Продолжим обсуждение вопроса о том, что нужно сделать, чтобы донести до слушателя оригинальное пространственное звучание. Суть проблемы заключается в следующем. Человек всегда хотел услышать у себя дома голос исполнителя, реакцию зала, шумовую атмосферу, например, концерта так, как если бы он сам присутствовал в концертном зале. Как это осуществить, что нужно делать с оригинальным звуком при его записи, как вообще нужно его записывать, какая звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура необходима, как она должна быть расставлена в пространстве — вот комплекс вопросов, на которые в конечном итоге нужно ответить, чтобы решить поставленную задачу. Попробуем найти подход к ее решению, для чего вернемся к упомянутому примеру с концертным залом.
Звуковая волна, приходящая к каждому конкретному слушателю в зале, является очень сложной результирующей волной. Дело в том, что звук, исходящий, скажем, от исполнителя на сцене, расходится во все стороны от него, "рассыпаясь" на множество звуковых волн, часть из которых напрямую приходит к слушателю, а часть, отражаясь от сцены, стен, потолка, сидений, обивки, других слушателей, огибает различные препятствия (в том числе и голову самого слушателя), частично поглощается, трансформируется и только после этого достигает слухового аппарата слушателя. Таким образом, то, что слышит слушатель, есть сложная результирующая звуковая волна, являющаяся результатом суперпозиции множества других волн. Понятно, что состав этой волны зависит также и от положения слушателя в зале.
|
|
Учитывая изложенное, можно сказать, что, в целом, задача донесения до среднестатистического слушателя настоящего живого звучания в записи (будь то звучание в концертном зале или где-то еще) состоит в как можно более точном моделировании всех тех процессов и преобразований, которые звук претерпевает на своем пути от настоящего источника звука к слушателю. От совершенства принятой модели и правильности ее реализации зависит конечный результат — качество и достоверность воспринимаемого слушателем звучания при воспроизведении записи.
Все общепринятые схемы звукозаписи и звуковоспроизведения, начиная с самой примитивной [один микрофон — устройство записи — громкоговоритель] и заканчивая базовой моделью на основе многоканальных систем, обобщенную схему которой можно описать как [ m микрофонов — устройство высококачественной многоканальной записи — n динамиков], не могут сами по себе обеспечить по-настоящему реалистичного эффекта пространственного звучания. Так же следует сказать, что последняя схема способна доносить до слушателя звучание, близкое к реальному, или, точнее, имитировать его, но и она крайне далека от совершенства. Основная проблема описанных моделей звукозаписи и звуковоспроизведения заключается в том, что они построены без учета всех упомянутых выше факторов, деформирующих исходную звуковую волну, а также без достаточного учета психофизиологических особенностей восприятия звука человеком.
|
|
Как показывают исследования в области звука, без учета перечисленных выше факторов, влияющих на звуковую волну при ее распространении, а также без достаточного учета психоакустических особенностей восприятия звука человеком невозможно добиться дальнейшего прогресса в области звукозаписи и звуковоспроизведения.
В основе более развитой модели, пришедшей на смену предыдущим, лежит следующая концепция: источник звука, слушатель и пространство, в котором распространяется звук, — это некая система, на входе которой находится источник звука, на выходе — слушатель, а все преобразования, которые претерпевает звук на своем пути, заключаются внутрь этой системы (рис. 5.25).
Рис. 5.25. Модель прохождения звука от источника к слушателю
Суметь смоделировать происходящие внутри этой системы процессы — значит суметь смоделировать все то, что происходит со звуковой волной на ее пути от источника звука к уху слушателя.
Один из подходов моделирования процессов внутри системы заключается в физико-математическом моделировании на уже существующей научной и практической базах в области волновых процессов и психофизиологической акустики, а также в проведении дальнейших научных исследований (теоретических и экспериментальных) в этой области. Понятно, что такой путь моделирования сложный, трудоемкий и длительный, особенно когда это касается сложных систем (например, если нужно рассчитать и реализовать физико-математическую модель распространения звуковой волны в концертном зале с учетом всех перечисленных выше факторов). А вот если решать аналогичную задачу, например, для несложного (геометрически и пр.) помещения, то такой подход может быть реализован, хотя и в этом случае из-за различных допущений в существующих теоретических расчетах возможна сравнительно большая погрешность на выходе системы.
Поэтому существует второй, параллельный, так называемый экспериментальный, подход к решению проблемы, суть которого состоит в следующем. Исследуемую систему в каждом конкретном случае рассматривают как некий "черный ящик". Подавая на вход анализируемой системы различные тестовые звуковые сигналы, на выходе проверяют реакцию на эти сигналы и делают конкретные выводы о том, что происходит внутри данной конкретной системы, т.е. какие преобразования претерпевает звуковая волна. Создавая таким образом библиотеку - каталог тестов, можно воспроизвести искусственную модель, осуществляющую приблизительно те же преобразования, какие происходит внутри черного ящика (системы) и тем самым имитировать реальные процессы. Конечно, этот метод в чистом виде также имеет свои допущения и погрешности, однако в совокупности с физико-математическим моделированием такой комбинированный подход дает неплохие результаты.
Одна из технологий, основанных на описанной идее моделирования, получила название HRTF (Head Related Transfer Function — передаточные функции, относительные головы). Суть HRTF — накопление библиотеки передаточных функций, описывающих психофизиологическую модель восприятия пространственности звучания слуховой системой человека. Для создания библиотек HRTF применяются различные устройства и методики, одна из которых основывается на использовании искусственного манекена KEMAR (Knowles Electronics Manikin for Auditory Research). Суть проводимых измерений состоит в следующем.
|
|
Манекен располагают в тестовом помещении (пространстве), моделирующем некую акустическую среду. Форма манекена повторяет форму тела человека. В уши манекена встраиваются микрофоны, с помощью которых ведется аудиозапись (эти микрофоны располагаются как бы на выходе исследуемой системы — окружающей среды, помещения). Звук воспроизводится источниками (на входе системы), расположенными вокруг манекена. В результате аудиозапись от каждого микрофона представляет собой звук, "прослушанный" соответствующим ухом манекена, и естественным образом учитывает все изменения, которые звук претерпел на своем пути от источников к уху (отражение, поглощение, преломление, огибание препятствий, стен, углов, частей тела и пр.). Расчет передаточных функций HRTF производится путем сравнения оригинального, воспроизведенного звука и звука, "считанного" ("услышанного") микрофоном в ухе манекена. По разнице различных параметров этих звуков оцениваются и анализируются изменения, которые претерпевает звуковая волна при прохождении через систему.
Собственно, сами опыты заключаются в воспроизведении разных тестовых и реальных звуковых сигналов, их записи с помощью манекена и дальнейшем анализе. Выражаясь математически, HRTF— это, по сути, набор трансформаций, которые претерпевает звуковой сигнал на пути от источника звука к слуховой системе человека. Рассчитанные однажды опытным путем, HRTF могут быть применены для обработки звуковых сигналов с целью имитации реальных изменений звука на его пути от источника к слушателю. Различные формы реализации HRTF нашли свое применение в разнообразных технологиях объемного звучания, в частности в методах имитации пространственного звучания при воспроизведении звука с помощью наушников.
Использование идеи HRTF как оказалось, также не решает поставленную задачу в полной мере. Дело в том, что один и тот же комплект HRTF не подходит одинаково для всех слушателей. Идея создания некоего сбалансированного усредненного единого комплекта HRTF для среднестатистического слушателя, который смог бы подойти всем слушателям, не получила широкого распространения из-за ее проблематичности ввиду специфики индивидуального восприятия звука каждым слушателем в отдельности.
|
|
Помимо проблемы необходимости усреднения HRTF, существует также проблема, связанная с поворотами слушателем головы, когда речь идет о воспроизведении звука не через наушники. Дело в том, что если источниками звука являются, например, две акустические системы, то для создания реального (естественного) пространственного звучания необходимо среди прочего точно отслеживать повороты головы слушателя для соответствующей корректировки сигналов каждого физического источника. Кроме того, при воспроизведении звука сигналы от двух акустических систем смешиваются, в результате чего появляются перекрестные искажения звуковых волн и бинауральный эффект ухудшается (чего, естественно, не происходит при использовании наушников). В дополнение ко всему при использовании в качестве источников звука акустических систем возникает проблема необходимости расположения слушателя строго в определенной области пространства между источниками звука (поскольку библиотека HRTF не может быть рассчитана на любое местоположение слушателя в пространстве). Область, в которой должен находиться слушатель, называется Sweet Spot. Sweet Spot накладывает строгие ограничения на расположение слушателя. Если слушатель покидает область Sweet Spot, то звучание, создаваемое источниками звука, перестает восприниматься им как пространственное. Поэтому при разработке технологий пространственного звучания перед разработчиками, помимо перечисленных проблем, возникает также проблема необходимости расширения области Sweet Spot.
Наряду с описанными проблемами реализации звучания с помощью HRTF у любой системы звуковоспроизведения есть проблемы другого плана, например наушники слабо справляются с воспроизведением фронтальных сигналов; при использовании наушников возникает проблема локализации звукового сигнала внутри головы слушателя, а также эффект бесконечного расширения стереобазы (стереопанорамы) из-за размещения источников звука строго по разные стороны от головы; двухканальные системы плохо обеспечивают восприятие слушателем звучания сзади; в I реализации многоканальных систем слабым местом является необходимость достаточно точного расположения источников сигнала и другие проблемы. Конечно, существуют способы борьбы с этими проблемами, однако их эффективность не сто процентная. Таким образом, несмотря на теоретически правильно выбранный общий подход к моделированию пространственного звучания, его практическая реализация сталкивается с серьезными трудностями, связанными с необходимостью учета:
· множества особенностей реальных помещений, их конфигураций;
· расположения слушателя в пространстве (в том числе в динамике);
· особенностей звуковоспроизводящей аппаратуры и т.д.
Тем не менее, можно сказать, что подход, комбинирующий экспериментальное и физико-математическое моделирование, все-таки наиболее совершенен, поскольку он хотя бы теоретически учитывает все тонкости звукопередачи, а связанные с его реализацией сложности могут решаться в каждом конкретном случае с той или иной степенью надежности.