С точки зрения международных валютных отношений инфляция отрицательно воздействует на:
1. Внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых;
2. Инфляция повышает, уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть;
3. Рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов;
4. Неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях.
6.3. Антиинфляционная политика
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать:
1. Анализ причин и факторов, определяющих инфляцию;
2. Набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции:
1. Поиск адаптационной политики, то есть приспособление к инфляции;
2. Попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика
Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию–прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.
В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег:
1. Наиболее распространена индексация ставки процента, то есть увеличение ставки процента на величину инфляционной премии;
2. Индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы.
Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и тому подобное
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции:
1. Реализация краткосрочных проектов;
2. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг, что приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства).
3. В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса.
4. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли:
1. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение.
2. С другой стороны–ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.