от источника звука до каждого из микрофонов и, следовательно, с соответствующими интерференционными эффектами. Заметим, что разность хода может внести фазовый сдвиг в 180°, при этом в монофоническом сигнале звук этой частоты будет вообще отсутствовать.
Для устранения интерференционных эффектов разработаны так называемые совмещенные микрофонные системы, в которых стереоэффект формируется только за счет разности уровней сигналов. Микрофоны в таких системах должны иметь различные или различно ориентированные диаграммы направленности.
Стереосистема XY
В системе XY (рис. 5.2) два микрофона с одинаковыми характеристиками и диаграммами направленности в виде восьмерки (кардиоиды или суперкардиоиды) расположены практически в одной точке так, что оси их диаграмм направленности образуют угол около 90°. Микрофоны соединены каналами связи с левым и правым громкоговорителями.
Рис. 5.2. Микрофонная система XY
Стереофонический эффект здесь получается за счет разной чувствительности микрофонов к звуковым волнам, приходящим от источника звука. Так, звучание инструмента, находящегося в направлении оси X, будет воспринято только одним микрофоном, а инструмента, находящегося в направлении оси Y — только другим. И лишь звучание инструмента, находящегося в середине сцены (на оси симметрии), будет воспринято обоими микрофонами с равной интенсивностью. При расположении микрофонов в одной точке сдвига фаз между левым и правым сигналами нет. При звукопередаче по, способу XY можно использовать микрофоны с характеристикой направленности в виде кардиоиды. Угол между главными осями диаграмм направленности звукорежиссер может изменять. Система XY является более совместимой, чем система АВ, однако источники звука, расположенные в центре сцены, имеют повышенную громкость и при монофоническом воспроизведении кажутся более приближенными к слушателю. Система XY находит применение при записи неподвижно расположенных исполнителей, при этом центральные источники располагаются дальше от микрофона.
Стереосистемы MS
При звукопередаче по способу MSмикрофоны, как и при способе XY, расположены в центре сцены. Однако в этом случае один микрофон для канала, обозначенного буквой М, ненаправленный (т.е. одинаково хорошо воспринимает звук со всех сторон), а другой направлен так, что воспринимает звук с боковых частей сцены и имеет диаграмму направленности в виде восьмерки (или «кардиоиды-восьмерки», «восьмерки-восьмерки») (рис. 5.3,а).
Изменение напряжения на выходах микрофонов в зависимости от угла прихода звука показано на (рис. 5.3,б). Для микрофона канала М напряжение всегда постоянно, а на выходе микрофона канала S напряжение максимально лишь в тех случаях, когда звук приходит с направлений — 90° и +90°. При угле, соответствующем 0°, напряжение на выходе микрофона канала S равно нулю. При переходе от одного лепестка характеристики направленности к другому изменяется фаза выходного сигнала микрофона. На (рис. 5.3,б) этот факт нашел отражение в изменении полярности напряжения.
Рис. 5.3. Микрофонная система MS
При воспроизведении звука к левому громкоговорителю подается сумма напряжений от обоих микрофонов (Uм + Us), а к правому — разность напряжений (Um — Us). Разделение левого и правого стереофонических сигналов производится при помощи суммарно-разностного преобразователя. Результат работы суммарно-разностного преобразователя показан на (рис. 5.3,в).
Способ MS имеет явные преимущества. Канал М является полноценным монофоническим сигналом, таким образом, система MS полностью совместима. Кроме того, звукорежиссер в процессе формирования стереосигнала может электрическим путем (при помощи регулятора) изменять соотношение сигналов М и S и тем самым ширину стереопанорамы.
Бинауральные стереосистемы
В таких системах используется модель «искусственная голова», внутри слуховых каналов которой расположены микрофоны (рис.5.4). В этом приборе достаточно точно моделируется форма головы, ушных раковин, выбираются физико-механические параметры материалов таким образом, чтобы моделировать костную проводимость.
Рис. 5.4. Бинауральный стереомикрофон
Звуковой сигнал поступает на мембрану микрофона уже после обработки в раковине и слуховом канале, т.е. он несет в себе закодированную информацию о пространственном положении источника, которую можно передать по двум каналам передачи и воспроизвести на приемном конце через стереотелефоны. При этом слушатель получает достаточно точное пространственное ощущение первичного помещения. «Искусственная голова» достаточно сложное и дорогое устройство, которое производится только немногими фирмами. Например, Neumann выпускает модель KU-100, фирма B&K – модель 4128С, фирма Head Acoustics – модель Aachen Head, фирма IRP – модель KEMAR. Каждая из этих моделей отличается определенными конструктивными особенностями. Так, модель 4128С дополнена моделью торса. Модель KU-100 обладает следующими параметрами: частотный диапазон 20 – 20000 Гц, чувствительность 20 мВ/Па, эквивалентный уровень звукового давления 16 дБА, максимальный уровень SPL при THD < 0,5% равен 135 дБ, динамический диапазон 119 дБ.